Глава IV ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАБОТКИ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ИЗОБРАЖЕНИЯ




Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.
Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.
Всему этому ребенок учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.
При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.
Многочисленные наблюдения за детьми показывают, что уже в 1 — 2 года дети, подражая взрослым или старшим братьям, сестрам, берут в руки карандаш и начинают двигать им по бумаге (В освещении этого периода развития рисования мы опираемся на данные, полученные многими исследователями — как зарубежными, так и советскими. Периодизация естественной техники рисования взята нами из монографии Н. П. Сакулиной «Рисование в дошкольном детстве». М., «Просвещение», 1965)
Чтобы подражать изобразительным движениям, ребенок должен управлять своими движениями. Такая возможность появляется ко второму году жизни.
Первые штрихи, которые ребенок наносит на бумагу, большей частью прерывающиеся: карандаш то касается бумаги, то проносится по воздуху. Но довольно быстро, обычно после нескольких проб, рука ребенка крепнет, движения делаются более энергичными, многократно повторяющимися: ребенок двигает рукой туда-обратно, не отрывая карандаша от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, по длине соответствующие размаху руки ребенка. Многократное повторение, упражнение в одних и тех же движениях содействует развитию соответствующих групп мышц и механизма произвольного управления ими.
В это же время маленькие дети, ударяя карандашом по бумаге, получают точки и короткие штрихи. Эти движения они повторяют на протяжении второго и третьего года жизни.
Постепенно ребенок начинает изменять направление штрихов, располагая их по-разному на листе бумаги, изменяется характер движения (прямолинейные, дугообразные, вращательные).
Эти изменения направленности движения не регулируются зрением, а являются результатом двигательных поисков: производя движения в разном направлении, дети осваивают пространство листа.
Если непрерывное дугообразное движение обратно идет не по тому же пути, а загибаясь в другую сторону, то получается вращательное движение. Благодаря совершенствованию этого движения, форма в изображении все более и более округляется. Вращательное движение может сосредоточиваться на одном месте, и тогда получаются мотки, может распространяться по всему листу — в этом случае образуются спирали. От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным движениям. Отдельные линии приобретают все более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом (появляются зигзаги), перекрещиваются.
Рисунки детей этого возраста характеризуются большим разнообразием линий, которые получаются чаще всего случайно: не всякую линию ребенок может повторить по предложению взрослого; малыш не может сознательно в нужной точке остановить движение руки, чтобы получить линию определенной длины, а рисует как выйдет.
В первом полугодии третьего года жизни ребенка отдельные линии начинают закругляться, замыкая контуром фигуру. Это одноразовое замыкающее линию движение как бы «вырезывает» фигуру из фона бумаги. Однако далеко не полностью ребенок владеет произвольностью действий для получения тех или иных штрихов, той или иной фигуры; ему не всегда удается, направить движение, подчинить его определенной цели. Ребенок не всегда устанавливает связь движений с полученным изображением. Возможность начертания замкнутых фигур проявляется лишь в отдельных случаях. В период от двух до трех лет характерно также освоение несколько более сложных графических структур — круга с расходящимися от него во все стороны линиями, пересечения разных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных).
Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или явления, период свободного действия с карандашом и бумагой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки. Постепенно в этих естественных упражнениях рука ребенка приобретает уверенность, смелость. Поэтому не следует торопиться переводить детей на содержательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать. Рука, и без того еще действующая неуверенно, становится еще более неумелой, когда перед ребенком возникает задача передать в рисунке форму предмета. Ребенок еще мал, и неудачи делают рисование неинтересной для него деятельностью. Если же задача предметного изображения будет поставлена лишь тогда, когда рука ребенка свободно овладеет карандашом и приобретет большую уверенность (как это и предусмотрено «Программой воспитания в детском саду»), то ребенок решит ее без особого напряжения и отрицательное отношение к рисованию не появится.
Но в этот период, всякий раз когда дети рисуют, надо следить, чтобы они правильно держали карандаш, фломастер или кисть.
Итак, некоторые рисовальные движения, на которых позднее основывается передача формы в изображении, а также закрашивание рисунков возникают в самостоятельных действиях ребенка. Уже в процессе начального чирканья значительно участие зрительного анализатора, ребенок воспринимает линии, которые наносит его карандаш на лист бумаги. Можно сказать, что в этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение.
Выяснение хода развития «естественной» техники рисования у маленького ребенка необходимо было сделать для того, чтобы не игнорировать развития естественных движений руки ребенка, не действовать при обучении в противовес им, что значительно усложнило бы овладение техникой рисования, а опираться на то, что уже усвоил ребенок.
Е. А. Флерина неоднократно указывала на смелость, свободу движений руки маленького ребенка, на его интерес к поискам разнообразных движений для получения штрихов различного характера, на стремление заполнять лист бумаги штрихами и освоение таким образом пространства листа. Эта легкость, свобода обусловлены тем, что нет сложности изображения. В процессе обучения необходимо сохранить смелость и свободу движений, свойственные маленькому ребенку, его стремление к повторению однородных движений.
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе детского сада, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой.
В детском изобразительном творчестве формирование технических навыков и решение изобразительных задач находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой.
В связи с этим нужно сопоставить последовательность решения изобразительных задач в рисовании с последовательностью овладения техникой. В других видах изобразительной деятельности такая взаимозависимость найдена. Например, в лепке детей вначале учат наиболее простому действию — раскатыванию глины между ладонями прямыми движениями. По мере освоения этого навыка переходят к обучению раскатывания кругообразными движениями. Овладение указанными техническими приемами дает возможность лепить различные предметы округлой и цилиндрической формы.
В обучении аппликации также определено правильное соотношение техники вырезывания и содержания изображения. Сначала детей обучают технике резания по прямой линии, затем резанию по дуге и по окружности. Используя немногие технические навыки и умения, дети могут решать довольно разнообразные изобразительные задачи. Указанные в существующей программе технические навыки рисования не всегда соотнесены с освоением изображения. Однако и в рисовании можно найти такое соотношение, которое позволит последовательно отрабатывать технику рисования и при этом решать изобразительные задачи. Технические навыки рисования должны отрабатываться не оторвано от изображения, а включаться в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразительных задач и постепенно совершенствуются.
Овладев умением подчинять движения руки задаче рисования любой формы разной величины и в различном пространственном положении, дети получают возможность изображать разнообразные предметы.
На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по технике рисунка.
Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?
В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (приманиванием кисти), точки, движения но прямой в случайном направлении,
Упражнения такого рода развивают способность совершать преднамеренно движение определенного характера. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легко, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что палочку карандаша и кисти можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивидуальные особенности детей.
Нужно поддерживать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии: хвалить малыша за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить.
Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребенок начнет сам к нему приспосабливаться, искать удобное положение руки.
Самостоятельно найденный ребенком чаще всего неправильный способ с большим трудом поддается исправлению, так как ребенок к нему привык, он удобен, позволяет действовать карандашом как рукой, максимально приближая руку к листу бумаги. В результате специфически орудийное действие не формируется.
К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть.
Во второй младшей группе эти навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия.
Однако многие дети приходят во вторую младшую группу из семьи или из яслей, где обучение правильным способам действий с карандашом и кистью не проводилось.
Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного изображения дети то держат карандаш высоко, то спускают пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети неравномерно сжимают карандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат в руке, так что карандаш то и дело падает. Излишнее напряжение вызывает скованность движений, быстрое утомление руки.
Хотя движения руки ребенка к трем "годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют. Даже если они уже начали рисовать раньше, то и тогда правильные способы владения карандашом и кистью в большинстве случаев отработаны недостаточно. Поэтому задача формирования правильных навыков должна быть решена во второй младшей группе. В связи с этим основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш и кисть.
На первом же занятии важно показать, как это нужно делать, а затем предложить взять карандаш так, как было показано. Далеко не всем детям удается сразу сделать это верно, даже если педагог продолжает держать карандаш в руке. Одни дети берут карандаш двумя, четырьмя или всеми пальцами руки, при этом они уверены, что держат карандаш правильно. Другие пытаются взять карандаш правильно, но это у них не получается несмотря на многочисленные попытки. Совершенно очевидно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в пальцах: необходимы какие-то дополнительные действия со стороны педагога. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога.
Этот факт можно объяснить очень незначительным опытом обращения ребенка трех-четырех лет с орудиями и инструментами. Поэтому при показе воспитателя у детей не возникает представления о том, как же нужно взять этот инструмент, и многие воспроизводят лишь приблизительно сходный способ (держат пальцами, а не в кулаке). К сожалению, такая неточность часто проходит мимо внимания педагога. Он поправляет лишь тех, кто держит карандаш в кулаке. Так ребенок привыкает держать карандаш неправильно, что, безусловно, мешает выработке необходимой для изобразительной деятельности свободы действия с инструментом.
Выделяются и такие дети, правда, их очень немного, которые очень быстро теряют правильное положение пальцев даже после того, как карандаш вложен им в руку педагогом. Эти дети очень долго не могут овладеть правильной хваткой инструмента. Все это свидетельствует о том, что воспроизведение детьми правильного способа не дается просто и требует внимания педагога.
Вместе с тем очень важно, чтобы с самого начала дети усваивали именно такой способ, который обеспечивает большую свободу движений руки с инструментом, что необходимо для решения изобразительных задач, которые постепенно усложняются и требуют определенной свободы и легкости владения карандашом и кистью. До сих пор этому уделялось очень мало внимания. Чаще всего воспитатель считает нужным показать детям, как правильно держать карандаш. Однако навык нельзя считать сформированным, даже если на первом занятии ребенок правильно воспроизвел хватку инструмента. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как они его держат. Это дает возможность на некоторое время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли карандаш как следует и в случае необходимости поправить детей. Для более прочного закрепления навыка целесообразно его отработке уделять внимание на многих занятиях и в последующих группах.
Во второй младшей группе дети рисуют карандашом и кистью. Необходимо научить их правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая палочку кисточки, держать за железным наконечником или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку.
Дети сами не догадываются, а часто просто забывают своевременно обмакнуть кисть в краску. Когда краска кончается, они, пытаясь получить цвет, ведут кисть против ворса, трут ею по бумаге. Кисть от этого лохматится, портится, а цвета все равно не дает. Нужно приучать детей самостоятельно обмакивать кисть в краску по мере надобности. Если кто-то из детей забыл взять краску на кисть, следует напомнить ему об этом.
Бывает, что, взяв краску на кисть, ребенок несколько раз проводит ею по краю баночки, пытаясь снять лишнюю каплю. В результате кисть остается почти без краски. Это обнаруживается сразу же, как только малыш начинает рисовать. Ребенок снова обмакивает кисть и снова ее отжимает о край розетки. Много времени тратится впустую, а рисунок не продвигается. Это раздражает детей. Поэтому нужно учить малышей снимать лишнюю каплю краски одним касанием кисти края розетки.
Обучение детей рисованию красками включает усвоение правильного положения кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги.
Задачи расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требуют отработки произвольной регуляции размаха (амплитуды) движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке. В элементарном виде этот навык начали отрабатывать в первой младшей группе: дети не должны выводить линии рисунка за пределы имеющегося у них листа бумаги.
В группе четвертого года жизни отработка этого навыка продолжается и усложняется: движение руки ограничивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длиной ступенек (расстоянием между вертикальными линиями).
Остановка движения в нужной точке необходима и для рисования предметов прямоугольной формы, которые также предусмотрены программой. Овладение этим навыком продолжается и в последующих группах, так как задачи изображения, определенные для этих групп, требуют постоянного совершенствования (рисование предметов сложного строения, передача величинных отношений частей предметов и разных предметов между собой).
Уже начиная с первых опытов рисования (детьми от одного года до трех лет) движения руки повторяются, постепенно приобретая равномерный, ритмический характер. Ритм организует рисовальные движения и способствует их усвоению.
Отработка того или иного навыка и качества движения тоже связана с повтором. С самого начала обучения задания даются так, что на одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а несколько. Повторение одного и того же движения вызывает его ритмичность. С другой стороны, ритмичное повторение движений — путь совершенствования технических навыков и усиления кинестетического контроля за качеством движений.
Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, определенного темпа (быстроты). Так, рисование округлых форм способствует отработке плавности движения, его слитности. Рисование округлых предметов не следует проводить в слишком замедленном темпе, так как в этом случае труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок.
Рисование прямых линий также требует плавности, неотрывности, так как линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Линия, нарисованная с отрывом карандаша (кисти) от бумаги, выглядит лохматой, неровной.
Исходя из задач изображения, эти качества движений следует начинать отрабатывать во второй младшей группе и продолжать в течение всего периода обучения детей рисованию. Указанные в программе задачи изображения могут быть решены лишь при условии формирования навыков и умений, определяющих передачу в рисунке формы предметов, их пропорций.
Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура. Наблюдения показывают, что при отсутствии целенаправленного формирования умения изменять направление движения под углом дети трех лет не могут нарисовать предмет прямоугольной формы. Они не делают остановки на углах, чтобы сразу изменить направление движения, а продолжают его, постепенно скругляя углы. Иногда получается 1—2 угла, если дети смогли остановить движение и продолжать его снова, изменив направление. Но остановка на углах и резкий поворот движения, очевидно, случайны, так как дети не могут осознанно повторить их при рисовании всей формы: все последующие углы скругляются и получается неправильная округлая форма, а не прямоугольная. То же самое проявляется и у некоторых детей четырех лет, если они до этого не учились рисовать.
Это свидетельствует о том, что дети трех лет и даже отдельные дети четырех лет не могут еще достаточно произвольно управлять своими движениями. Они делают как получится.
Очевидно, здесь отрицательно сказывается ранее отработанный двигательный навык слитного безостановочного движения (рисование округлых форм), который мешает формированию нового. Перестройка характера движения происходит не сразу: требуется некоторое время, пока дети усвоят новое.
Учитывая сложность формообразующего движения, требующего координации движения руки и зрительного контроля, целесообразно вначале обучать детей способу раздельного рисования сторон прямоугольной формы, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом, например: «Сторона, остановились; еще сторона, остановились...» и т. д.
Навык удержания направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до подготовительной группы.
Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда-и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений).
Все эти движения и двигательные навыки уже начали складываться при изображении предметов; с появлением в программе требования закрашивать рисунки (во второй младшей группе) названные выше навыки, постепенно отрабатываясь, включаются в это умение.
С введением закрашивания возникает задача сразу формировать дифференцированные движения при работе с карандашом и с кистью, учитывая различие этих инструментов и различное положение руки при рисовании.
Обучение правильным приемам закрашивания карандашом и кистью осуществляется и в следующей группе.
Постепенно овладевая техническими навыками, определенными для этой возрастной группы, дети все более свободно и правильно решают изобразительные задачи.
В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью. Здесь эти навыки становятся более сложными.
Изобразительные задачи, которые решают в этой группе, требуют формирования более осознанного умения менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования. Так, широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изображения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следует держать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса. Дети в процессе рисования часто забывают об этом и держат кисть наклонно. Тонкая линия не получается. Напоминание педагога помогает действовать верно и получить хороший результат.
Положение карандаша в руке при рисовании тоже может меняться; например, при закрашивании его держат по отношению к листу бумаги более наклонно, пальцы вытягиваются по палочке карандаша, ладонь повертывается к бумаге. При этом грифель дает более широкие штрихи, и рисунок закрашивается быстрее.
Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых, вертикальных и горизонтальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов; кроме того, рисование их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение необходимо при рисовании любых предметов прямолинейных очертаний (разнообразные здания, машины, детские постройки и т. п.).
Наиболее правильными и эффективными, по нашему г мнению, являются такие способы проведения линий, которые обеспечивают не только удобное, устойчивое движение руки при рисовании линии карандашом и кистью, но и возможность зрительного контроля за проведением линии на всем ее протяжении. Этому, безусловно, отвечает способ рисования вертикальных линий, когда рука с карандашом движется сбоку линий, и рисование горизонтальных, когда рука с карандашом движется слева направо внизу линии. (При рисовании этих линий краской способ движения руки будет иным; кисть надо вести по ворсу.) Такой способ дает возможность контролировать линию по длительности, что важно не только для изображения самой линии, но и любых предметов, состоящих из прямых линий; обеспечивает правильную передачу пропорций сторон изображаемого предмета.
Сразу после объяснения и показа способа рисования вертикальных прямых у детей спрашивают, где должна быть рука при рисовании.
Затем им предлагают показать в воздухе положение руки с карандашом, правильное движение и только после этого рисовать.
Однако когда предлагают поставить руку с карандашом на бумагу так, как надо для рисования линий сверху вниз, многие дети старшей группы часто ставят руку неправильно: впереди линии. Это свидетельствует о том, что осознание движения опережает процесс формирования навыка: дети могут правильно обозначить движение словом, но само движение еще не сформировано, что и приводит к ошибкам.
Наблюдения показали, что при самостоятельном освоении способов рисования линий в разном направлении дети, как правило, используют разные движения руки. Особые трудности испытывают они при рисовании горизонтальных линий. Каждый ребенок пытается найти наиболее удобное для себя положение руки с карандашом. Способы рисования различных линий складываются стихийно и далеко не всегда они рациональны: рука лежит неудобно, закрывает часть рисунка, мешает свободе движений и осуществлению зрительного контроля за ним. При этом часто дети принимают очень неудобную позу, весь корпус их искривляется. Иногда в течение рисования положение руки меняется несколько раз. Все это приводит к большой затрате времени и энергии и чаще всего к низкому изобразительному эффекту: линии получаются искривленными, неоправданно изменяется их направление.
Нет у детей единообразия и в характере проведения линий: одни рисуют линии сразу, не прерываясь от начала до конца, другие останавливаются, выясняя дальнейшее направление линии; некоторые рисуют штриховой поисковой линией, обводят линии по нескольку раз.
Чаще всего у детей на основе самостоятельных действий с карандашом закрепляется какой-то способ рисования. Но иногда никакого определенного способа нет, а ребенок каждый раз примеривается, прилаживается, отыскивая наиболее удобный, тратя много лишнего времени, прежде чем что-то нарисовать.
При отсутствии обучения рациональным способам рисования горизонтальных линий затруднения наблюдаются даже у детей седьмого года жизни. Так, большинство детей, начав рисовать горизонтальные линии, повертывают лист бумаги на 90° и рисуют их как вертикальные.
Положив лист после замечания педагога правильно, дети испытывают те же трудности, что и трехлетние.
Некоторые вертят лист снова.
Эти факты свидетельствуют о том, что за время пребывания в детском саду детей не научили эффективным способам рисования линий и они фактически остались на том уровне, которого самостоятельно достигли к трем годам.
Итак, при рисовании вертикальных линий рука ребенка чаще всего движется свободно, уверенно. При рисовании горизонтальных линий ее движения более напряженны и скованы, как правило, движется не только рука, но и все тело.
Причина указанных различий при проведении вертикальных и горизонтальных линий, вероятно, заключается в том, что движение в направлении сверху вниз по отвесу более естественно, и ребенку легче сохранить направление, проследить движение взором. Этим навыком дети уже начинают овладевать в первоначальный период рисования. Ведение линии слева направо по горизонтали требует как навыка равномерности движения при закрепленном положении руки, так и зрительного контроля за направлением движения.
Предметы, состоящие из линий разного характера, дети рисуют и во второй младшей группе, однако давать им определенные способы движения руки при рисовании вертикальных и горизонтальных линий целесообразно не раньше, чем в средней группе, предоставив детям трех лет рисовать их свободно. Объясняется это тем, что дети трех лет в связи с началом целенаправленного обучения изобразительной деятельности вынуждены усваивать большое количество новых способов действия, а возможности их ограничены. Поэтому важно отрабатывать только те навыки, без которых невозможно решение изобразительных задач, указанных в программе этой группы и составляющих базу для формирования других навыков и умений, необходимых для решения задач в последующих группах.
Но при показе способов изображения этих линий или предметов, состоящих из них, педагог должен действовать правильно, в соответствии с определенными выше способами, не фиксируя на них внимание детой.
В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).
В этой группе важно продолжать учить изменять направление движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов. Вместе с тем это умение усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольных, квадратных, треугольных, круглых, овальных).
Так, движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению. Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге, к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. Наблюдения показывают, что усвоение этого умения происходит не легко. Не умея плавно изменить направление движения, некоторые дети делают резкую остановку и после этого меняют направление: смена направления движения под углом дает прямоугольную форму с углами, но не овал. На это следует обращать внимание при обучении детей.
Как правило, в средней группе дети рисуют только цветными карандашами и красками гуашь. Однако в некоторых республиках (например, в Латвии) в программу этой группы включают и цветные восковые мелки. Опыт показывает, что дети легко осваивают их и рисуют ими с большим удовольствием. Мелки мягкие и оставляют на бумаге широкую фактурную линию.
Цветными восковыми мелками дети создают рисунки на разные темы: «Красивые цветы», «Елочки зимой в лесу», «Рыбки плавают в аквариуме» и многое другое.
Вот как, например, проходило занятие на тему «Рыбки плавают в аквариуме».
В начале занятия воспитательница исполнила латышскую народную песню о девочке и рыбке Затем предложила нарисовать, как рыбка плавает в аквариуме Уточнив форму тела рыбки, наличие хвостика, плавников, воспитательница напомнила, что рыбки большие и маленькие, толстые и тонкие, плавают в разных направлениях. Вызванный к доске ребенок показал мелком на листе бумаги, как он нарисует рыбку.
После этого все дети начали рисовать. Рыбок нарисовали довольно быстро.
Воспитательница напомнила, что в аквариуме растут водоросли, на дне лежит песок и камешки. Она на листе бумаги показала детям, как можно нарисовать разные водоросли, затем лист убрала. Нарисовав водоросли и песок, дети приступили к закрашиванию фона — воды в аквариуме. Для этого на столах была приготовлена подкрашенная акварелью вода (на разных столах своего цвета: зеленоватая, голубоватая, желтоватая) и широкий флейц (кисть с плоским ворсом). Восковые мелки жирные, поэтому при закрашивании краска скатывается с тех частей, где уже что-то ими нарисовано, и покрывает лишь белый фон.
В процессе занятия воспитательница следила за тем, как дети держат мелок и рисуют им, как берут кисть, обмакивают в краску и быстрыми, неотрывными движениями покрывают фон. Тем детям, которые испытывали какие-то затруднения, помогала, напоминая, советуя, если нужно, показывая на отдельном листочке бумаги. Все дети рисовали с увлечением, почти не отвлекаясь. Справились с заданием быстро. Мелками пользовались в основном правильно (Если же цветные мелки вводятся лишь в старшей группе, то указанное занятие следует провести в этой группе. Оно может быть организовано в начале года, когда повторяются и закрепляются формообразующие движения, усвоенные детьми в средней группе)
В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью.
В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти — перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приемов способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.
Однако формирование умения свободно владеть карандашом возможно только в том случае, если в предшествующих группах детского сада (2-я младшая, средняя) детей научили правильно держать карандаш.
Если к моменту прихода в старшую и подготовительную группы данный навык не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени.
Это можно объяснить прежде всего тем, что неправильный навык сильно укрепился. Он настолько автоматизировался, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребенка переключается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: