Книга – «Книга о скудости и богатстве». Программа действий верховной власти, какой ее хотела видеть купечество.
Посашков Иван Тихонович – сторонник неограниченной царской власти, тотальной регламентации производства, труда, быта для увеличения общественного богатства. Все надежды связывает с царем (его указы). Сторонник политики меркантилизма (предпочтение экспорта по отношению к импорту).
Посашков предлагал создание нового уложения, которое поручалось бы собранию представителей всех сословий и чинов.
Посашков уделяет внимание проблеме обеспеченности исполнения права системой гарантий. Важное место в системе обеспечения правопорядка должен занять суд.
Он считал, что реформа суда должна сделать его доступным всем сословиям. Другой гарантией правопорядка считал – обучение народа грамоте. Совершенствование права и его гарантий Пасашков считал составной частью и основой государственной политики.
Вопрос 5.
На смену богословским доводам, в обосновании самодержавия, стала теория общественного договора и естественного права, однако составляющая сущность теории естественного права идея природного равенства людей, поначалу либо обходилась молчанием (Прокопович), либо признавалась ценной, но практически неосуществимой – Татищев.
Мыслители этого периода исторически обосновывали необходимость неограниченной монархии, ссылаясь также на фатальную предопределенность форм государства географическими условиями (размерами, климатом и т.д.). В этот период впервые ставится вопрос о сущности крепостничества и положении крепостных крестьян.
30.10.2012
Тема: «Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения 17-18 веков».
Вопрос 1. Естественно-правовые теории в Германии.
Вопрос 2. Политико-правовое учение Самуила Пуфендорфа.
Вопрос 3. Христиан Тамазий и его политико-правовая теория.
Вопрос 4. Политико-правовые взгляды Христиана Вольфа.
Вопрос 5. Правовая теория Чезарре Беккария.
Вопрос 6. Значение политико-правовых учений немецкого и итальянского просвещения.
Лекция №9 – экватор.
Вопрос 1.
Естественно-правовая теория переложила идеи Возрождения (Эпохи) на язык права, дала теоретико-правовое обоснование и формулирование общечеловеческим нравственным ценностям, представлениям о справедливости между людьми, между человеком и обществом, между человеком и государством. Именно поэтому эта теория оказалась универсальной – идеи к любым условиям, получала различное толкование.
Вопрос 2.
Пуфендорф (1632-1694) – весьма знатного происхождения, очень образованный человек, не гнался за званиями. Пытался самостоятельно изложить идеи Гоббса и Гроция, таким образом сформировал свое толкование.
В своем учении о праве и государстве, Пуфендорф исходит из представлений о естественном состоянии человечества (до государственное состояние), которое характеризовалось свободой и независимостью индивидов. «Человеческая природа – противоречива, она не порождает войну всех против всех (Гоббс), но, тем не менее, люди достаточно эгоистичны». Эгоизм людей, а не их стремление к общежитию в условиях, когда не обеспечены естественные права, побуждает людей объединиться ради собственной пользы и безопасности – в результате и возникают политическое общество и государство. Пуфендорф в принципе отвергает теологическую теорию создания государства, государство – продукт сознательной деятельности людей – их решение объединиться.
В основе возникновения государства лежат два договора: первый – между людьми об объединении и выборе формы правления; второй – между людьми и избранным ими правителем, об обязанности подданных подчиняться власти, и обязанности правителя заботиться о подданных. Второй договор допускает сохранение у подданных некоторых естественных прав (свобода вероисповедания, убеждения), но не допускает сопротивления власти. Соответственно Пуфендорa сторонник единой верховной власти, которая имеет неограниченные полномочия и в принципе не подлежит ответственности за свои действия – лучшая форма правления – абсолютная монархия! Но и говорит о недостатках данной формы правления (говорил о возможности создания представительного органа). Только абсолютная власть обеспечивает главное ради чего создается государство – общественный порядок и безопасность подданных. Естественная свобода почти утрачивается людьми, с образованием государства, которое может наказывать их ради общественного блага.
Государство должно поддерживать внешнюю безопасность людей и не позволять церкви вмешиваться в практическую мирскую деятельность (деятельность светской власти), потому что прерогатива духовенства – это убеждения и совесть человека. Подчеркивает, что государство неизбежно ущемляет свободу, но оставшаяся часть свобод – неприкосновенна – это область частной жизни индивида; нормы права, посягающие на эти свободы незаконны, их нельзя признать законными говорит Пуфендорф. Также оправдывает и крепостничество – это результат добровольного договора.
Вопрос 3.
Христиан Томазий (1655-1728) – первый в Германии начал читать лекции на немецком языке, а не на латыни, продолжил учения Пуфендорфа.
Человек – существо общественное и природа его состоит в том, чтобы жить в мирном общении с другими. Основой естественного права является мораль, считал Томазий, мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены принуждением, поскольку люди делятся на мудрых и на глупых. Совет убеждает, приказание принуждает, поэтому необходима принудительная власть, осуществляется государством.
Специфический признак нормы права (то есть акта государственной власти), отличающий эту норму от других норм (например морали), Томазий видит именно в ее принудительности, в возможности навязывания права физической силой, в этом отличие нормы права от других норм.
Не только способы осуществления, но и цели у права и морали различные. Мораль обращена к конкретному человеку и воздействует на его внутренний мир, право же оберегает внешний мир и регулирует отношения между людьми. Но для Томазия – мораль ВЫШЕ права. Не может быть хорошим политиком, тот кто не является нравственной личностью.
Государство – «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия».
Цель власти – сохранять общественный мир. Поэтому она не распространяется на те действия подданных, которые не посягают на общественный мир, а также на деятельность человеческого ума.
Считая монархию лучшей формой государство, Томазий утверждал, что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и он считал, что народ даже может протестовать против несправедливости, но протест может быть только пассивным (только если монарх выходит за рамки заключенного договора).
Вопрос 4.
Христиан Вольф (1679-1754) – основа социального учения Вольфа – утверждение о стремлении человека к счастью. Тяга к самосовершенствованию заставляет людей делать добро, избегать зла и предпочитать лучшее худшему; соблюдать эти обязанности – это естественный закон поведения людей; природа человека – стремление к совершенствованию – заложил Бог. Это нравственный закон природы, соответствующий стремлению людей к совершенствованию и души, и тела, и общества; человек обязан следовать этому закону – это его право.