ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Цель, задачи и содержание образования могут быть достигнуты при условии осознания и реализации принципов, то есть стратегии обучения. Существенные различия в задачах и содержании разных направлений преподавания изобразительного искусства в школе определяют разные условия их реализации[9]. Отличие принципов разных концепций художественного образования показано в таблице 1.

Несмотря на разнообразие в педагогической практике принципов художественного образования одним из важнейших принципов преподавания изобразительного искусства по-прежнему остаётся принцип наглядности.

Наглядность — одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Как известно, обучение рисованию с натуры уже является наглядным. Невозможно проводить уроки тематического и декоративного рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников.

Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у учащихся наблюдательности и логического мышления. Когда учащиеся воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны учащимся, наглядность при помощи зрительной памяти помогает воспроизводить их образы. Наглядность помогает лучшему усвоению многих абстрактных положений, т. е. способствует развитию абстрактного мышления. В этом случае она обусловливается особенностями развития мышления детей. На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В это время понятия доходят до детского сознания значительно легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

Современная дидактическая наука предъявляет определенные требования к наглядным пособиям и материалам: безупречность в научном отношении; соответствие требованиям учебной программы; точность отражения реальной действительности; соответствие возрастным особенностям учащихся; ясность и четкость изображения; соответствие гигиеническим и эстетическим требованиям.

Общие методические правила использования дидактического материала четко сформулированы в педагогической науке:

- разъяснение цели наблюдения и указание на основные его моменты (вводная беседа);

- соблюдение плановости и последовательности во всем процессе наблюдения;

- выделение основного, ведущего и второстепенного моментов наблюдения с заострением внимания учащихся на плановых вопросах наблюдения;



Таблица 1

Принципы обучения в различных направлениях художественного образования

I направление (концепция) «Школа рисунка — всеобщая графическая грамота» Традиционная программа. В. С. Кузина II направление (концепция) Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» Типовая программа. Б. П. Юсова III направление (концепция) «Формирование художественной культуры как части духовной культуры» Программа Б. М. Неменского IV направление (концепция) «Приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа» Программа Т. Я. Шпикаловой
1.Воспитывающее обучение. 2.Научность обучения. 3.Наглядность обучения. 4.Систематичность и последовательность в обучении. 5.Сознательность и активность в обучении. 6.Доступность обучения. 7.Прочность усвоения учебного материала. 1. Всеобщность художественного воспитания. 2. Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни 3. Единство обучения и художественного творчества. 4. Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства. 5. Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности 6. Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия. 7. Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися. 1. Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра). 2. Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения) 3. Принцип постоянства связи с жизнью. 4. Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве. 5. Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения. 6. Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. 1.Принцип общекультурного развития 2.Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности 3.Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства: - интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры; - отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история). 4.Принцип регионального подхода. 5.Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве. 6.Принцип комплексной системы работы.

- попутное объяснение с привлечением соответствующих сведений из учебников, вспомогательной литературы;

- выполнение учащимися по указанию учителя, вместе с наблюдением, письменной и графической работы;

- повторение наблюдения для полного осознания объекта наблюдения и проведение в связи с этим необходимых упражнений;

- проверка и учет знаний учащихся, полученных отнаблюдения, при оценке их успеваемости.

Следует подчеркнуть, что наглядность нельзя превращать в самоцель, противопоставлять словесному обучению. На уроке, во время учебного процесса, объяснение учителя должно тесно сочетаться с демонстрацией тех или иных наглядных пособий.

Наглядные пособия, применяемые на уроках изобразительного искусства с I по IV класс, в соответствии с требованиями дидактики, можно выделить в следующие группы.

Предметы, служащие объектами изображения на уроках изобразительного искусства. В качестве натуры на уроках могут быть использованы предметы кубической, призматической, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной, шарообразной и комбинированной формы. Это могут быть фрукты, овощи, посуда, мебель, книги, рабочие инструменты, цветы, вазы, чучела птиц, животных и многие другие.

Модели, объясняющие конструктивные закономерности построения предметов, законы перспективы, светотени, цветоведения, декоративной стилизации. Это могут быть проволочные модели геометрических тел, предметов быта, фигуры человека, модели геометрических тел из оргстекла. Для объяснения перспективных сокращений пользуются моделями вращающихся кругов на подставках, квадратными досками на подставке, ящиками с перегородками и другими моделями и пособиями из проволоки, органического стекла, фанеры, дерева и картона. Для раскрытия закономерностей смешения цветов применяют вертушки и т. п.

Методические схемы, рисунки и таблицы. На этих таблицах может быть показано поэтапное выполнение рисунка или живописного этюда или даны другие методические указания. Их используют при объяснении законов перспективы, понятий «холодный» и «теплый цвет», «колорит», «средний цветовой тон», «свет», «тень», «полутень», «рефлекс» и многих других. Заменяя рисунок учителя на классной доске, таблицы способствуют экономии времени. Хорошие результаты дает демонстрация динамических таблиц. Они представляют собой таблицы с изображением того или иного предмета, группы предметов, пейзажа, которые накрываются прозрачным листом с элементами схемы. При наложении этого листа на изображение школьники видят реалистическое изображение и вместе с тем схему, поясняющую тот или иной закон, явление. Другой вариант динамических таблиц показывает процесс получения композиции за счет передвижения элементов.

Репродукция с картин, рисунков, изображения предметов декоративно-прикладного искусства. С помощью репродукций с картин и рисунков художников, изображений предметов декоративно-прикладного искусства преподаватель знакомит детей с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства, с искусством народных умельцев. Репродукции с картин художников помогают изучать художественные приемы, развивать внимание учащихся и умение «видеть».

Педагогический рисунок. Особое значение в педагогическом процессе имеет педагогический рисунок — показ учителем хода работы над рисунком, объяснение того или иного приема работы карандашом, кистью, показ конструктивного построения, пространственного положения изображаемого объекта. Преподаватель обычно показывает поэтапное построение предмета, композиционную связь групповой постановки. Следует отметить, что в практике преподавания рисунка и живописи наглядный показ того или иного способа, приема работы всегда считался важным фактором успешного обучения, на что не раз указывали известные художники и педагоги

Демонстрационные наглядные пособия (видеофильмы, CD, DVD диафильмы, диапозитивы). Применение технических средств обучения для демонстрации видеофильма, диафильма или диапозитивов о творчестве того или иного художника, о различных видах и жанрах изобразительного искусства в процессе беседы об изобразительном искусстве активизирует мысль школьников, эмоциональное отношение к материалу и в конечном итоге повышает эффективность урока за счет расширения объема информации. Будучи статическими экранными пособиями, диафильмы и диапозитивы позволяют неограниченное количество времени рассматривать кадр, что дает учителю возможность более детально, подробно проанализировать и охарактеризовать изображение.

И все же наилучшим средством наглядного, обучения является рисунок самого педагога на классной доске, листе бумаги или на полях работы ученика[10].

В современных условиях каждый педагог сам старается изготовить наборы учебно-методических пособий и моделей, а иногда обходится без них, рисуя на бумаге или на полях рисунка ученика. Наглядные учебные пособия составляют тот необходимый учебный (дидактический) материал, без которого не может обойтись ни одна система без ущерба для качества преподавания.

При изготовлении методических таблиц педагогу необходимо иметь в виду следующее:

- Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка но, прежде всего, указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом.

- Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.

- Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очерёдность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы, над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей.

- Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

- Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.

- На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе[11].

Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то младшие школьники не только усваивают учебный материал, но и получают возможность соотнести свои практические действия с действиями учителя. Именно поэтому педагогический рисунок должен выполняться быстро, чётко, уверенно. В связи с этим при подготовке к уроку начинающему учителю начальных классов необходимо:

- заранее продумать содержание и этапы выполнения педагогического рисунка в соответствии с темой и ходом урока;

- в плане конспекте нарисовать эскизы поэтапного появления рисунка на доске и продумать краткие и ёмкие комментарии к нему;

- до урока выполнить тренировочный рисунок, определить его расположение на доске и подготовить необходимые материалы.

Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики»[12].


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: