ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ




2.1 Констатирующий эксперимент

В экспериментальной части работы были решены следующие задачи:

· Разработка программы и методики использования средств основной гимнастики в системе физических упражнений для детей старшего дошкольного возраста, с целью развития их физической подготовленности.

· Проверка эффективности применения средств основной гимнастики в рамках вариативной программы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что в результате систематических занятий основной гимнастикой будет повышена эффективность физической подготовленности старших дошкольников.

Экспериментальная база нашего исследования - ДОУ «Пчелка», подготовительная группа, 25 дошкольников 6-7 лет. Два месяца назад родителям этих дошкольников была предложена возможность дополнительных занятий основной гимнастикой, для их детей. Занятия планировалось проводить 2 раза в неделю, после дневного сна. Большинство родителей согласились, но после первых двух-трех занятий некоторые дети не захотели идти на занятия в спортивный зал, а предпочли остаться в игровой.

Так как дополнительные занятия основной гимнастикой не входили в обязательную программу детского сада, а носили добровольный характер, то мы занимались только с теми детьми, которые проявили интерес к занятиям. Таким образом, в нашем исследование участвовали две группы дошкольников: экспериментальная группа - 16 детей, регулярно посещающих дополнительные занятия основной гимнастикой, и контрольная группа - 9 детей, которые не занимались дополнительно. Всего - 25 детей.

Перед началом дополнительных занятий основной гимнастикой мы провели контрольное исследование физической подготовленности дошкольников, которое оценивалось по трем основным показателям: бег, прыжки и дальность броска набивного меч. Исследование проводилось 17 октября 2014 года.

В таблице 1 показаны средние значения показателей физической активности дошкольников в начале эксперимента.

Таблица 1. Средние показатели физической подготовленности детей на констатирующем этапе эксперимента

Показатели физической подготовленности Экспериментальная группа Контрольная группа
Среднее значение для группы детей
Скорость бега на 30м со старта (сек) мальчики 8,05 8,05
девочки 8,1 8,0
Длина прыжка с места (см) мальчики 96,8 98,1
девочки 88,13 87,9
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) мальчики    
девочки 187,5 192,8

 

Из таблицы 1 мы видим, что показатели физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп имеют минимальные различия. Таким образом, перед началом формирующего эксперимента, наши испытуемые находились в равных условиях.

 

2.2 Формирующий эксперимент

 

Для полноценного физического развития детей, дополнительно к утренней гимнастике, мы проводили занятия основной гимнастикой. Дополнительные занятий проводились в течении двух месяцев, дважды в неделю, после дневного сна.

Постепенно продолжительность занятий была увеличена до 40 мин. На занятиях использовались различные способы повышения двигательной активности детей. Построение и содержание утренней гимнастики не отличается от рекомендуемых методической литературой. Содержание гимнастики после дневного сна практически то же, что и утренней.

Проводится она по мере постепенного пробуждения детей, со всеми желающими. В те дни, когда физкультурное или музыкальное занятие проводится во вторую половину дня, гимнастика после сна отменяется. Физкультурные занятия в группе проводятся дважды в неделю продолжительностью 35-40 минут.

Рис.1. Модель занятия основной гимнастикой

Комплекс гимнастики

 

Вводная часть Основная часть Заключительная часть

Бег Прыжки Упражнения для рук, ног, плечевого пояса, туловища Танцевальные элементы Упражнения в различных исходных положениях с силовой направленностью для мышц туловища (брюшного пресса) Упражнения на гибкость, восстановление дыхания, упражнения на растяжку (суставную подвижность), расслабление

Структура построения физкультурного занятия общепринятая, но, мы старались разнообразить методы его проведения. Увеличена интенсивность упражнений за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений и прилагаемых усилий (применяются, например, упражнения с набивными мячами, на преодоление сопротивления партнера в парных упражнениях и т. п.).

Широко применяются упражнения из разных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Особенно любят дети гимнастику с предметами - обручами, мячами, флажками, гимнастическими палками. В каждый комплекс входят ходьба, бег и поскоки, а также от 5 до 8 общеразвивающих упражнений. Дозировка отдельных упражнений увеличена до 14-16 повторений с коротким отдыхом. Но это такие упражнения, выполнение которых не вызывает у детей особого затруднения (например, сидя на полу, достать флажками носки вытянутых ног).

Дополнительные занятия основной гимнастикой проводятся в быстром темпе. Заканчиваются они прыжками и бегом. В конце даются упражнения, выполнение которых нормализует дыхание. При выполнении одних и тех же комплексов дети получают различную нагрузку в зависимости от степени подвижности. Поэтому нами систематически проводятся наблюдения за физиологическим состоянием детей после выполнения комплексов дополнительной гимнастики.

Эффективность физкультурных занятий во многом определяется их плотностью. Моторная плотность характеризует двигательную активность детей в течение занятия. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка. Плотность занятия во многом зависит от его содержания.

Очень важно, чтобы упражнения, составляющие содержание физкультурного занятия, удачно сочетались по своей нагрузке, по длительности выполнения, по сложности, вызывали положительный эмоциональный тонус у детей. Неудачный подбор упражнений снижает плотность занятий, степень усвоения детьми двигательных навыков. Например, упражнения в лазанье по гимнастической стенке и по бревну, требующие страховки воспитателя и выполняемые в замедленном темпе, нежелательно включать в одно занятие, так как это снизит двигательную активность детей.

Практика показала, что наиболее удачно сочетаются упражнения, дополняющие друг друга во всех отношениях, например действия с мячами и подтягивание, лазанье или упражнения в равновесии и прыжки в высоту, метание в цель и прыжки в длину с места, упражнения на равновесие и бег и т. д. Использование различных способов организации детей на занятиях -фронтального, группового и индивидуального - позволяет сочетать обучение с высокой двигательной активностью. Выбор способа организации коллектива на занятии зависит от цели занятия, его содержания, используемого оборудования, организационных умений воспитателя, степени освоения детьми навыка того или иного движения.

Активные движения, выполнение которых проходит быстро, мы чаще всего разучиваем поточно. Например, обучение прыжкам в высоту с разбега проходит из построения в одну колонну - дети прыгают друг за другом. Групповой способ организации детей удобен, если дается задание, выполнение которого требует относительно много времени, а количество пособий ограничено (например, подтягивание, лазанье на скамейках, по бревну, по гимнастической стенке, башенке).

Воспитатель обязательно руководит заданием, требующим страховки (упражнения на гимнастической лестнице, бревне и т. д.). Для самостоятельного выполнения мы предлагаем детям только знакомые упражнения, не требующие страховки, поддержки или помощи взрослого. Например, на занятии проводится обучение лазанью по гимнастической стенке переменным шагом с переходом на соседние звенья и спуском по наклонной доске, закрепление умения ходить по канату приставным шагом, перепрыгивать через мелкие предметы (рейки) на одной ноге.

Объяснив и показав задания, воспитатель делит детский коллектив на две группы. Первая выполняет задание у гимнастической стенки, дети второй группы проходят по канату, перепрыгивают через рейки, повторяя задание несколько раз. Затем группы меняются местами. Воспитатель постоянно находится у гимнастической стенки. При организации занятия групповым методом требуется хорошая дисциплина в коллективе, наличие навыков самостоятельности у детей, умелое распределение внимания воспитателя.

Важным условием повышения двигательной активности детей на физкультурном занятии является рациональное использование оборудования. В своей работе мы стремимся на одном занятии использовать минимум оборудования, максимально обыгрывая его. С одним и тем же пособием можно дать детям различные задания, упражнения, тем самым сокращается время на расстановку оборудования, смену его.

Опыт работы показал, что, несмотря на разнообразие упражнений, заданий двигательного характера, многие из них аналогичны по выполнению, и если работа по физическому воспитанию проводится систематически, дети довольно быстро усваивают принципы выполнения упражнений, хорошо понимают словесные указания, правильно представляют, что от них требуется. Учитывая это, мы не всегда придерживаемся общепринятой схемы объяснения: показ воспитателя под музыку, выполнение упражнений детьми вместе с воспитателем, самостоятельное выполнение упражнений по словесному описанию. Часто предлагаем сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на основные детали упражнений, широко используем условно-образное называние упражнений и т. п.

Так, например, предлагая детям простые общеразвивающие упражнения: потягивание, повороты, наклоны, иногда мы даем только показ без словесных объяснений. А иногда, наоборот, только словесно напоминаем, как правильно выполнить упражнение: наклониться вперед - вниз, не сгибая колени, достать мячом носки ног и выпрямиться. Аналогичные упражнения дети выполняли уже неоднократно и имеют достаточно хороший навык правильного их выполнения.

Детям нравилось заниматься, они приходили на занятия в хорошем настроении и с удовольствием выполняли все упражнения. Полный комплекс упражнений представлен в Приложении 1.

 

2.3 Контрольный эксперимент

 

После окончания формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику физической подготовленности всех дошкольников в контрольной и экспериментальной группах.

В таблице 3 показаны результаты физической подготовленности дошкольников из экспериментальной группы до и после занятий основной гимнастикой.

Таблица 2. Средние показатели физической подготовленности детей из экспериментальной группы

Показатели физической подготовленности в экспериментальной группе 1 этап 2 этап
Среднее значение для группы детей
Скорость бега на 30м со старта (сек) мальчики 8,05 7,4
девочки 8,1 7,5
Длина прыжка с места (см) мальчики 96,8 119,4
девочки 88,13 121,5
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) мальчики    
девочки 187,5  

 

В таблице 2 мы видим, что показатели физической подготовленности дошкольников, по сравнению с прошлогодними результатами, значительно улучшились. Так, средние результаты бега на 30 метров у мальчиков отличаются на 0,65 секунды. У девочек - на 0,6 секунды. Мальчики прыгают с места в среднем на 88 см, а девочки - на 33,37 см. Дальность броска набивного мяча у мальчиков увеличилась в среднем на 92 см, у девочек - на 120,5 см (см. таб. 3).

Таблица 3. Разница показателей физической подготовленности дошкольников после занятий основной гимнастикой

Показатели физической подготовленности в экспериментальной группе Разница между результатами
Скорость бега на 30м со старта (сек) мальчики 0,65
девочки 0,6
Длина прыжка с места (см) мальчики  
девочки 33,37
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) мальчики  
девочки 120,5

 

Итак, улучшение физической подготовленности дошкольников из экспериментальной группы, после занятий основной гимнастикой, очевидно.

Затем мы проанализировали результаты детей из контрольной группы, которые занимались только утренней гимнастикой, в соответствии с общепринятой образовательно-воспитательной программой в ДОУ.

В таблице 4 приведено сравнение показателей физической подготовленности детей из контрольной группы в настоящее время и два месяца назад (см. таб.4).

Таблица 4. Средние показатели физической подготовленности детей из контрольной группы

Показатели физической подготовленности в контрольной группе 1 этап 2 этап
Среднее значение для группы детей
Скорость бега на 30м со старта (сек) мальчики 8,05 7,8
девочки 8,0 7,7
Длина прыжка с места (см) мальчики 98,1 101,3
девочки 87,9 95,6
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) мальчики    
девочки 192,8 198,7

 

В таблице 4 мы видим, что показатели физической подготовленности дошкольников из контрольной группы, по сравнению с прошлогодними результатами, улучшились. В таблице 5 показана разница результатов.

Таблица 5. Разница показателей физической подготовленности дошкольников не занимающихся основной гимнастикой

Показатели физической подготовленности в контрольной группе Разница между результатами
Скорость бега на 30м со старта (сек) мальчики 0,25
девочки 0,3
Длина прыжка с места (см) мальчики 3,2
девочки 7,7
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) мальчики  
девочки 5,9

Далее мы сравнили разницу в динамике показателей физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп (см. таб. 6).

Таблица 6. Сравнение улучшения физической подготовленности дошкольников за год

Скорость бега на 30м со старта (сек) Экспериментальная группа Контрольная группа
  Длина прыжка с места (см) мальчики 0,65 0,25
девочки 0,6 0,3
  мальчики   3,2
девочки 33,37 7,7
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) мальчики    
девочки 120,5 5,9

 

Как видно из таблицы 6, улучшение физической подготовленности наиболее выражено в группе детей, которые дополнительно занимались основной гимнастикой.

Итак, Различие результатов скорости, длины прыжка с места и дальность броска набивного мяча у дошкольников из экспериментальной группы более выражено, чем у детей из контрольной группы.

 

 

ВЫВОДЫПО II ГЛАВЕ

 

Итак, перед началом формирующего эксперимента показатели физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп имели минимальные различия, что говорит о том, что наши испытуемые находились в равных условиях.

Формирующий эксперимент продолжался в течение двух месяцев. Занятия планировалось проводились 2 раза в неделю, после дневного сна и продолжались 35-40 минут. Построение и содержание утренней гимнастики не отличалось от рекомендуемых методической литературой. Содержание гимнастики после дневного сна было практически то же, что и утренней. Детям нравилось заниматься, они приходили на занятия в хорошем настроении и с удовольствием выполняли все упражнения.

После окончания формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика физической подготовленности всех дошкольников, которая выявила улучшение результатов в экспериментальной и контрольной группах детей, по сравнению с прошлым годом.

Мы сравнили разницу в динамике показателей физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп, и пришли к выводу, что в результате систематических занятий основной гимнастикой эффективность физической подготовленности старших дошкольников повышается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, физическая культура подготавливает дошкольников к жизни. Задачи физического воспитания решаются в единстве и способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

Очевидно, что физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

Физкультурные занятия передают дошкольникам общественно-исторический опыт и культуру выполнения движений, выработанную человечеством. Групповой способ выполнения физических упражнений успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Гимнастика и ее методы способствуют повышению общей физической подготовленности ребенка и помогают успешнее решать задачи физического воспитания. Упражнения основной гимнастики в сочетании со словом педагога и музыкальным сопровождением являются эффективным комплексным средством воспитания дисциплинированности и методом подготовки дошкольников к занятиям в школе.

Мы предположили, что в результате систематических занятий основной гимнастикой будет повышена эффективность физической подготовленности старших дошкольников.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ «Пчелка» г.Йошкар-Олы. Перед началом формирующего эксперимента показатели физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп имели минимальные различия, что говорит о том, что наши испытуемые находились в равных условиях.

Формирующий эксперимент продолжался в течение двух месяцев. Занятия планировалось проводились 2 раза в неделю, после дневного сна и продолжались 35-40 минут. Построение и содержание утренней гимнастики не отличалось от рекомендуемых методической литературой. Содержание гимнастики после дневного сна было практически то же, что и утренней. Детям нравилось заниматься, они приходили на занятия в хорошем настроении и с удовольствием выполняли все упражнения.

После окончания формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика физической подготовленности всех дошкольников, которая выявила улучшение результатов в экспериментальной и контрольной группах детей, по сравнению с прошлым годом.

Мы сравнили разницу в динамике показателей физической подготовленности дошкольников из экспериментальной и контрольной групп, и пришли к выводу, что в результате систематических занятий основной гимнастикой эффективность физической подготовленности старших дошкольников повышается.

Таким образом, гипотеза исследования получила подтверждение. Цель работы достигнута, задачи выполнены.


Список использованных источников

1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы. Здоровый дошкольник // Обруч, 2006, N 1. - С. 5-6

2. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Томский университет, 2000. - 380с.

3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 2001.-369с.

4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Феникс, 2003. - 287с.

5. Вержбицкая Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) //Дошкольное воспитание. - 2003. - N 3.С.6-7.

6. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 2001.-289с.

7. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики. // Дошкольное воспитание. - 2006.- NN 6,8, 10.

8. Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Дошкольное воспитание. - 2001. - N 12.

9. Доронова Т. Право на охрану здоровья//Дошкольное воспитание. - 2001, N 9. С.5-8

10. Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Начальная школа,2000, N 7.

11. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2003.-358с.

12. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//.М, 2005. С- 170, 99, 2-12.

13. Закон Российской Федерации Об образовании. - М,2001.С-306.

14. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88.

15. Зелинская.Д. Школа здоровья-М, Акварель, 2005,т.2. С 2-12

16. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 2002.-297с.

17. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. // Дошкольное воспитание, 2003, N 9. С.41-47.

18. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов - на Дону// Феникс, 2000.-298с.

19. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.-350с.

20. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 2005.-378с.

21. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теогия и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., Просвещение. 2002. -386с.

22. Лесгафт.П..Ф. // Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. СПб.: Нева, т,2, 2002.- 234с.

23. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Дошкольное воспитание. - 2001. - N 10. С.12-17

24. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 2001.-357с.

25. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. Народное образование N9,2003, С-325

26. Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.-370с.

27. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 2006.-369с.

28. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.-369с.

29. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Ж. Дошкольное воспитание. - 2003. - N 6. С.41-43.

30. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации' М. 2002.-325с.

31. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М.: Академия, 2004.-258с.

32. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2004.-368с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: