Основные категории эстетики.




Гг. нем.

Приступая к анализу философии Ницше, необходимо рассмотреть понятие "философия жизни". "Философия жизни" - это иррационалистическое течение конца 19 начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия - понятие жизнь как некую интуитивную постигаемую целостную реальность, которая не тождественна ни духу, ни материи. "Философия жизни" возникла в Германии и Франции на рубеже прошлого и нынешнего столетия. Ее основным идейным предшественником был Шопенгауэр. Возникновение этой философии связано с быстрым развитием биологии и психологии, которые позволили обнаружить несостоятельность механистической картины мира. "Философия жизни" сделала попытку преодолеть эту ограниченность. "Жизнь" как абсолютное, бесконечное начало мира, которое в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется, нельзя познать с помощью чувства или логического мышления, она достигается только интуитивно, доступна переживанию. В различных вариантах "философии жизни» обнаруживаются и раз­личные трактовки этого понятия, сводимые к следующим: -биологически-натуралистическое толкование понятия "жизнь", которое означает понимание "живого" как противоположность механически сконструированному искусственному, рассудочному. Для этого варианта характерна склонность сведения любой идеи к "витальным влечениям", инстинктам, воле индивида/ Ницше. Лессинг. Клагес/; -историческое толкование понятия "жизнь", которое означает внутреннее переживание, раскрывающееся в сфере исторического опыта духовной культуры. Культура - это та сфера, где возникают новые уникальные формы человеческого бытия противоположные по духу тому, что создано механической цивилизацией/ Дильтей, Шпенглер (19-20вв нем.), Зиммель/. -пантеистическое толкование понятия "жизнь", которое понимается как некая космическая сила, обладающая неисчерпаемым творческим созидательным импульсом. Бергсон А. (20в фр.) называет ее жизненный порыв, сущность которого заключается в непрерывном воспроизведении себя в творчест­ве новых форм. В творчестве Ницше было представлено толкование жизни как некой силы, инстинкта, обладающего неисчерпаемой созидательной мощью. Философия Ницше противоречивая и не поддающаяся однозначной интерпретации, оказала огромное влияние на все философские направления 20 века. Ницше с невероятной силой, выраженной в поэтической манере, смог передать обстановку духовной деградации современной цивилиза­ции с ее рационализмом, измельчением личности и обывательской моралью. Считая себя учеником Шопенгауэра, он испытал на себе сильное воздействие его волюнтаристской концепции и в центр своей иррационалистической философии поставил "волю", но взятую в качестве "воли к власти". Мир, у Ницше - это вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается. Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными вариациями, мир-это на­ша жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но эта воля к жизни на человеческом уровне выглядит как "воля к власти". Ницше указывал, что "воля к власти" - это тяга к самоутверждению в формах искусства, морали, религии и науки. Человек воплощает в себе "волю к власти". В каждом существе присутствует воля к власти, внутреннее стремление человека к реализации собственных импульсов. Каждое существо стремится к господству, это заложено в природе человека. Страдание для Н. способность самоопределиться, оно ведет к росту власти над собой, сострадание уменьшает волю к власти. Толкни слабого говорит Н. с целью дать ему возможность реализовать свою способность к власти над собой. Желая освободить "жизнь" от подавляющего гнета "разума", он провозгласил "переоценку всех ценностей". Способность к переоценке — ценностей- это свойство великого человека, признак творчества и воли в человеке. В мире, предрекал Ницше, скоро появится новая порода людей " сверхчеловек ". "Сверхчеловек — это сильная личность, свободная от морали, смирения, покорности, открыто тянущаяся ко злу как единственной созидательной силе, смотрящая в лицо смерти с веселым трагизмом, движимая вперед "волей к власти". "Сверхчеловек" - это плод развития всего человечества, а не отдельной нации. Новая каста "сверхлюдей" преобразует будущую культуру и мораль. Ницше считал, что человечество может с собой делать все, что хочет. Жизнь есть только эксперимент познающего, а не его обязан­ность. В заключении следует отметить, что, хотя идеи Ницше и послужили в качестве одной из основ идеологии "Третьего Рейха", он не является идеологом античеловечности и нацизма. Таких людей, каким был Гитлер, он глубоко презирал, идеи национализма и национал-социализма. не разделял. Однако из его работ, написанных в своеобразной афористической, поэтической манере, можно было сделать и антигу­манные, бесчеловечные выводы.

№28. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МАРКСА.

Маркс (19 в,нем).

Домарксовская ф-ия – чел.- Часть природы, полная зависимость от природы, новое, что вносит М. – чел не часть природы, не только не зависти от природы, чел изменяет природу, преобразует окружающий мир, преобразует самого себя. До М. – духовная деятельность выше практической, труд в реальной жизни выступал, как античеловеческое враждебное уму и чел-ку, практическая жизнь – проклятие, кот, которое кроме страданий не может ничего принести. М. Пытается показать, что ист. процесс формируется самими людьми, чел. и все люди в своем развитии движимы потребностями. Чтобы реализовать свою потребность надо приложить усилия. Практич. деятельность лежит в основе реализации потребностей. Практика по отношению к духовному миру является исходной. Практика – основа изменений во всех сферах жизнедеятельности человека. Практика всегда носит общественный характер. Люди вступают в различные связи, это формирует общественные отношения. Практика может осуществляться в момент общения, следовательно, носит общественный характер. Сущность по М. – общественная сущность, «чел. Совокупность общественных отношений». Природа человека заставляет его реализовывать потребности. Процесс формирования личности – социализацию С точки зрения М., личность – результат развития общества и самого человека.

№29. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫИ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Особенности развития русской философии 19 – 20 В. проявляются в следующих моментах: носит религиозный, религиозно-мистический, религиозно-символический характер; важна этическая проблематика философских взглядов русских философов; наполнена глубоким гуманистическим смыслом; характерен антропоцентризм, представленный в виде "христоцентризма"; главная задача заключалась в выработке учения о мире как едином целом, что нашло свое отображение в понятии космизма: гуманистический взгляд на универсум - единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб человеческой деятельности; тесно связана с литературой, интерпретация философской проблематики часто осуществлялась в форме художественных произведений.

1. Становление русской философии, постепенное накопление материала для превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.). Первые опыты ее восходят к древнейшей эпохе и связаны с христианизацией Руси, с обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света"

2. Обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки (XVIII в.), благодаря научным достижениям М. В. Ломоносова (1711-1765), основателя материалистической традиции в русской философии, и своеобразному философскому дарованию Г. В. Сковороды (1722-1794). Не случайно в 1755 году открылся Московский университет, где началось светское преподавание философии, она отделилась от религии.

3. Фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России (с XIX в.). Именно в этот период со всей остротой был поставлен вопрос о "настоящей сути народной" (Ф. М. Достоевский), о русском национальном идеале. Своего пика попытка его решения достигла в славянофильстве, которое "организовалось" под влиянием историософии П. Я. Чаадаева (1794-1856) и породило сначала религиозное реформаторство, а последнее, в свою очередь, - русское богоискательство, или "духовный ренессанс", конца XIX - начала XX вв.

Бердяев (19-20вв) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализма.

 

№30. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 В. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО.

Среди многообразия философско-антропологической мысли России 19 века можно выделить: романтизм /20-30 гг./. Основные представители - Лабзин, Сперанский, Карамзин, Жуковский. Это направление русской философии отличается, с одной стороны, наибольшей оригинальностью, а с другой стороны, более тесной соотнесенностью с западноевропейской философией 17-19 вв. Следующее направление русской философии 19-20 вв. Славянофильство и западничество /40-50гг/ Основные представители славянофильства -Хомякова, Киреевский, Самарин центре их философского внимания находилась судьба России и ее роль в мировом историческом развитии. Историческое призвание России они видели в самобытности ее исторического прошлого. По их мнению, западная культура клонится к упадку. Славянофилы развивали учение о человеке и обществе, которое было основано на религиозных представлениях. Обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой являлась русская православная церковь. Первоначалом всего сущего, согласно Хомякову А.С., является "водящий разум" или Бог. Исторический процесс человечества связан с отысканием "духовного смысла". Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания. Они чрезмерно идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивалась, и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от западных народов. По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия. Противоположным славянофильству в русской философии выступали направление, называемое западничество. Основные представители – Герцен, Белинский, Грановский, Кавелин, Чичерин. Западники выступали за развитие России по "западному", т.е. буржуазному пути. Они были уверены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения. Западники мало интересовались религией. Среди них были религиозные люди, но они не видели достоинств православия и имели склонность к преувеличению недостатков русской церкви.

В 60г. XIX в, в русской философии появляется ряд философов, кот. образовали направление русской мысли в русле материализма и нигилизма Основные представители - Бакунин. Чернышевский, Писарев, Сеченов. Суть их философских взглядов сводилась к отрицанию всей прошлой культуры, которая, по их мнению, не может дать положительного идеала.

№31. СИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНОГО ВСЕЕДИНСТВА СОЛОВЬЕВА.

Всеединство — внутреннее органическое единство бытия, как универсума.

Одним из выдающихся русских философов был В.С.Соловьев (19-20). Задача философии, по его мнению, заключается в отыскании путей спасения человека и человечества. Конкретно эта задача определялась тем, чтобы подготовить человека к разумному восприятию им христианских ценностей. Центральной идеей учения Соловьева является идея универсального всеединства. Это всеединство представляет собой синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного обладает признаками безусловности и всецелостности. Реальный мир у него выступает как самоопределение или воплощение абсолютного - сущего. Он не мог признать его совершенным, лишь идущим к совершенству. Человек - это центр "всеобщего сознания природы." Именно человечество-посредник между божеством и природой. В сознании человека уже содержится форма всеединства. Человек должен одухотворять природу. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством» Нравственный смысл личности, реализуется в акте любви к другому человеку, природе, Богу. В сущности, акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к абсолюту. В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности. Она снимает в себе все социальные противоречия и способствует установлению на земле "царства божьего", которое пони­мается как "действительный нравственный характер".

№32. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ БЕРДЯЕВА.

(19-20, русс)

Бердяев является выдающимся русским философом, основателем так называемого "нового христианства". В своей философии он делает установку на личностный, внутренний мир человека, признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Основная философская задача заключается в духовном самосовершенствовании личности.

Антропологическая философия Бердяева проявляется в том, что все философские проблемы он рассматривает через проблему человека. Единственной реальностью называет "существование" субъекта. Основой творчества человека является "абсолютная свобода", которая выводится им из "бездны", Содержание этого творчества обозначается как "диалектика богочеловечества". Осуществление "богочеловеческого" творчества Бердяев переносит в так называемое "новое средневековье", загробный мир "четвертого измерения". Понятием "богочеловечество" он дает философское истолкование и оценку философии и культуре. У Бердяева человеческая история имеет новый смысл в свете наступления нового мирового периода, новой религиозной эпохи, которая была им названа как "новое средневековье". "Богочеловечество" - это единственный выход из трагических противоречий современного бытия.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный источник творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

· царство духа,

· царство природы,

· объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

· трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

 

№33. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ФРЕЙДА И МЕДИЦИНА.

(19-20 австрийск)

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние напсихологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Основы психоанализа были заложены австрийским врачом-психиатром Фрейдом. Классический психоанализ, созданный Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять. Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное.3.Фрейд отмечал, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие. Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исходящие изнутри, определяют направленность человеческого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение ЛИБИДО. Бессознательное у Фрейда имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни. Бессознательное имеет внутреннюю структуру, в которую входят: "Я"- это область сознательного; " сверх - Я " - это совокупность, перенесенных вовнутрь психики индивида социально-значимых идеальных принципов, регуляторов; "оно " - это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных и прежде всего сексуальных влечений. Сексуальности он отводит специфическую роль. Фрейд считал, что сексуальность существует с рождения и представляет собой "энергетический фонд" личности, трансформируясь в различные конкретные формы человеческого поведения. Сама культура есть результат способности сексуальной энергии к сублимации, т.е. переводу энергии сексуального импульса на несексуальные объекты. Фрейд сформулировал структурную концепцию личности. Согласно этой концепции, сознательное "я"/эго/ выступает как поле борьбы, с одной стороны, сферы бессознательно-биологических влечений и желаний /"оно" - ид/, а с другой, -требований общества и условий культуры /"сверх - я" - супер - эго/. Это послужило основой его психологической трактовки культуры. По Фрейду не человек выводится из культуры, а культура выводит ся из человека. В конечном счёте она выводится из бессознательных влечений человека. Фрейд внес огромный вклад в развитие психиатрии и неврологии, изучение гипнотизма и истерии, разработку метода психоанализа как лечебного фактора. Особое значение придавал Фрейд сновидениям, которые открывают ход в потаенные слои челове­ческой личности. Такова же, по мнению психолога, и природа остроумия, фантазий, а также художественного творчества. При создании своей концепции Фрейд использовал, разработанный им вместе с Брейером, метод лечения неврозов. Суть этого метода заключалась в обнаружении бессознательной психической травмы, лежащей в основе невроза. Этот метод дал ему возможность истолковать невроз как порождение внутренних конфликтов личности, принявших болезненную форму.

№34. НЕОФРЕЙДИЗМ. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА У ФРОММА.

(20 в., нем)

Современные сторонники Фрейда - неофрейдисты – Адлер, Фромм, Юнг, попытались критически переработать наследие Фрейда, прежде всего, за счет ослабления роли либидо и усиления социо­логических/Фромм/ и теистических /Юнг/ сюжетов. Фромм занимался проблемами не "невротической личности" как Фрейд, а "невротического общества", рассматривая механизмы бессознательной мотивации поведения в сферах политической, экономической и культурной жизни. Фромм пришел к выводу, что индивидуальное бессознательное можно сделать осознанным, не затрагивая при этом социального бессозна­тельного. В отличие от Фрейда Фромму присуща меньшая биологизация сущности человека. Он отмечал, что она включает в себя как биологические, так и социальные факторы. Природа человека, по его мнению, характеризуется пятью основными потребностями: в общении, "укорененности", "идентичности", самообновлении и системе ориентации. При чем человек может вырабатывать как "здоровый", так и "патологический" способ удовлетворения каждой из своих потребностей. Фромм пытался создать гуманистическую теорию общества. Человек, считал он, драматическое вещество, для которого собственное существование является проблемой. В ходе истории личность освобождается от власти стада и стадных инстинктов, но вместе с чувством свободы растет ее страх, усиливается чувство конечности бытия и одиночества. Результатом обострения невыносимого бремени ответственности являются периодически повторяющиеся движения "бегства от свободы", попытки воссоздания утраченного первобытного родства и близости к природе. Фромм утверждал, что именно коллективный невроз, имеющий корни в драматических событиях истории и обостряющийся в моменты кризисов и распада старой общественной системы, способен породить тоталитарную идеологию. Научно-технический прогресс Фромм считал, в значительной мере враждебным личности, поскольку он способствует превращению человека в робота

№35. ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА.

(19-20, фр) французский католический философ и теолог, биолог,геолог, палеонтолог, археолог, антрополог. Внёс значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию.

Ставит? что представляет человек, причина возникновения, смысл жизни.

Основные труды Тейяра де Шардена в теологии и философии направлены на то, чтоб переосмыслить догматы католической церкви в понятиях теории эволюции. Пытаясь построить новую теологию, философ указывал недостатки принятых в католической церкви томистских взглядов

. Первым недостатком он называет статическую рациональную схему томизма, которая не позволяет показать динамику творения, грехопадения и искупления, которые являются взаимосвязанными процессами. Процессуальное же описание христианской истории необходимо, по Тейяру де Шардену, ещё и потому, что оно согласуется с эволюционной теорией происхождения человека. Второй недостаток томизма — озабоченность судьбой и спасением индивидуального субъекта, а не коллективного. В то время как именно спасение коллективного субъекта, представляющего собой целостный организм и обладающего единым разумом, должно быть описано теологией

Его концепция развития основывается на т. эволюционного подхода Дарвина и Энгельса. Обнаружил синантропа, оценил значение этого открытия для науки. В основе концепции христианского эволюционизма лежат принципы эволюционного развития. Выделил основные 3 этапы: преджизнь - эволюция химических элементов и галактики, формирование оболочки земли, возникновение на ее поверхности физико-химической среды, эта среда стала благоприятной для формирования сложных молекул и формирования жизни; жизни- возникновение биосферы – живого покрова земли, развитие всех живых организмов от простейших до человека - литосфера; мысли - становление человеческого и исторического развития до наших дней, становление сознания, сфера духа ноосфера. Критерием для выделения главной стержневой линии назвал цефализация – возрастное усложнение нервной системы и прежде всего головного мозга. Этот этап позволяет выйти на сверхжизнь, которая определяется, как точка омега. Она существует вне времени и пространства. Гл. св-ва: автономность, наличность, необратимость, трансадентальность. Омега перводвигатель, кот. влияет на мир посредствам воли, сущность – любовь, Омега – бог, тот путь по которому движется человечество. Попытался рассмотреть пути исторического развития, пришел к выводу, что развитие осуществляется от низшего к высшему. В своем развитии чел проходит биолог и дух развитие. Биологическая эволюция закончилась, духовная продолжается в направлении дух совершенствования. Высшая точка развития – бог.

36.ОБЩАЯ ХАР-КА ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ШВЕЙЦЕРА.

(19-20, нем.)

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры — ее стержень, ее несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс- это существенное и несомненное, а материальный — менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, — реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил ее прогресса.

Создана концепция благоговения перед жизнью. В 30 лет уезжает в Африку, где на свои $ открывает госпиталь. Истину – благоговение перед жизнью. Чел даже в бесчеловечную эпоху может оставаться человеком, мог противостоять хаосу бытия. Особенности личности: своеволие способность воли быть достаточной причиной своих действий, должен иметь достаточно усилий, чтобы принять решение, индивидуализм – проявление особой меры ответственности, должен делать то, за что он может взять свою ответственность, рационализм – быть самостоятельным, независимым, своевольным, индивидуальным, разум дан чел чтобы не только подчиняться приказам, но и самому принимать решения, подвижничество – служение людям, непосредственное и деятельное. Только врачебная деятельность поможет стать личностью, рыцарем милосердия. В своей жизни соединил 2 противоположных начала: самоутверждение, самоотречение. Анализ кризиса европ культуры: осн проявление – господство материального над духовным, общества над человеком. В культуре кризис мировоззрения – утратилась связь мд жизнеутверждающим и этическим идеалом. Культура утратила главное предназначение она должна способствовать духовному и нравственному возвышению человека. Когда чел думает о себе и о своем месте в мире, то он утверждает себя, как воля к жизни. Отрицание воли к жизни ведет к самоуничтожению, самоубийству. Чел, кот.думает- у него воля к жизни согласована с его деятельностью, он преклоняется перед жизнью, следовательно, мыслящий чел – этическая личность. Добро - то, что служит развитию жизни. Этично то, что признает жизнь. Каждый чел в своей деятельности должен руководствоваться практическими соображениями. Нельзя судить др чел-ка. Человек может судить только самого себя, прощать надо тихо и незаметно.

№37. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫФИЛОСОФСТВОАНИЯ.

Л. Философия - общая ориентация, суммарная тенденция, стилистика мышления, свойственная 300 лет периоду западноевропейской мысли. Классич линия персонализируется: Декарт, Кант, как начало и апогей ее развития. Гегель – опорный элемент всей классики, важен для понимания смысла всей Ф-ии, его учение содержит все необходимое для кардинального преобразования всей классики. Без Гегеля невозможно понять все типы переходов от кл к некл Ф-ии. Кл Ф-ия пронизана оптимистическим чувством естественного порядка, гармонии в мире. Такой мир рационально постижим в познании. Современные школы и направления набрали некоторые элементы классики, но резко отличались предметами изысканий, мировоззрением, т.е. преемственность фил. традиции, связь современности с классикой. Кл – пропедевтика для современной Ф-ии; новаторство Ф-ии 20 в., многочисленные попытки отойти от кл темы и форм философствования. Почему возникла новая Ф-ия? Изменился мир вокруг нас, условия существования в этом мире чел, мироощущение чел в 20 в. Оно проникнуто ощущением пессимизма и трагичности. Ф-ии необходимо было понять и объяснить массу новых явлений в 20 в.: появление массового общества, идеологизирование всех процессов в государстве, разрушение старых отношений и сословных перегородок, внедрение машинного производства, появление СМИ, развитие науки и техники. Кл Ф не отвечает на эти?, ответы на них необходимы современному человеку. Исторические и социальные корни Некл ф.обусловлены развитием капитализма, войнами, катастрофами, гносеологические – недостатками кл Ф.: абсолютизацией разума, ущемлением чувств и иррац элементов познания; созерцательность – оторванность от жизни; оторванность от чел. Существенные черты некл Ф.: экзистенциальность(сартр,бердяев,хайдеггер) – поворот к чел, проблемам его индивидуального существования, духовной жизни.; иррациональность -(Шопенгауэр, Ницше) в центре исследования поставлено бессознательное и неразумное; антисциентизм – антинаучность, неверие в могущество разума, в гуманистические потенции науки; антиметодологизм умолчание методологической проблематике, подчеркнуто невмешательство чел в науку; прокламизм в мировом смысле старается приобрести прикладной характер; антисистемность ни одна из школ не претендует на статус системообразующей, не стремятся к созданию универсальной системы; плюрализм обилие школ и направлений; более свободная форма изложения, часто художественная.

№38. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫПОЗИТИВИЗМА.

философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Позитивизм – фил. доктрина + знаний, кот. пытается выдвинуть подлинное знание из псевдоподлинного. + знание отождествляется с знаниями естественных наук.

4 стадии: I- собственно позитивизм, II-эмпириокритицизм, III-неопозитивизм, IV-постпозитивизм. Система позитивизма создана Контом. I Конт, Миль, Спенсер. Сложилась в 30 – 40 г 19в. Эра метафизики закончилась, началась эра позитивизма. Законы: - трех стадий определяет этапы, кот. проходит чел-во на протяжении всего своего развития: 1-теологическая: чел стремиться все явления жизни объяснить вмешательством сверхчеловеческих сил; 2 – метафизическая – стремление достичь полного, абсолютного знания о мире, обращение к выдуманным первосущностям, кот. якобы скрыты за миром видимых явлений; 3 – позитивная: чел оставляет попытки познать первые и конечные причины, абсолютную сущность вещей или их природу, отказывается от теологических и метафизических притязаний и идет по пути накопления знаний. Закон подчинения воображения наблюдению. Универсальный метод приобретения знания — это наблюдение. По Конту познание не идет дальше чувственного восприятия. Функция науки – предвидение. II разработаны на рубеже 19 – 20 в. Махом и Авенариусом. Сохранил главную установку: действительным знанием является содержание наук. Далее- усиление этого тезиса и поставка задачи выработать критерии, способные отсеять то, что включено в состав истинного знания по недосмотру. Эмпириокритицизм – критика опыта, кот. предполагает очищение опыта от тех положений, кот. имеют метафизическую природу. Сводит фил-ю к теории познания, т.е. исключительно методология науки. III имел 2 формы: логический позит-м и лингвист ф-ия. Основы логического поз-ма были заложены Расселом и Витгенгитейном. Ф-ия -не теория, а деятельность, содержание этой деятельности- анализ. Предметом ф-ии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснить их свойства. Обычный язык создал массу заблуждений и недоразумений, мнимых проблем. Чтобы избежать ошибок, необходимо сформулировать идеальный язык и таким языком является язык математической логики, т.к. он поддается опытной фактической проверке. Задачи философии: очищать научное знание от предложений, к. не имеют смысла (путем анализа языка). В 50-60 годы логический позитивизм эволюционировал в лингвистическую философию. Задача- не логический анализ языка науки, а в детальном анализе естественного разговорного языка. Осмысление тесной связи чел опыта с речевой коммуникацией, со схемами языка. С 60 г. появился IV Поппер, Лакатос, Тулман. Гл. проблема: развитие, динамика научного знания:? социокультурной детерминации научного знания. Для установления фактов требуется теория, т.о. факты в определенной мере зависят от теории или определяются ею. Особенности: опора на историю и науки; отказ от кумулятивизма, постепенного накопления и приращения знаний; разграничение науки и не науки, задача IV устранение метафизики из науки.

№39. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ.

Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс, Шестов, Бердяев, Сартр.

Экзистенциализм возник на исторической почве социального кризиса, охватившего в начале 20 в. экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Неуверенность в будущем, страх перед войной, ядерной катастрофой – подлинные психологические корни направления. Само название экзистенциализм заключает в себе определенный смысл: классическая философия сущностей заменяется философией человеческого существования. Для экзистенциализма важен приоритет вопросов индивидуального существования: вины и ответственности, решения и выбора, отношение человека к своему призванию и смерти. К основным темам экзистенциализма можно отнести: роль слу­чайности в судьбе человека; бессилие разума: отчуждение; одиночест­во и тайна; небытие и т.д. Согласно экзистенциализму, задача Философии заключается в том, чтобы заниматься вопросами человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу. Жизнь его сугубо иррациональна, страдания в любой форме преобладает в ней, поэтому страх - важнейшее понятие философии экзистен­циализма. Человек живет эмоциями, поэтому на все окружающее он реагирует не теоретически, а эмоционально. Для чего живет человек, в чем смысл его жизни, каково место человека в мире - эти вопросы и пытались решить экзистенциалисты, но не с научной точки зрения, так как они считали, что наиболее надежным способом постижения истины является интуиция, "экзистенциальное озарение". Первоначальные формы экзистенциональной философии берут свое начало в учениях русских философов - Бердяева и Шестова. В философии этих мыслителей главное место занимают вопросы человеческого существования/для Бердяева характерно философствование "изнутри", т.е. путем развертывания личностной интуиции; для Шестова - открытие им трагичности индивидуального существования/. После первой мировой войны экзистенциализм получил широкое распространение в Германии /Ясперс, Хайдеггер/; после второй мировой войны во Франции /Сарт, Камю, Марсель. Следует отметить, что на становление экзистенциализма боль­шое влияние оказали философско-теологические размышления Кьеркегора. Датский философ один из первых привлек к тайне, загадке человеческого бытия. Сущность человека заключается не в мышлении, а в таких состояниях как беспокойство и отчаяние, которые связывают его с Богом и вечностью. Эта сущность че­ловека раскрывается через глубокое переживание им факта собственного существования, которое было обозначено Кьеркегором понятием "экзистенция". Центральная проблема, на которой сосредотачивали внимание экзистенциалисты - это проблема отчуждения индивида от общества. Отчуждение, считали они, является главной харак­теристикой жизни человека в обществе. Смысл Фил-ии заключается в том, чтобы помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, искать и находить свое собственное «я». Центральное понятие мировоззрения Ясперса - "коммуникация". Он отождествляет коммуникацию с разумом и выдвигает ее в качестве критерия Философской истины. Зло есть неспособность к коммуникации, глухота к чужой свободе воли, экзистенции. Смысл философствования, считал Ясперс, заключается в прокладывании путей общечеловеческой коммуникации. Хайдеггер в своей работе "Бытие и время" поставил вопрос о смысле бытия, которое понималось им как человеческое существование. Марсель считал, что человеческие проблемы нельзя решить средствами объективного, чисто научного познания. Он был создателем учения об интуитивном, эмоционально-этическом контакте конкретной человеческой личности с богом. Центральной темой философии Камю является вопрос о том, "стоит ли жизнь того, чтобы жить". Камю приходит к выводу, что существование человека абсурдно. Категория "абсурда" у него становится исходным принципом философии. Абсурдность человеческого состояния находит свое выражение в "бунте", в котором человек пытается найти выход из сложившегося положения. Основной принцип экзистенциализма, изложенный Сартром в его работе "Экзистенциализм-это гуманизм", состоит в том, что человек делает самого себя, обретает свою сущность уже существуя. Нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила не может осуществить его превращение в человека. И только сам человек несет ответственность за то, если данное превращение не будет осуществлено. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут в изменении не общественных отношений, а в индивидуальной жиз­ни. Религиозные экзистенциалисты /Ясперс, Марсель/ ищут преодоление трагизма индивидуального существования в общении с Б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: