Организация выборов в земские органы власти.




Земская реформа

Причины разработки земской реформы.

 

Причиной разработки земской реформы послужила отмена крепостного права; предоставление гражданских прав 22 млн. крестьян по мужикам, выводом их из юрисдикции помещиков и необходимостью создания системы местного самоуправления.

Разработка проекта проведения земской реформы.

1.В основу разработки был положен опыт проведения реформы государственной деревни. В 1837-1841годах была проведена реформа, разработанная П.Д. Киселевым, который являлся главой созданного Министерства государственных имуществ. В ходе её проведения был установлен необходимый для ведения хозяйства размер крестьянского надела земли. Были ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменен более равномерным земельно-промысловым сбором. Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле.

2.Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, российский государтвенный деятель, великий реформатор, с 1861 года — П. А. Валуев русский государственный деятель, министр внутренних дел 1861-1868).

 

Организация выборов в земские органы власти.

Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.

1) Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии.

2) Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах).

3) Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.

Итоги проведения выборов.

Среди 1180 земских гласных 33 губерний, избранных к весне 1866г, было 854 дворянина. По данным за 1865-1867гг., на уездных собраниях дворяне и купцы составляли более 50% всех гласных, а на губернских-даже свыше 85%. Крестьяне же на земских собраниях, как правило, оказывались в явном меньшинстве, а в управах встречались в редчайших случаях.

 

Структура земских органов власти.

Структура органов земского самоуправления по Положению 1864г. Была следующей:

1.уездное земское собрание избирало на три года земскую управу из двух членов и председателя, являвшуюся исполнительным органом земского самоуправления.

2Назначение содержания членам земской управы решалось уездным земским собранием.

3.Губернское земское собрание избиралось тоже на три года, но не непосредственно избирателями, а гласными уездных земских собраний губернии из числа. Оно избирало губернскую земскую управу, состоявшую из председателя и шести членов. При этом председатель земской управы губернии утверждался в должности министром внутренних дел.

 

Компетенция и полномочия губернских и уездных земств

Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. Создавались также исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, они решали в основном хозяйственные вопросы: содержание путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; наем врачей и фельдшеров; устройство курсов для обучения населения и устройство санитарной части в городах и деревнях; «попечение» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечение народного продовольствия, забота о скотоводстве и птицеводстве; взимание налогов на местные нужды и т. п. Но и в этих пределах они контролировались губернаторами и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

 

Изменение в жизни населения после введения земских органов власти.

Появились земские школы(одноклассные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем и двухклассные с четырёхлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями). Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Возникла развитая инфраструктура, была построена сеть дорог. Почти в каждой деревни открылись школы, больницы и фельдшерские пункты.

 

Ограничение в работе земских органов.

1)Вводились земства постепенно и не во всех районах империи.

2)Их компетенции все более и более ограничивались правительством.

3) В земствах запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся к их компетенции. Ограничивалась публичная деятельность земств: земские журналы и доклады проходили через цензуру.

4) Не дозволялось общаться между собой различным корпорациям земских губерний.

 

География земской реформы.

1 января 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых преобладало русское дворянство. Из 78 ми губерний в России «Положение» распространялось на 34 губернии. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую, Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского землевладелия, и на национальные окраины России: остзейские губернии Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную Украину, на Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию.

 

Оценка реформы современниками историками.

Г.Львов (премьер временного правительства) и Т. Полнер (русский земский деятель) «впервые все сословия… почувствовали равноправность и общность интересов, почувствовали, что общее благо народа есть благо всем равно дорогое и что оно зависит от них».

Безобразов В.П. (русский экономист, статистик, публицист) понимал, что «желать самоуправления и уметь пользоваться им-две вещи разные».

Резкой критике подверг земскую реформу Н.П. Огарев (русский поэт, публицист, революционер) «Земли при освобождении правительство у народа урезало. Волю оно заменяет положением о земских учреждениях».

Н.Г. Чернышевский (русский философ, ученый) писал: «Все наши реформы, как произведенные, так и предстоящие-мишура, о которой и говорить не стоит».

К.Д. Кавелин (философ, историк, политический деятель) приветствовал новый закон как «событие громадной важности», составляющее «эпоху в развитии русской общественной жизни». «Указ 1 января 1864 года,- писал он, одна из самых светлых точек в современном русском законодательстве… Это семя, из которого, при благоприятных обстоятельствах, может со временем развиться многоветвистое дерево»

 

 

Судьба земской реформы.

Вступив в силу, земская система самоуправления добилась определенных положительных результатов, но не поддерживаемая и сильно ограничиваемая правительством, она постепенно вырождалась, теряя популярность и актуальность. Земская контрреформа была проведена в 1890г. Её инициатором был Д.А.Толстой (русский государственный деятель и историк). Она обеспечила преобладание дворян в земских учреждениях, вдвое сократила число избирателей по городской курии, ограничивала выборное представительство для крестьян. В губернских земских собраниях число дворян возросло до 90 %, а в губернских земских управах – до 94%. Деятельность земских учреждений была поставлена под полный контроль губернатора. Председатель и члены земских управ стали считаться состоящими на государственной службе. Для выборов в земства устанавливались сословные курии, изменялся состав земских собраний за счет назначаемых сверху представителей. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний.

 

 

Земская реформа — одна из либеральных «великих реформ» Александра II, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности — земских учреждений, или просто земства. Главным актом реформы стало издание 1 января 1864 года системы Земского самоуправления.

 

Работу выполнили Иванов Евгений, Ерёменко Павел.

 

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: