Признаки тактильной (осязательной) дисфункции




Признаки и симптомы дисфункции. Диагностический опросник

 

Задача данного диагностического опросника — дать важную информацию о симптомах сенсорной дисфункции родителям и профессионалам, вступающим в контакт с ребёнком.

Вопросник не являет собой абсолютно полный сборник диагностических критериев для установления диагноза "нарушение обработки сенсорных сигналов, сенсорная дезинтеграция", это, скорее инструмент для тех, кто непосредственно общается с ребёнком.

Профессионалы, призванные диагностировать данное расстройство, имеют в дополнение к вопросникам и другие интсрументы, позволяющие им тестировать ребёнка на наличие данного расстройства и наблюдать результаты. Читая вопросы ниже, вы, возможно, решите, что ваш ребёнок соответсвует большинству критериев и, соответсвенно, страдает от сенсорной дезинтеграции.

Вполне ВОЗМОЖНО, что так и есть, и я призываю вас отнестись к этому серьёзно.

С этим списком в руках посетите вашего врача или эрготерапевта и объясните, почему вы считаете, что вашему ребёнку требуется помощь именно в этой области.Возможно, вы просмотрите вопросник и решите: "Ничего страшного, у моего ребёнка есть некоторые черты из названных в списке, но разве не у каждого ребёнка они есть?"Да, это тоже вполне может быть правдой, а поведение вашего ребёнка может колебаться день ото дня.Мы просим вас обратить внимание вот на что:

• какие симптомы демонстрирует ваш ребёнок;

• к какой категории относятся его трудности;

• до какой степени эти трудности мешают ему или другим в обычной жизни;

• какое влияние они оказывают на соответствие уровня его развития рамкам возрастных норм.

Может получиться так, что в какой-то из категорий окажется много пунктов, а в какой-то — ничего, либо понемногу во всех категориях. Это поможет направить диагностику и лечение.

И, наконец, вы можете прочесть вопросник и воскликнуть: "О Боже! Так вот чем я страдаю всю жизнь!"

В таком случае мне придётся вам ответить: искренне сожалею, что вы не получили помощи раньше, но может быть ещё не поздно сделать это сейчас.

Идентифицировать это расстройство и понять его природу — это уже ОГРОМНЫЙ шаг.

В своей книге "Ребёнок не в синхроне" (1995), русский перевод "Разбалансированный ребенок" (2012) Кэрол Сток Карновиц даёт 5 предостережений, которые необходимо помнить при использовании вопросника.

1. Ребёнок с сенсорной дисфункцией совершенно не обязательно имеет все перечисленные симптомы. Например, у ребёнока с вестибулярной дисфункцией может страдать равновесие, но при этом он может иметь хороший музыкальный слух.

2. Иногда ребёнок демонстрирует в какой-то день симптомы дисфункции, а на следующий день всё нормально. Например, ребёнок с проприорецептивными проблемами может споткнуться о каждый бугорок на тротуаре в пятницу, но при этом забить кучу голов при игре в футбол в субботу. Непостоянство является признаком всех неврологических расстройств.

3. Ребёнок может демонстрировать симптомы определённой дисфункции, но при этом её не иметь. Например, ребёнок, избегающий прикосновений, может казаться гиперсенсетивным к тактильной стимуляции, а может делать это по причинам эмоционального характера.

4. Ребёнок может соединять в себе гиперсенсетивность к одним стимулам и гопосенсетивность к другим. Например, он может быть чрезмерно чувствительным к лёгкому прикосновению, отскочить, если его кто-то потрепал по плечу, но совершенно спокойно переносить глубокую боль от инъекции.

5. Каждый человек периодически имеет какие-то сенсорные проблемы, потому что никто из нас не может сохранять прекрасную регуляцию на протяжении всего времени. Самые различные стимулы могут помешать нормальной работе мозга, создав либо сенсорную перегрузку, либо, наоборот, депривацию.

Осязание: входящие сигналы от рецепторов кожи о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волос на коже

Признаки тактильной (осязательной) дисфункции

1. Гиперсенсетивность к прикосновению (тактильная защитная реакция)

- лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию;

- в младенчестве не любил/не любит, чтобы его брали на руки, обнимали, возможно, выгибал спину, отодвигался;

- впадает в расстройство при мокром/грязном подгузнике, а также при перемене подгузника;

- страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам (особенно в очередях);

- пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом);

- не любит причёсываться;

- не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя;

- предпочитает обниматься;

- капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания;

- чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого;

- избегает прикосновения к определённым материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных);

- откзывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п.

- избегает игры с участием рук;

- избегает/ не любит/ терпеть не может "грязные игры": с песком, с грязью, водой, клеем, скользским материалом, кремом для бритья, пеной и т.д.;

- впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть;

- слишком чувствителен к щекотке;

- не терпит швов на носках вплоть до отказа их надевать;

- не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год, 2-3-летки могут вообще предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают подгузники и одежду;

- или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям;

- впадает в стресс из-за необходимости умываться;

- впадает в стресс из-за необходимости стричь волосы, ногти;

- отказывается чистить зубы и страшно боится дантиста;

- чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структр еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое;

- может отказаться ходить босиком по траве или песку;

- может ходить только на носочках.

2. Гипосенсетивность к прикосновению (недостаточная реакция)

- стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех;

- не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью;

- не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы;

- может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт;

- может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове;

- всё время что-нибудь тянет в рот;

- часто делает больно другим детям или животным в процессе игры;

- постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло);

- ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию;

- очень любит "грязные" игры и ищет их;

- любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы;

- предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солёное.

3. Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь

- сложности с выполнением мелких моторных функций: застёгивнаием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды;

- может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел;

- может бояться темноты;

- неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д.;

- сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы;

- даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать;

- плохо определяет характеристики объектов: форму, размер, текстуру, температуру, вес и т.д.;

- может не суметь определить объекты по прикосновению, использует зрение, чтобы помочь себе, когда, например, что-то нужно достать наощупь из рюкзака или взять со стола.

Вестибулярное чувство: сигнал от внутреннего уха о состоянии равновесия, изменений гравитации, передвижении и положении тела в пространстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: