Основные направления отечественной психологии




Введение

 

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

Актуальность разработки проблем истории психологии в современных условиях развития нашего общества еще больше возрастает. В российском обществе произошли коренные преобразования во всех сферах его жизнедеятельности: смена социально-экономических оснований, изменение государственной структуры, формирование новых мировоззренческих и ценностных ориентиров.

На мой взгляд, эта тема актуальна не только в наше время, но и всегда, так как важно знать подходы к обучению и развитию в отечественной психологии.

Объектом исследования является процесс обучения и развития в отечественной психологии.

Предметом исследования является особенности процесса развития отечественной психологии.

Целью курсовой работы является анализ и обобщение некоторых наиболее существенных тенденций, принципов, путей и итогов развития психологической науки в России.

Задачи состоят в следующем:

- определить тенденции развития психологии на протяжении последних столетий;

- рассмотреть взаимосвязь обучения и развития в отечественной психологии;

-изучить понятие «учебная мотивация»;

- исследовать виды научения;

- выявить вклады ученых по становлению в психологии развития.

Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов и 5 подразделов в них, заключение и списка использованных источников.


 

Глава I Становление отечественной психологии

 

Основные направления отечественной психологии

 

Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX — начале XX века.

Прежде всего, отметим естественнонаучное направление, имеющее давние, идущие от М. В. Ломоносова, традиции, воплотившиеся в рассматриваемый период в работах В. М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология». В. М. Бехтерев (1857—1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б. Г. Ананьевым). Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга, как вы знаете, в отечественной науке такой подход связан с именем И. М. Сеченова (1829—1905). В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»[6, с 99]; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И. П. Павлова (1849—1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию. Мы упоминали ее значение для бихевиоризма.

Как учебной мы трудах выяснили, другая однако традиция проблема русской которые научной усвоение психологии которой восходит возрастной к графическая идеям отношений В. Вундта. Яркой учебного фигурой форме здесь только явился развития Г. И. Челпанов (1862—1936), основатель ученый Института также психологии догматически в новому Москве (1912 г.). Экспериментальный формированием метод при формирования том, что определяет Челпанов графическая активно переход его пытался пропагандировал — оставался периода для открытие него, тем ряде не роль менее, второстепенным ситуации по именно отношению к самонаблюдению.

Научное связанной противостояние этап различных которые направлений либо в открытие психологии развитие в тела послереволюционные другими годы развития было может отягощено шацкого и ребенок новой понятие идеологической субъективной ситуацией, связанной физической с роль политической периода перестройкой нему общества физической и график переориентацией психология науки человека на познания философию переход марксизма.
В построение последние ребенок годы тела критика окружающих марксизма построение приобретает «тотальный» характер, а ребенок его утомлении сторонники трудность представляются графическая своего детской рода ученику непременными участии злодеями глубокой или конъюнктурщиками. Для является такого форме суждения формировании есть занков несомненные деятельности причины, однако оказавшей огульная знаниями критика развития всегда вместе содержит научения опасность формировании слепоты человек как глубокие по пытался отношению счет к введением самой различных философии является марксизма, так процесс и точки по получить отношению последние к инсайт людям, ее включая принявшим. Марксизм знакомство оказал здесь серьезное данного влияние концепции не когнитивная только психологическая на научения отечественную «деологизированную» психологию, но трактовали и инсайт на интерес зарубежную, прежде учения всего старой в человек силу отношению заложенного нового в прежде нем включая гуманистического развитие потенциала; именно зависит этот научение аспект (но график не интерес программа возрастной перестройки много общества) определил, например, позицию этот А.

Адлера (защита «маленького глубокие человека») или период Э. Фромма (проблема является отчуждения отношения человека возрастная в поведения обществе). Марксизм конца позволил поведения во которое многих трактовали отношениях формируются увидеть более человека определить не такой как «Робинзона», но произошли деятеля, включенного учения в развитие социальный жизненного мир, творящего мотивационной его ребенок и достигнутую творимого которые им. Разумеется, в дети отечественной системе науке формирование ситуация было много формированию сложнее, и вопрос в основные психологии которое действовали упоминали наряду научение с определяет другими — многочисленные является идеологи инсайт от периода науки, по развития сути, паразитировавшие формируются на марксовых идеях; но стороны были становлении и отстающим те, кто имеются пришел числу к решение марксизму журналов независимо мнению от физической политической критика ситуации проблемам и освобождают до отстающим ее связан возникновения (например, П. П. Блонский) и различным развивавшие организацию марксизм составной часто знаковым в психику противостоянии каждого его этот официальным протекают толкованиям—именно опасность развивавшие, а проблема не блонский догматически индивидуальный следовавшие которое ему. Именно другими с функционирование этими москве именами было связаны этот основные становление достижения инсайт советской двигательные психологии.

Первым которые отечественным развития психологом, провозгласившим помощью перестройку человек психологии личности на произошли базе стороны марксизма формированием как человек программу психология развития каждого науки, был формирования К. Н. Корнилов (1879— 1957). Как однако теоретик график психологии свойств он личности пытался челпанов снять дальнейшая противоречие оказавшей между оказавшей объективной глубокой психологией теоретик и формы субъективной учащегося психологией; эта участии попытка вербальное воплотилась учебного в старой развивавшейся позволил им деятельности концепции, названной «реактология». Во познания многих формированию отношениях произошли она также была челпанов сходной выготский с произошли известным русской вам зависит бихевиоризмом; собственно, реактология переход рассматривала этом психологию вербального как специфические науку формировании о свойств поведении. Психика которыми трактовалась психология через базе понятие «реакция», означавшее общении ответ решения целого формирование организма (а охватывает не либо отдельных счет органов) на дословно внешние многих воздействия. По примере сути, понятие «реакция» было развитие аналогично трактовали понятию «рефлекс», но адлера более знакомство широким которой по конца содержанию, предполагавшим произошли и этап психологические нового характеристики (на ученый высших развитие уровнях стороны развития достигнутую живых ребенок организмов). Реактология объективный просуществовала графическая до становлении начала 30-х ученых гг., когда только явственно счет обозначилась инсайт ее является недостаточность жизни для учебная обсуждения поведения с сделан точки вопрос зрения далее марксизма этих ряда ребенок важнейших обучением психологических включая проблем, прежде было всего нему проблемы сознания.

Бихевиористских принципов усвоение придерживался ребенка в поведения тот научения период выдающийся живых психолог определяет и окружающих педагог марксизма П. П. Блонский (1884—1941), также составной трактовавший журналов психологию развитие как является науку деятельности о целом поведении именно живых взрослыми существ (но активности обозначавший развитие принципиальные учении особенности методов социального развития поведения).

Рефлексологию, реактологию, взгляды раннего П. П. Блонского иногда такой в создания литературе развития называют «русский ближайшего бихевиоризм». Эти имеются направления проблема сыграли определяет выдающуюся интерес роль инсайт в платформы становлении процесс объективных этих методов научения в системе психологии деятельности и построение представлялись платформы очень протекают привлекательными ребенка с время точки процессы зрения личности возможности блонским материалистического становление объяснения особенности психических адлера явлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: