Вопрос 5. Н. Радищев о государстве и праве.




А.Н. Радищев (1749-1802).

«Путешествие из Петербурга в Москву ».

Теоритической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного договора, а также наиболее радикальные концепции просвещения. Впервые в русской литературе крепостное право Радищев рассматривает и осуждает как систему, как «зверский обычай порабощать себе подобного». Правовое положение крепостных крестьян Радищев оценивает следующим образом: «Крестьянин в законе мертв». Несостоятельность крепостничества Радищев доказывал с позиции теории естественного права. Крепостное право противоестественно, потому что является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу, оно противоречит общественному договору, поскольку по общественному договору, так как общество создается ради общего блага.

Не менее резко Радищев выступал и против самодержавия. Был противником концепции просвещенного абсолютизма, говорил, что эти два слова друг другу противоречат – оксюморон.

В одной из глав дает проект освобождения крестьян, но говорит, что мирным путем это осуществить невозможно.

Впервые в истории русской политико-правовой мысли Радищев выдвигает концепцию народной революции, которую считает правомерной – ответ силой на силу.

После революции в будущей России должен установиться республиканский строй, только при федеративном устройстве государства.

Центральными проблемами политико-правовой мысли этого времени стали крепостничество и самодержавное правление.

 

 

27.11.12

Вопрос 1. Германия в конце 18 - начале 19 веков.

Особенностью немецкой идеологии этого периода являлось то, что в стране существовала веротерпимость – благоприятные условия для развития теоритической мысли.

Немецкая классическая философия – большая роль. Немецкие философы в этот период приступили к систематической разработке методологии теоритического познания.

Вопрос 2.

Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии.

Работы: Метафизика нравов, К вечному миру и Идея Всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.

Большое внимание Кант уделял этическим вопросам. Составными частями его практической философии являются этика и учение о праве. Рассматривая проблемы поведения человека, главную роль Кант отводит априорным идеям.

Научную теорию морали и права (как у естественных наук) создать невозможно, потому задача моральной философии состоит в том, чтобы определить всеобщие правила поведения, которым человек должен следовать в своей повседневной практической деятельности.

Критический рационализм.

Согласно Канту, разум – как отличительное свойство человека развивается полностью не в каждом отдельном индивиде, а в человеческом роде. В его доктрине просвещение впервые было осмыслено как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Кант утверждал, что в этом процессе участвуют все поколения людей, причем большинство людей – бессознательно. Следовательно – разумное – есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики.

Кант отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. Здесь он согласен с Руссо – с некоторыми положениями. Однако источником нравственных и правовых законов, по Канту, является практический разум или свободная воля людей.

Люди равны между собой, поэтому каждый обладает для другого абсолютной нравственной ценностью, таким образом, Этика Канта утверждает приоритет общечеловеческого над личностным, над эгоизмом, подчеркивает моральную ответственность индивида за происходящее в мире. Кант выводит понятие нравственного закона – «Категорический Императив», моральная личность не может подводить свою мораль под место и время, мораль всегда безусловна.

Категорический Императив - содержит два положения: 1. «Поступай так, чтобы максима (личное правило поведение в данный период) твоего поступка могла стать основой всеобщего закона». 2. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Идея приоритета личности.

Правовая теория Канта – тесно связана с этикой. Право и мораль – один источник – практический разум человека, одна цель – достижение всеобщей свободы (у Канта Свобода – свобода в окружении других людей и твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека).

Различия между ними заключается в способах принуждения к поступками. Мораль (этика) – основана на внутренних побуждениях человека, на осознании им своего долга, тогда как право использует внешнее принуждение со стороны или других индивидов или государства.

Кант считает правовые законы первой ступенью или минимумом нравственности. По определению Канта – право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К этим условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов; г арантированный статус собственности и личных прав индивид а; равенство членов общества перед законом; разрешение споров в судебном порядке.

Человеку изначально, по Канту, свойственно, как разумному существу, одно единственное право – свобода нравственного выбора.

В естественном состоянии возникающее субъективные права (собственность и другие) ничем не подкреплены, поэтому Кант называет их предварительными, а совокупность таких прав – частное право.

Вопрос о происхождении государства Кант решать отказался – не затрагивает.

Вклад Канта в мировую политико-правовую мысль – сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве, хотя сам этого термина не употреблял. Согласно его подходу, государство -это соединение множества людей, подчиненных правовым законам, то есть важнейший признак государства – верховенство закона.

Кант был сторонником концепции разделения властей: парламент, правительство и суд. Этот принцип был положен в основу деления форм государства на республиканскую и деспотическую.

Будущее человечества Кант связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских государств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: