Создайте условия, чтобы развить личностные качества учеников




Как научить школьников понимать одноклассников с ОВЗ и дружить с ними

Ксения Шалагинова
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула

Важное в статье

1. Школьникам проще принять детей с ОВЗ, если учащиеся поймут их особенности и трудности. Определите с помощью анкеты, что знают ваши ученики.

2. В игровых ситуациях учащиеся лучше осознают чувства люди с ОВЗ. Примеры игр и упражнений.

 


Постройте работу с учащимися, которые не имеют ограничений по возможностям здоровья, в двух направлениях – информационном и практическом. В информационном блоке расскажите об инклюзивном образовании и проведите анкетирование.

В практическом блоке используйте игры и упражнения, чтобы помочь ученикам выстроить общение с одноклассниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью – примеры упражнений.

Информируйте учащихся об инклюзивном образовании, детях с ОВЗ и инвалидностью

3декабря

Международный день инвалидов

 

Сторонники инклюзивного образования уверены, что, находясь в одном классе, дети учатся жить вместе, стираются границы между учащимися, которые не имеют ограничений по возможностям здоровья, и учениками с ОВЗ и инвалидностью. В общении с ними школьники приобретают способность тонко чувствовать трудности другого, учатся деликатности. У них появляются сострадание и человеколюбие, они становятся добрее и терпимее. Эти навыки пригодятся во взрослой семейной или профессиональной жизни. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Чтобы подготовить учащихся к обучению с детьми с ОВЗ и инвалидностью, предварительно выясните, насколько ученики информированы по теме инклюзивного образования. Для этого проведите анкетирование. Оно позволит выяснить, хотели бы учащиеся обучаться вместе с детьми с ОВЗ, как в целом они представляют (или не представляют) этот процесс.

Содержание информационного блока определите исходя из результатов анкетирования. Разъясните ученикам, что такое инклюзивное образование, его основные принципы. Расскажите об особенностях детей с ОВЗ и инвалидностью, преимуществах инклюзии, возможных трудностях и проблемах.

Используйте Методические рекомендации Минобрнауки России по проведению мероприятий «Уроки доброты». Они включают характеристику особенностей людей с инвалидностью, рассказывают, как взаимодействовать с ними.

Также на информационном этапе расскажите ученикам о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, которое обеспечивает право на равный доступ детей к образованию.

Создайте условия, чтобы развить личностные качества учеников

Критерии готовности учеников принять детей с ОВЗ и инвалидностью: высокий уровень коммуникативных умений, эмпатии, толерантности, низкий уровень агрессивности и конфликтности, позитивная установка принятия другого. Поэтому задачи практического блока:

Справка

Позитивная установка – способ видения и склонность акцентировать внимание на плюсах

 

· повысить коммуникативную культуру учеников – сформируйте у школьников установки на сотрудничество с детьми с ОВЗ и инвалидностью, умение общаться, строить конструктивный диалог, контролировать эмоции, разрешать конфликтные ситуации;

· развить эмпатию и толерантность – создайте условия, чтобы сформировать у школьников способность эмоционально реагировать на переживания другого, распознавать его эмоциональные состояния, уважать чужое мнение;

· разрушить барьеры и стереотипы в отношении людей с инвалидностью – расскажите ученикам о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях; используйте имитацию, когда сами ученики в игровых упражнениях делают то, что и люди с инвалидностью;

· сформировать позицию позитивного принятия ребенка с ОВЗ и инвалидностью – научите школьников акцентировать внимание на плюсах, то есть на том, что есть, а не на том, чего не хватает; на ресурсах, а не угрозах и опасностях; на достоинствах, а не недостатках.

Чтобы решить задачи практического блока, используйте интерактивные методы обучения – игры, упражнения, моделирование ситуаций, которые характерны для различных форм инвалидности, организуйте просмотр видеофильмов по теме, конкурсы.

Эти методы позволят учащимся понять, что дети с ОВЗ, люди с инвалидностью такие же, как и все остальные, только с ограниченными возможностями. Подведите учащихся к выводу о том, что, если создать определенные условия, эти возможности возрастают, а различия стираются.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Анкета для учащихся «Что я знаю об инклюзивном образовании» 1. Слышал, знаешь ли ты об инклюзивном (совместном) обучении? Если да, перечисли основные источники информации – СМИ, реклама, интернет, рассказы родителей, друзей, родственников. 2. Как ты относишься к идее инклюзивного образования? 3. Хотел бы ты обучаться в условиях инклюзии, то есть когда в классе постоянно или на отдельных занятиях будет находиться ребенок с проблемами здоровья? Почему? 4. Как ты считаешь, смогут ли дети с ОВЗ учиться в одном классе с детьми, которые не имеют ограничений по возможностям здоровья? 5. Как ты думаешь, какие основные трудности при совместном обучении могут испытывать те и другие учащиеся?

 

Приложение

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: