Перечень вопросов к зачету по дисциплине




«Правоведение» (ИМЭИ ИГУ)

1. Понятие и признаки государства. Органы государственной власти.

Государство - особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна - территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство - организация политической власти страны и общества.

Признаки государства.

1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода).

2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений.

3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях).

4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).

5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.

Органы государственной власти:

1) К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

2) К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

3) Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ.

2. Государственная власть и государственное управление.

Государственная власть может быть определена как система деятельности народа, составляющих его общностей и индивидов, а также создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий, обязанностей и возложенной ответственности, выражающих их социальное качество и потребности.
С точки зрения современного понимания государственной власти можно выделить:
- первичные субъекты государственной власти: народ, общество, его составные части и граждане, обладающие естественными, публичными правами, являющимися основой легитимности учреждаемой или изменяемой ими государственной власти.
- вторичные субъекты государственной власти: органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, создаваемые первичными субъектами государственной власти, и производные от них органы - министерства, ведомства, подразделения и т.п.), через которые опосредствованно первичными субъектами осуществляются конкретные государственно-властные полномочия, направленные на реализацию функций государства.
Государственное управ­ление - это юридически оформляемая деятельность по организации конкрет­ного, системного взаимодействия всех ветвей государственной власти, на­правленная на осуществление конкретных практических воздействий на объекты управления государственной власти в соответствии с ее социальным назначением.

3. Формы правления (монархия и республика).

Форма правления – способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Монархия характеризуется следующими особенностями:

- во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти;

- во-вторых, власть монарха наследственна. Порядок престолонаследия определяется либо конституциями, либо конституционными и органическими законами.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.

Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата выражает интересы буржуазии и формируется выборным путем. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что она существует в буржуазном обществе и обязана своим сохранением общественным предрассудкам.

При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.

Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или отдельным его членам. Тогда они уходят в отставку.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.

4. Формы государственного устройства (федерация и унитарное государство).

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями государства и местными органами власти.

Унитарное государство - единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся органам центральной власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Основные признаки унитарного государства:
• Единая конституция, единый высший представительский, исполнительный и судебный орган, единое законодательство, одно гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика.
• Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью - децентрализованное или централизованное самоуправление (если во главе местных властей стоит назначенный сверху чиновник).
• Допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных наций;
• Все внешние сношения осуществляются центральными органами власти
• Единые вооруженные силы.

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно единое союзное государство.
Основные признаки федерации:
• Территория федерации состоит из территорий субъектов
• Верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит
федеральным органам
• Разграничение полномочий межу федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией.
• Субъекты имеют право принятия собственных конституций и имеют свои высшие суд, законодательные и исполнительные органы.
• Существует единое федеральное гражданство и гражданство субъектов.
• Представление внешнеполитической деятельности - федеральные органы власти.
• При федеральном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.

5. Тоталитарный и авторитарный политические режимы.

6. Либеральный и демократический политический режим.

7. Понятие и признаки позитивного права.

8. Система права: понятие и структурные элементы.

9. Нормативно-правовой акт как источник права.

10. Правоотношения: понятие и структура.

11. Юридические факты и фактические (юридические) составы.

12. Реализация права.

13. Правовое регулирование.

14. Государственное принуждение и юридическая ответственность.

15. Конституция как основной закон государства.

16. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Гражданство.

17. Отношения, регулируемые гражданским правом.

18. Дееспособность физических лиц. ИП (ПБОЮЛ).

19. Понятие и признаки юридического лица. Филиалы и представительства.

20. Коммерческие и некоммерческие организации.

21. Обязательства в гражданском праве. Гражданско-правовые сделки (понятие, виды, форма).

22. Гражданско-правовая ответственность.

23. Задачи семейного права, отношения, регулируемые семейным правом.

24. Заключение и расторжение брака.

25. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

26. Права и обязанности родителей, права несовершеннолетних детей.

27. Лишение родительских прав, последствия лишения родительских прав.

28. Трудовой договор (понятие, виды, форма). Документы, необходимые при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу.

29. Прием работника на работу. Основания изменения и прекращения трудового договора.

30. Рабочее время и время отдыха.

31. Заработная плата в трудовых отношениях.

32. Поощрение за труд и дисциплинарные взыскания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: