НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ




Со смягчением идеологического диктата был связан огромный поток публикаций на ранее закрытые темы, среди которых преобладало осуждение деформаций социалистической системы. Публицистика не случайно оказалась в центре общественного внимания первых лет перестройки. Большинство авторов острокритических публицистических статей являлись "шестидесятниками". Историческим контекстом, сформировавшим их взгляды, были годы сталинизма, Великая Отечественная война и период "оттепели". "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки", поддержали политику Горбачева. Демократическому крылу газетно-журнальной периодики: газеты "Аргументы и факты", "Московские новости", "Московский комсомолец", журналы "Огонек", "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов", противостояли издания националистического и коммунистического толка - "Правда", "Советская Россия", журналы "Наш современник", "Молодая гвардия". Тиражи журналов и газет, размещавших публикации о прошлом, настоящем советского опыта, перспективах социализма, стремительно росли.

Большой резонанс вызвали статьи И. И. Клямкина "Какая улица ведет к храму?", Н. П. Шмелева "Авансы и долги", В. И. Селюнина и Г. Н. Ханина "Лукавая цифра" в журнале "Новый мир" (ред. С. П. Залыгин). Широкий отклик читателей вызвали публикации Л. А. Абалкина, Л. А. Пияшевой, Г. Х. Попова, Т. И. Корягиной о проблемах экономического развития страны, А. А. Ципко о перспективе социализма, Ю. Черниченко об аграрной политике КПСС. Историко-политические чтения "Социальная память человечества" (1987), организованные Ю. Н. Афанасьевым в стенах московского Историко-архивного института привлекли большое внимание.

Из документа (И. Клямкин. Дорога к храму):

… углубленное изучение законов реального социализма — это не побочная, не второстепенная, не умозрительная задача, уводящая от живого дела перестройки, а задача самой перестройки.

Чем глубже она пойдет, тем чувствительнее затронет она интересы разных групп людей, а не только бюрократов-аппаратчиков: если бы они были сами по себе, если бы не опирались на настроения и опасения определенных слоев населения, то и проблем бы особых не было. Борьба идет не просто между бюрократами и небюрократами, а между общественными группами, на которые опираются и те и другие. И главный вопрос в том и состоит: кто сумеет повести за собой массовые силы, действительно заинтересованные в перестройке, в научно-техническом и культурном прогрессе и выступающие его основными носителями, а тем самым и носителями общенародного интереса, — рабочих высшей квалификации, олицетворяющих самые передовые производительные силы, научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию?

Перестройка не снимет все противоречия, а, наоборот, углубит их. Бояться этого нечего: противоречия, как известно, не тормозят, а ускоряют общественное развитие {антагонистические — тормозят}. Но чтобы противоречия не застали врасплох, надо быть к ним готовыми, а подготовиться нельзя, не разобравшись в законах, которым подчиняется наша с вами жизнь.

Важнейшим двигателем преобразований стали общественно-политические телевизионные передачи "Взгляд", "До и после полуночи", "Пятое колесо", "Двенадцатые этаж" "600 секунд".

Первая передача программы "Взгляд"

Курс Горбачева встретил разный прием в советском обществе. Сторонники "обновления" социализма надеялись на ускорение общественного развития в ходе перестройки. В 1988 г. Ю. Н. Афанасьев, Т. И. Заславская, А. Д. Сахаров, А. А. Нуйкин, В. И. Селюнин, Ю. Ф. Карякин, Г. Г. Водолазов на страницах сборника "Иного не дано" призвали к демократизации общества.

Под влиянием нарастающих экономических проблем антисталинская риторика в публицистике уступила место антикоммунистической. Некоторые авторы заговорили о порочности социалистической системы, невозможности "возвращения к истокам".

Другая часть интеллигенции не приняла новый курс развития, увидев в нем угрозу социализму. Преподаватель ленинградского вуза Н. Андреева заметила в плюрализме орудие уничтожения социалистической идеологии. Ее статья "Не могу поступиться принципами", опубликованная в газете "Советская Россия" в марте 1988 г., содержала призыв защитить советское наследие от "фальсификации".

Из документа (Н. Андреева. Не могу поступиться с принципами):

В многочисленных дискуссиях, проходящих сегодня буквально по всем вопросам обществознания, меня как преподавателя вуза интересуют прежде всего те вопросы, которые непосредственно влияют на идейно-политическое воспитание молодежи, ее нравственное здоровье, ее социальный оптимизм. Беседуя со студентами, вместе с ними размышляя об острых проблемах, невольно прихожу к выводу, что у нас накопилось немало перекосов и односторонностей, которые явно нуждаются в выправлении. На некоторых из них хочу остановиться особо.

Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. В формулу "культа личности" насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"…

Поддерживаю партийный призыв отстоять честь и достоинство первопроходцев социализма. Думаю, что именно с этих партийно-классовых позиций мы и должны оценивать историческую роль всех руководителей партии и страны, в том числе и Сталина. Как представляется, сегодня вопрос о роли и месте социалистической идеологии принял весьма острую форму.

Опасность вестернизации советского общества тревожила в эти годы лидеров национально-патриотического течения, в числе которых оказались известные писатели В. Солоухин, В. Белов, В. Распутин, Ю. Бондарев, художник И. Глазунов. Они констатировали наличие "гражданской войны" в литературе.

Раскололось в оценке перестройки в СССР и западное общество. В отличие от западной общественности бывшие советские граждане - эмигранты третьей волны - настороженно отнеслись к курсу Горбачева. В 1987 г. десять известных деятелей культуры, высланных из СССР: Ю. Любимов, В. Буковский, В. Аксенов, Э.Кузнецов, Л. Плющ, В. Максимов, Э. Неизвестный, Ю. Орлов, А. Зиновьев и его жена Ольга, опубликовали открытое письмо, выразив сомнения в возможности реформирования советской системы.

Из документа ("Письмо десяти"):

…На Западе не понимают главного: если бы советские лидеры действительно были бы настроены на радикальные перемены, им пришлось бы начать с отказа от правящей идеологии. Идеология — то самое ядро советской системы, что не позволяет стране отклоняться от маршрута слишком далеко и слишком надолго; если главные идеологические постулаты останутся в неприкосновенности, долгосрочная советская стратегия останется пленницей ее принципов. Пока официальная доктрина не предусматривает возможности мира с "классовыми врагами", о каком подлинно "мирном сосуществовании" с "буржуазными" странами можно говорить? Не более вероятным выглядит и "мирное сосуществование" внутри самого СССР.

Пока "всемирно-историческая борьба двух систем" продолжается, советских граждан не могут просто оставить в покое, позволив им жить собственной жизнью и собственными стремлениями. Весь народ мобилизован в армию идеологических бойцов, от которых требуют, чтобы они воспринимали себя не как простых членов общечеловеческой семьи, а как носителей "социалистического правосудия", "социалистической культуры", "социалистического спорта", а теперь и "социалистической гласности".

…Даже глупцу сегодня ясно: если 70 лет воплощения идеологической доктрины привели к запустению одну из самых богатых стран на планете, то эта доктрина ошибочна. Г-н Горбачев признает: за все эти годы никому не удалось исправить ситуацию. Так может быть пришло время отказаться от самой системы? Разве не Ленин сказал, что в конечном итоге любая теория в конечном итоге проверяется только практикой?

Идейные разногласия и политическое размежевание творческой интеллигенции стали причиной раскола их профессиональных союзов и организаций. На съездах творческой интеллигенции велись горячие дискуссии о перспективах развития, самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, университетские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. Отсутствие опыта демократических выборов оборачивалось осложнениями взаимоотношений в коллективе, выбора в руководители менее достойного претендента. В результате вспыхнули конфликты в театрах им. Вахтангова, им. Пушкина. Во МХАТе конфликт привел в 1987 г. к расколу театра.

Ослабление цензуры расширяло культурно-информационное пространство советского общества. Началась публикация произведений ранее запрещенных авторов, на экраны вышли фильмы, долгие годы "лежавшие на полках", в репертуаре театров появились "старые новые" пьесы. Так, в 1986 г. по достоинству был оценен главный труд жизни философа А. Ф. Лосева "История античной эстетики", удостоенный Государственной премии. Шесть томов вышли при жизни ученого, о седьмом изданном томе Лосев узнал в последний день жизни.

Возобновился процесс реабилитации. В 1986 г. в Москву из горьковской ссылки вернулся академик А. Д. Сахаров. В 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий, восстановившая честное имя Н. Бухарина, А. Рыкова, Л. Каменева, Г. Зиновьева, Г. Сокольникова и других деятелей советской эпохи. В 1989 г. были реабилитированы лица, осужденные действовавшими в 1930-х – начале 50-х гг. "тройками" и "особыми совещаниями". В ноябре 1989 г. декларация Верховного Совета СССР признала незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся депортации в годы сталинского режима. В 1990 г.были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации.

Обложка книги "Реабилитация: как это было. Середина 80-х годов - 1991

Кадровая революция затронула сферу культуры и образования. Министерство культуры возглавил актер Театра на Таганке Н. Губенко, сменилось руководство Президиума Академии наук, творческих союзов, редколлегий литературно-художественных журналов.

С падением "железного занавеса" в ходе перестройки массовая западная культура потоком хлынула на советское пространство. Наладился культурный и научный обмен. Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели обратную, негативную сторону. В СССР хлынул поток массовой западной культуры, под влиянием которого создавалась низкопробная отечественная продукция - порнографические газеты и журналы, порнофильмы, фильмы ужасов, бульварные романы.

С облегчением процедуры выезда из страны стартовала новая волна эмиграции. Вначале она носила преимущественно национальный характер (еврейская и немецкая эмиграция). Однако нестабильность экономической и политической, высокий авторитет советской научной школы стали причиной эмиграции из страны специалистов и учёных, получившей название "утечка умов".

"Утечка мозгов"

В годы перестройки принципиально изменилось отношение государства к религии и церкви. В 1987 г. XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить "1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре". В 1988 г. М. С. Горбачев встретился с патриархом РПЦ Пименом в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия крещения Руси, что стало началом отказа руководства страны от политики государственного атеизма. Власти дали разрешение на строительство в столице нового храма в честь 1000-летия крещения Руси (храм Живоначальной Троицы). Церкви были возвращены часть Киево-Печерской Лавры, Свято-Данилов и Толгский монастыри, Оптина Пустынь, переданы святыни православия – часть Креста Господня, камни Гроба Господня, мощи некоторых высокочтимых святых. Началось восстановление закрытых ранее монастырей, церквей и приходов, снятие запретов на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.

Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные академии. Деятели церкви получили возможность участвовать в общественной жизни. В 1989 г. патриарха Пимена избрали народным депутатом СССР. Был утвержден закон "О свободе совести", закрепивший курс на либерализацию отношения государства к религии.

Данилов монастырь в день празднования 1000-летия крещения Руси

Большое распространение получил такой вид фольклорного жанра как анекдот. Он выступал средством политического влияния.

Из документа (Известные анекдоты эпохи перестройки):

Петька спрашивает Чапаева:

– Василий Иванович, что такое «гласность»?

– Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…

– В самом деле ничего?!

– Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

* * *

Штирлиц зашел в резиденцию Абвера и на своей двери увидел табличку: «Резиденция советской разведки». «Гласность», — подумал Штирлиц.

* * *

Перестройка повредила ногу. Сначала думали - перелом, а потом оказалось - очередной вывих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: