Система образования в 1992-2012 гг.




Основные тенденции развития культуры в 1990-е гг.

Развитие российской культуры в 1990-е гг. происходило на фоне сложных процессов, охвативших экономическую, социальную и политическую сферу. В 1992 г. были утверждены "Основы законодательства РФ о культуре". Государство взяло на себя обязанности разработки и осуществления федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создания условий для развития национальных культур РФ, обеспечения доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечения свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создания условий для самореализации талантов, сохранения памятников истории и культуры, ведения статистики культуры, деятельности по преодолению монополии в области культуры.

В 1990-е гг. государство утратило монополию на управление культурой. Усилилась самоорганизации культурных процессов, повысилась автономность учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. Эти позитивные перемены сопровождались нарастающим кризисом культуры, который выражался в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и миграции работников культуры за рубеж. Следствием экономических преобразований являлось отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности.

Значительно сократились в 1990-е гг. расходы на социально-культурную сферу. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом уменьшились в 2,2 раза. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.

Система образования в 1992-2012 гг.

Кризисное состояние системы образования определялось низким уровнем финансирования (в 2000 г. – 40 % от уровня 1991 г.) В 1992 г. был принят "Закон об образовании". Уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. В высшей школе возросло число вузов (до 590 в 2000 г). Большую популярность приобрели такие специальности, как экономист, финансист, менеджер, юрист. Появились негосударственные, преимущественно коммерческие вузы (349 в 2000 г.). Численность студентов в 2000 г. оставила 4 млн человек.

Основными направлениями реформы образования в 1990-х гг. стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства.

Осенью 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. В вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет).

Карикатура "Противоречия Болонского процесса"

Новый этап в развитии образования и культуры был связан с информационными технологиями, их использованием в учебном процессе. Российская система высшего образования взяла курс на интеграцию в европейское вузовское и университетское сообщество. Однако научная активность российских вузов за единичными исключениями в XXI в. крайне низкая.

Современные проблемы образования включают недостаток мест в МДОУ (муниципальное дошкольное образовательное учреждение), падение престижа педагога, несоответствие профессиональной структуры подготовки молодых специалистов в высшей школе потребностям рынка труда.

В XXI в. возросли государственные расходы на образование. В ноябре 2010 г. на заседании президиума правительства РФ В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 – 2015 гг. будет выделено 137 млрд рублей. В рамках этой программы серьезные средства направлены на поддержку одаренных детей, создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах, обновление материально-технической базы федеральных вузов.

Расходы федерального бюджета на систему образования

Год Расходы федерального бюджета, млрд руб.
  211,9
  294,6
  329,7
  387,9
  386,4
  552,4
  603,5
  558,9

Модернизация системы образования в России осуществляется с целью перехода на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Изменена система сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. в качестве эксперимента введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который проводился вне стен школы. В 2009 г. ЕГЭ был введен повсеместно, вступительные экзамены в вузы отменили.

Основным правовым документом в системе образования России в является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Сегодня в России образование делится на: 1) общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, дополнительное образование детей), 2) профессиональное образование (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура), 3)послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации, второе высшее образование, переподготовка).

С учётом потребностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната. В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование.

Новыми тенденциями в системе образования стали сокращения учительского и преподавательского состава, числа вузов. Осенью 2012 г. Минобразования провело оценку 502 российских госвузов, по итогам которой 136 учебных заведений были признаны неэффективными. 1 января 2011 г. Госдума РФ приняла закон, который вводит элементы платного образования в средних школах.

Наука в 1992-2012 гг.

В 1990-е гг. резко сократилось инвестирование в фундаментальные исследования. Сократилась численность работающих в научно-технической сфере до 800 тыс. в 2000 г. Снизился приток в науку молодых специалистов, повысился средний возраст докторов наук до 60 лет, кандидатов - до 55. К 1996 г. более 70 тыс. ученых покинули страну. В обществе произошла девальвация авторитета научного знания.

В 1996 г. был принят закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4 % расходной части бюджета. Однако добиться его реализации на практике не удалось.

В 2002 г. был принят базовый документ, определяющий основные направления развития научно-технологического комплекса страны "Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". В стране в последнее время действует около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 70% этих организаций принадлежат государству.

С начала XXI в. наметился рост расходов федерального бюджета России на гражданскую науку. В 2000 г. они составляли 17,4 млрд рублей (0,24 % ВВП России), в 2011 г. — 319 млрд рублей (0,58 % ВВП). Приняты указы об учреждении 500 ежегодных грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей, 100 ежегодных президентских грантов для поддержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.

В 2011 г. определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: 1. безопасность и противодействие терроризму; 2. индустрия наносистем; 3. информационно-телекоммуникационные системы; 4. науки о жизни; 5. перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; 6. рациональное природопользование; 7. транспортные и космические системы; 8. энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

В 2001 г. в России был создан суперкомпьютер (вслед за США и Японией), способный выполнять 1 трлн операций в секунду. Признанием достижений российской науки явилось награждение в 2000 г. Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. В 2003 г. Нобелевскую премию по физике получили А. А. Абрикосов, В. Л. Гинзбург, совместно с Э. Леггетом за вклад в развитие теории сверхпроводимости и сверхтекучести. В 2010 г. К. С. Новосёлов и А. К. Гейм удостоены Нобелевской премии за изучение графена.

Вручение Нобелевской премии Ж. И. Алферову

Эту достойную оценку уровня фундаментальной академической науки и качества естественно-научного образования в лучших университетах России омрачает тот факт, что Абрикосов, Новоселов, Гейм давно работают за границей. Предотвратить падение эффективности научных исследований и уровня развития российской науки призвана государственная финансовая поддержка развития данной сферы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: