Духовное состояние общества




В 1990-е гг. расширился социокультурный кризис российского общества. Он проявился в утрате прежнего социалистического и коммунистического идеала. Распад СССР и утрата статуса великой державы оказали негативное влияние на сознание людей. Засилье массовой культуры обернулось нравственным кризисом большой части общества. На смену ценностям, связанным с коллективизмом, пришли индивидуалистические ценности. Постепенно размывалось представление о таких ценностях, как труд, социальная справедливость. Деформировалась социальная ориентация людей. Росла привлекательность таких профессий, как банкир, предприниматель, шоумен, что было связано с возможностью быстро и легко заработать деньги. В 1990-е гг. размывались представления о социально допустимых нормах поведения, развивались различные формы преступности – от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

Из документа (В. Е. Максимов. Поминки по России):

"Нынешняя российская периодика, радио, телевидение, кино и театр только и заняты тем, что объясняют своей несмышленой аудитории, что ее армия — застенок, школа — рассадник обскурантизма, семья — клоака, церковь — прибежище стукачей и мздоимцев, а вся страна — один большой Чернобыль, который если и исчезнет с лица земли, то лишь окажет этим неоценимую услугу человечеству. Здесь я слышу голоса своих прогрессивных оппонентов: «И совершенно правильно сделает!» Поэтому сразу же им и отвечу: «Согласен, но только если вместе с вами!»

Героем нашего времени становится человек, умеющий делать деньги, и преимущественно в твердой конвертируемой валюте. Каким образом, это не имеет значения. Продается и покупается все.

Чем интересуетесь? Тайнами КГБ? Четыреста зелененьких на бочку — и пресс-центр этой героической организации набьет вам этими тайнами полный кейс.

Подробности закрытого следствия над путчистами? Российская прокуратура поделится с вами этим добром еще дешевле — за триста.

Вы насчет «клубнички»? Милости просим! Откройте соответствующую газету: жены и мужья, дочери и сыновья сдаются напрокат по объявлению. Адрес, телефон, имя — все честь по чести.

Убийство опостылевшего супруга (супруги!) или надоевшего компаньона? В любое время дня и ночи. Оплата по договоренности.

Дети для трансплантации? И за этим не постоим, называйте цену. Разумеется, в твердой валюте.

Оружие? Боевая техника? Флот? Авиация? Об этих железяках и торговаться совестно. Берите на вес, сколько осилите. Оплата принимается и в рублях. Тоже на вес. Как говорится, баш на баш. Территории? Это и в кредит можно, нам их девать некуда.

Причем представление об эквивалентах у наших рыночников находится на уровне капитана Кука: за мятый самовар, которому место на городской свалке, с иноземного туриста на Арбате могут запросить цену золотого сервиза на 12 персон, а за подпись на контракте о продаже миллионов тонн нефти по сниженной цене — двухкассетный магнитофон…

Стремительная криминализация России — это нынче национальная беда, а криминализация, поощряемая государством, — это, на мой взгляд, уже катастрофа и преступление одновременно.

Именно этот поистине неандертальский уровень определяет их отношение к школе, науке, культуре: все должно окупаться! Они не знают или делают вид, будто не знают, что во всем мире, в том числе и в обожаемой ими Америке, все это находится на содержании государства или благотворительных фондов. Окупает себя только поп-культура, прибыльна только прикладная наука, и оплачивается лишь элитарное образование, но во Франции, к примеру, даже частные школы получают дотации от правительства, а когда однажды последнее попыталось освободиться от этого бремени, вся страна в знак протеста вышла на улицы …

…Нетрудно представить себе, какое будущее, какой рынок и какая демократия ожидают вскоре Россию!".

На фоне кризиса в обществе сформировалось несколько субкультур: "высокая" культура творческой интеллигенции, развивающая традицию национальной элитарной культуры; "советская" культура, сохраняющая ценности старшего поколения; западная культура индивидуализма и экономической независимости, охватывающая большую часть молодежи, предпринимателей и интеллигенции; маргинальная субкультура социальных низов.

В 1990-е гг. повысилась воспитательная и социальная роль Церкви. Праздник православного Рождества Христова стал нерабочим днем. Возобновились паломничества к святым местам в Иерусалим и Мекку. В многоконфессиональной России серьезную озабоченность также вызывает деятельность запрещенных тоталитарных сект, религиозных экстремистов, например ваххабитов на Северном Кавказе.

Президент В. В. Путин и глава РПЦ патриарх Кирилл

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. Либерализация экономики повлияла на структуру периодических изданий, их объем и содержание. Годовой тираж СМИ сократился в 5,4 раза, т.к. для большинства россиян выписка периодики стала недоступной.

Заметно выросла роль телевидения. Появились новые общероссийские каналы, сложилась сеть региональных телекомпаний, стал огромным диапазон информационных и развлекательных передач. Для СМИ в целом стали характерны ангажированность, тяготение к сенсационности.

Отсутствие национальной идеи для современной России вызывало озабоченность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать работу по поиску национальной идеи. Однако задача не решена и поныне.

Российское искусство

Наиболее характерными чертами российского искусства в конце XX - начале XXI в. стали коммерциализация, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Отечественные реалистические традиции в литературе развивали В. Астафьев ("Прокляты и убиты"), В. Распутин ("В одном сибирском городе"), В. Белов ("Повседневная жизнь русского Севера"), Ю. Бондарев ("Без милосердия"). Событием к культурной жизни стало возвращение в страну А. И. Солженицына.

Большую популярность приобрели писатели-постмодернисты: А. Битов "Улетающий Монахов", Д. Пригов ("Пятьдесят капелек крови"), В. Пелевин ("Чапаев и пустота", "Generation П", "Avion Pa", "Жизнь насекомых"), В. Пьецух ("Четвертый Рим", "Рука"), Л. Петрушевская ("Квартира Коломбины"). Они отказались от социальности и морализма в творчестве. Для произведений постмодернистов характерна цитатность. Новое дыхание обрели детективный жанр и "русское фэнтези".

Книги Б. Акунина "Турецкий гамбит" и В. Пелевина "Жизнь насекомых"

Отсутствие государственного финансирования привело к резкому сокращению выпуска фильмов. В 1995 г. было снято только 46 фильмов, что привело к доминированию на кинорынке страны западных лент. Значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник", П. Лунгина "Такси-блюз", В. Тодоровского "Страна глухих", А. Рогожкина "Особенности национальной охоты", Э. Рязанова "Старые клячи", С. Бодрова-старшего "Кавказский пленник", В. Хотиненко "Мусульманин". В стране ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи. В конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Популярность у молодежи заслужили фильмы А. Балабанова: "Брат" (1997 г.), "Брат-2" (2000 г.). Получил известность режиссер А. Звягинцев. Его картины "Возвращение", 2003 и "Как я провел этим летом", 2010 были удостоены высоких наград Венецианского и Берлинском кинофестивалей.

Кадр из фильма "Возвращение" А. Звягинцева

Ряд выдающихся деятелей искусства (оперная певица Г. Вишневская, виолончелист и дирижер М. Растропович, пианист Н. Петров, дирижер и руководитель оркестра "Виртуозы Москвы" В. Спиваков, балерина М. Плисецкая, альтист Ю. Башмет) оказывали помощь своим коллегам, особенно молодежи, в России. Получили мировое признание артисты балета Н. Цискаризде, Д. Вишнева, оперные певцы Д. Хворостовский, О. Бородина.

Ю. Башмет дает концерт для строителей Олимпиады в Сочи, февраль 2012

В 1990-е гг. в русской рок-музыке социальная тематика уступает место песням, отражавшим чувства и переживания молодежи: "Бесконечность" Земфира, "Медведица" "Мумий Тролль", "Нас не догонят" t.a.T.u.

Д. Хворостовский Земфира

В живописи получил развитие портретный жанр (А. Шилов, Н. Сафронов), неопримитивизм (Н. Недбайло). В 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса.

Н. Недбайло

В Москве, Санкт-Петербурге, других регионах началось восстановление разрушенных в годы советской власти памятников архитектуры. В Москве был восстановлен Храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. и разрушенный в 30-х гг. XX в. Большие работы проводились в Санкт-Петербурге в связи с 300-летием города. Открылись Константиновский дворец в Стрельне, Янтарная комната в Пушкине и т. д.

Храм Христа Спасителя, восстановленный в 2000 г.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и неоднозначной популярностью пользуются работы скульптора З. Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего негативное отношение художественных критиков, и Монумента Победы на Поклонной горе.

Памятник Петру Первому. Скульптор З. Церетели Памятник Чижику-Пыжику

Воплощением идеи "минимонументализма" стал памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге Р. Габриадзе и В. Бухаева.

В 1990-е гг. появилось много ярких театральных постановок. Возникли новые театры и студии: "Мастерская П. Н. Фоменко", "Табакерка" О. Табакова, "Театр Луны" С. Проханова. Возродились спектакли-антрепризы. В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды, М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

П. Н. Фоменко

В начале XXI в. заметно ослаб интерес к театру. Сократилось посещение библиотек. В современной России книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки. Россияне охотнее посещают кинотеатры, ходят на концерты. В конкуренции за зрителя победили телевидение и Интернет, в котором люди находят необходимую информацию.

Конец ХХ – начало XXI в. – время динамического развития исторических и культурных процессов. В условиях кардинальных реформ и развития рыночной экономики отечественная культура призвана сохранить и развивать общечеловеческие ценности.

Из документа (Интервью академика РАН Д. С. Лихачева, 1996 г.):

"Знаете, если говорить о будущем России, а этот вопрос занимает меня каждодневно и иногда целыми ночами, я бы сказал, что наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности. Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-экономического развития. Не вульгарная «надстройка» в противовес «базису», а главный смысл и главная ценность существования как Отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла…"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: