Экспрессивная, апелляционная, репрезентативная функции речи




К. Бюлер указал на наличие тройственной связи функций языка: экспрессии, апелляции, репрезентации, которые представляют собой различные назначения речевых высказываний: репрезентативная - сообщение, экспрессивная - выражение эмоций, апеллятивная - побуждение к действию [6].

Выразительный аспект коммуникативной функции находит отражение в экспрессивной функции речи. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает.

Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эти особенности строения речи С. Л. Рубинштейн [19], определял как эмотивную (по-другому экспрессивная) функцию речи.

Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы», раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания.

Выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание. Благодаря экспрессивной функции, в речи проявляются эмоции нравственные, интеллектуальные и эстетические. Эмоции характеризуются: интенсивностью, устойчивостью, модальностью (например, радость, печаль, удивление, гнев).

Данная функция речи принадлежит к генетически первичным функциям и проявляется до овладения человека языком: «Эта функция появляется уже у новорожденного ребенка в его первом крике, в кото­ром с помощью аппаратурного анализа была зафиксирована интонация недовольства и протеста» [18]. Следовательно, экспрессивная функция речи может быть реализована до овладения языком и вне сознательной деятельности.

«Большую роль в регулировании экс­прессивной функции играют самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, речью. … Крайности в проявлении экспрессивной функции обычно не соответствуют социальным нормам» [18]. Это свидетельствует о том, что экспрессивная функция речи не служит одним только целям общения, напротив, в целях общения люди иногда могут ограничивать проявления данной функции речи.

Вероятно, перечисленные факты говорят в пользу того, что экспрессивная функция речи играет свою собственную важную роль, которая может быть не связана ни с общением, ни с деятельностью когнитивных процессов, что и позволяет рассматривать данную функцию отдельно от коммуникативной.

Многие исследователи, такие как, Якобсон Р, Маслов Ю.М., К.Бринкер, рассматривают апеллятивную функции языка, как частную языковую функцию, в которой проявляются базовые функции языка - коммуникативная и мыслеоформительная [16, 22, 1].

Так, например, Ю. М. Маслов определяет апеллятивную функцию следующим образом: «... служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям» [16].

Р. О. Якобсон пишет о том, что апеллятивная функция соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов, а также звательным падежом [22].

К.Бринкер, в свою очередь, отмечает, что апеллятивная функция выполняется не только императивом глагола, но и формами обращения; она основана на том, что «получатель» доступен отправителю в качестве адресата, и это вызывает необходимость в учете отправителем фоновых знаний своего адресата [1].

В каждом из определений апеллятивной функции указывается на реализацию с ее помощью воздействия адресанта (отпровителя) на адресата (получателя) с целью побуждения его к совершению действия: речевого или посткоммуникативного. Поэтому, апеллятивную функцию трудно отделить от контактоустанавливающей.

Так, например, именно обе функции имеют место быть в рекламе вывесок, предписывающих совершение или не совершение определенного действия, в подтекст выведено не только обращение, но и какая-либо логическая аргументация, объясняющая необходимость выполнения действия. Таким образом, в данном примере, фатическая и апеллятивная функции имеют одно назначение - установление контакта с адресатом с одновременной реализацией волеизъявления отправителя сообщения в целях побуждения адресата к совершению действия.

Многие исследователи рассматривают репрезентативную (номинативную) функцию как основную функцию языка, так как, речью пользуются прежде всего для наименования, для обозначения. Языку свойственно обозначать не только отдельные предметы и действия но и систему событий и явлений. Пример из русско-народного творчества: «Стоит терем теремок, он не низок, не высок, вот, мышка бежит. Спрашивает…»

При этом характер номинации в речевой деятельности зависит от очень многих факторов: от формы и целей неречевой деятельности; ситуации, в которой происходит неречевая и речевая деятельность, от коммуникативной установки, характера взаимодействия говорящего со слушающим, объема и глубины их знаний, от контекста, в который входит та или иная языковая единица.

В зависимости от контекста относительно одного человека можно сказать: «сын», в другом – «брат», в третьем – «студент», в четвертом – «парень, который...».

Рассмотренные выше функции языка и речи в речевой деятельности нередко совмещаются и одна от другой чаще всего неотделимы. Действительно, пользуясь речью, человек всегда что-то репрезентирует (называет, представляет, обозначает), коммуницирует, выражает и сообщает какую-либо мысль, реализуя при этом рациональные и эмоциональные компоненты деятельности. Правда, в одних случаях может преобладать коммуникативная функция, в других интеллектуальная, в третьих экспресивная.

Например, соседи обмениваются последними новостями своего двора, в этом случае ведущую роль занимает коммуникативная функция. Школьник на уроке русского языка ведет разбор по составу слова, используя метаязыковую функцию. Садовник увидел, что принялось его по осени посаженное дерево: «Свершилось, распустилось!». Тут явно показывает себя экспресивная функция. Что касается общей номинативной (репрезентативной) функции, то она в «равноправном» состоянии присутствует в любом акте речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: