Основные философские концепции о происхождении сознания




 

Концепция Основная идея Представители
Идеалистическая концепция Сознание существует изначально до появления материи и человека. Платон, Аристотель, Августин, Аквинский, Гегель и др.
Материалистическая концепция Сознание порождается высокоорганизованной материей. До появления человека сознания не существовало. Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, Конт, Дарвин
Пантеистическая концепция Сознание – неотъемлемое (имманентное) свойство космической субстанции. Блаватская, Ла Дью, Рерих

 

 

Г). Основные формы проявления мифологического и религиозного сознаний

Магия (от греч. Mageia – колдовство, волшебство) – это обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (мага, колдуна) воздействовать на людей и явления природы.

Тотемизм (от слова «ототеман», на языке североамер. индейцев племени оджибве – род его) - это комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлениями о родстве между группами людей и так называемыми тотемами (животные, растения, предметы и т. д.). На тотемов накладывалось табу.

Фетишизм (от фр. Fetichisme – идеал, талисман) – культ неодушевленных предметов «фетишей», наделенных сверхъестественными свойствами. Пережитками фетишизма служит вера в амулеты, обереги, талисманы. Обереги- суеверное представление славян в амулеты, заклинания.

Анимизм (от лат. Anima – душа, дух) – вера в существование духов и душ. У казахов общение с аруаками.

Г).Анимистическая теория Джеймса Фрезера (примерно аналогичной была позиция Г. Кунова).

1. Вначале возникли зачатки культа духов, которых считали схожими с людьми, в том числе и в потреблении пищи. Отсюда и обряд жертвоприношения.

2. Следующий этап: переход от культа духов к культу тотема и предков.

3. Далее, возникли представления о сотворении мира, неба, ада.

4. Далее – обожествление предков и принесение им жертв.

5. И, наконец, переход от культа предков – к культу природы.

6. Основные звенья: из почитания духов – возникает почитание предков, а из него культ природы.

Философия как тип мировоззрения. Методы философии

А). Философия как тип мировоззрения, и ее отличие от мифов и религии. Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Ее отличие от религиозного и мифологического сознаний состоит в следующем:

- философское мировоззрение основано на знании (а не на вере и вымысле);

- философское мировоззрение рефлексивно (имеет обращенность мысли на саму себя);

- философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);

- философское мировоззрение опирается на четкие понятия и категории.

Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость обязательно предполагала особого рода знание – знание «единого во всем», отличное от знания отдельных вещей. Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит). Касательно познания человека, ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить прекрасные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения и образа жизни.

В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Таким образом, философия привнесла собой особую духовную установку – поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Древнегреческая философия первым выявила то ценное прозрение и передала последующим поколениям: познание само по себе недостаточно, неполноценно, что оно – лишь одна из функции культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни.

Б). Методы философии

Метод (от греч. Methodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы философии – это пути, средства, с помощью которых философия осуществляет исследование природы, общества и мыслительную деятельность человека.

Классификация методов исследования. Наиболее приемлемой классификацией всех методов познания можно считать деление их на три большие группы:

· всеобщие методы познания;

· логические методы познания;

· научные методы познания

Всеобщие методы познания – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Более подробно будет рассмотрена ниже.

Логические методы познания – это приемы и способы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как обыденное, так и научное познание.

К ним можно отнести:

· индукцию – на основе частных посылок строится общий вывод;

· дедукцию – заключение частного характера выводится из общего положения;

· анализ – условное разделение сложного явления на отдельные части;

· синтез – изучение явлений путем условного объединения ее составных частей;

· системный подход – ориентировка на раскрытие целостности объектов, на выявление многообразных связей в нем;

· функциональный подход – ориентировка на выяснение функции одних социальных явлений по отношению к другим.

Научные методы познания подразделяются на эмпирический и теоретический уровни исследования.

· эмпирические методы исследования, в свою очередь, состоят из наблюдения и эксперимента;

· теоретические методы исследования включают в себя метод формализации, аксиоматический метод и гипотетико-дедуктивный метод.

Формализация представляет собой построение абстрактно-математических моделей, раскрываемых сущность изучаемых процессов действительности.

Аксиоматический метод – это построение теории из заданной совокупности аксиом по определенным правилам.

Гипотетико-дедуктивный метод позволяет на основе созданной системы дедуктивной связанных между собой гипотез, выводит утверждения об эмпирических фактах. Действует по формуле: «Что было бы, если бы ».

Всеобщие методы познания подразделяются на диалектический и метафизический методы исследования.

Диалектический метод базируется на фундаментальном понятии философии – диалектика. Диалектика (греч dialextice – вести беседу, спор) — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Тем самым, Диалектика (материалистическая) рассматривает явления, происходящие в «триаде» в виде процесса, то есть в беспрерывном движений, изменений, преобразований и развитии, с присущими им внутренними противоречиями как источников развития. Она представлена двумя направлениями материалистической и идеалистической. Деление произведено касательно основного вопроса философии, о чем подробно будет сказано ниже. Идеалистическая диалектика, в свою очередь, представлена объективным и субъективным направлениями. Объективный идеализм – преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления. Субъективный идеализм – преувеличивает роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их объективному миру.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока (Индии, Китая), Древней Греции и Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Научный диалектический взгляд на мир наиболее ярко проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Главными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Согласно принципу развития, диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек. Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развити я? В ней развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты, то есть революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности.

Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором трудов Аристотеля Андронником Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, то есть «первую философию» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии», представлявшей частнонаучные знания. Таким образом, Метафизика рассматривает явления и процессы, происходящие в «триаде» обособленно, как бы сами по себе, статично (то есть как бы неизменными и независимыми друг от друга), без присущих им внутренних противоречий как источников развития. Из чего следует самая характерная, существенная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме. Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основные ее формы: старую и новую метафизику.

В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения: философия как наука о всеобщем; онтология, или учение о бытии; философский способ познания мышления и действия. Кроме того, можно перечислить ряд методов, которые не характерны диалектическому материализму:

· Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии

· Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной, ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

· Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью неполучение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

· Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. В Ф.средство воссозд. неповтор. и самозамкнут. Культ. прошлого. Широко распространен в западной философии (одновременно является философским направлением).

6. Основной вопрос философии и основные направления в философии – материализм и идеализм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: