Кораблев Л. – Графическая магия исландцев




 

www.e-puzzle.ru

При этом грабеже они также забрали ценный солнечный камень (soiar-steinn) и коричневый плащ с узорами, которые епископ Гудмунддал Хравну. Но когда они отплыли с захваченным добром, обитатели Эйри нашли солнечный камень в том месте, где грабители грузили лодку, который те выбросили, ибо решили что это всего лишь кремень. Плащ грабители также оставили полагая, что это была всего лишь грязная куртка из грубого сукна, ибо они не увидели узоров.

"Сага оХравнеСвейнбьярнарсоне", ГЛ. 19

 

История магических традиций в Исландии

Условные сокращения исл. -исландский язык

др-ск. -древнескандинавский язык (равен исл.)

н-исл. -новоисландский (после 1550 г.)

др-англ. (=англ-с.) -древнеанглийский (= англосаксонскому)

др-сакс. -древнесаксонский язык

 

Руническая магия играла важную роль в культуре и жизни северных германских народов. Древнейшие из известных нам рун севера относятся к третьему столетию нашей эры. Люди верили, что сами руны были изобретены асом - покровителем магии - Одином (отсюда одно из его имен "Голова Рунам" исл. riin-hofud). Культ Одина, возник вероятно, на севере Европы вместе с появлением там знаний о рунах. Поскольку в алфавите гота Вульфилы заметно влияние рунического футарка ("алфавита”), некоторые специалисты выдвинули гипотезу, что руны попали на север вместе с кочующими готскими племенами, возможно, через скандинавский народ, известный под именем герулы, часть которого в третьем веке одно время жила по соседству с готами у Черного моря. Или же руны стали известны благодаря германским наёмникам в римских войсках, после возвращения их на родину.

В самые древние времена на севере руны воспринимали, очевидно, единственно в качестве магических знаков. Древнескандинавское слово гйп этимологически значит "тайное сообщение", "шепот", "таинство" (сравни древнегерманское имя известной пророчицы Alb-runa "советчица, мудрая как эльфа" или же "совет от эльфов") и в своем происхождении термин "руна" указывает на родственные магические формулы. У каждой руны было свое собственное имя, и ее использование зависело от значения такого имени: руна (исл. "Тюр" - божество войны)

Рис. 1

приносила победу, особенно, если была удвоенной или же утроенной.

Рис. 2

Рис. 3

(исл. naud "нужда") защищала от отравы, подмешанной в питье и помогала от болезней. Руна (исл. Jiurs "туре") использовалась в любовной (женской) магии и т д.

Рис. 4

Использование рун шло рука об руку с поклонением высшим силам: когда вырезали руны победы, надо было призывать дважды аса Т юра, "руны пива" связывали сосвящением кубказнаком "МолотаТора" - (Рис 5) исл rs-hamar (см. "Сагу об Эгиле"), вместе с рунами, по-

Рис. 5

могающими при родах, просили помощи удис (исл. di'sir). Тем не менее, подобное употребление каких-либо единичных рун, кажется, встречалось не особенно часто. Обычно вырезали целые слова или же заклинательные формулы. Их наносили на могильные камни, чтоб уберечь покой погребенных (и живущих по соседству), писали на оружии, чтоб добиться победы, на амулетах, чтоб увеличить их чародейскую силу, на домашней утвари, на инструментах. Весьма часто руны окрашивали кровью или же красным цветом (сравни др-англ. teafor "колдовство" - исходно буквально "красная охра", исл. taufr, немецкое zauber.)

Подобно другим магическим фигурам руны обычно связывали с заклинаниниями (исл. galdr), произнесением ритмических (аллите- ративных) волшебных формул, иногда фиксированных, иногда импровизированных по случаю. В подобных заклинаниях определенные магические числа и поэтические формы, основанью на таких числах, играли важную роль (ср. "Сагу об Эп/ше"). Эти чародейские песни использовали для разных целей: чтоб сделать человека неуязвимым, чтоб спали оковы1, чтоб вылечить раны, потушить пожар или прекратить штром, пробудить любовь, поднять мертвых для того, чтоб узнать будущее (исл. val-galdr), и многого другого.

Самой сильной формой магии был так называемый "сайд” - исл. seidr (связанный с шаманскими традициями). При помощи сэйда творили волшбу и прорицали; последнее, как верили, могло даже влиять на судьбу. Сэйдову волшбу считали низким искусством, ибо обычно ее использовали во вред своим же собратьям, например, для того, чтоб наслать болезнь, сумасшествие или же смерть. Для мужчин такое занятие считалось зазорным, ибо последствия подобных ритуалов могли вызвать приступы пассивного гомосексуализма (женского желания принимать: исл. ergi). При занятиях сэйдовой волшбой часто творились страшные сцены, сопровождаемые убийством жи-

1 Ср. здесь также англосаксонское предание о нортумбрийце имме из "Церковной истории англов" Беды Достопочтенного.

вотных2и особыми звуками (исл. sei6-laeti). Часто занятия сэй- довой волшбой наказывали смертью. Сэйдовым прорицанием промышляли в основном женщины. Женщина, которая практиковала подобное, называлась вёльвой (исл. volva), и сейчас существует теория, что это название происходит от необходимого при таких занятиях магического жезла (исл. voir). Вёльва стояла или сидела на высокой платформе, возведенной специально по такому случаю, посреди приглашенной публики. Сопровождающие этот вид колдовства чары творили под покровом ночи (см., например, "Сагу о Хрольве Жердинке" и пр.), и начинались они с особых мелодичных песен (исл. var6-lokur), которыми заманивали духов (исл. natturur) или же декламацией магических формул (исл. frsedi). Какие именно инструменты (исл. taufr) требовались для этих чар, которые вёльва согласно "Саги об Эйрике Рыжем" хранила в своем кожанном кошеле, не известно (хотя некоторые считают, что в ее кошеле, лежали именно руны). Возможно же, что там внутри находились предметы упомянутые в ранних христианских законах Норвегии: волосы, ногти, лягушачьи лапки, корни, клыки животных и тд. (ср. также "Историю Франков" епископа Григория Турского, англосаксонские лечебники, эддические "Речи Сигрдривы" и тд). Подобные магические кошели встречаются уже в метилах Бронзового века3.

Наиболее важными магическими ритуалами являлись те, посредством которых люди старались добиться господства (др-англ. sige) над силами, находящимися повсюду в природе, как в предметах, так и в явлениях. Однако список магических искусств никоим образом не исчерпывается перечисленным выше. Человек, сведущий в магии, мог обратиться сам или же обратить других в животных4, вызывать оптические обманы (исл. sjon-hverfing "морока"), делать себя и других невидимыми постороннему глазу (исл. gera huli6s-hjalm, буквально, "делать шлем невидимости"), колоть "шипом сна" (исл. svefn-Jjorn, т. е. погружать вбеспробудный сон); обладатели дурного глаза могли одним взглядом затупить меч или же свести своих противников с ума (см. др-англ. рассказ о викинге

1 Ср. тут русское "Житие протопопа Аввакума":"... и заставил иноземца шаманить, сиречь гадать..." и далее.

2 См., например, "Славяне и скандинавы".

Ср. также др-англ. Альфредовский перевод "Орозия"

Убби "Passio Sancti Eadmunmi" Аббона из Флёри). Магические лекарства (исл. lyf) также пользовались широкой популярностью. Самый распространенный древнескандинавский термин для магии, естественно, был - fjol-kyngi: "много-знание".

Древнейшее упоминание именно (сохранившегося) рунического гапьдра-става в исландской литературе, очевидно, встречается в следующем отрывке из известнейшего трактата, написанного Снорри Стурлрусоном в 1220 году:

"У великана Хрунгнира было прославленное сердце - из твердого камня да с тремя острыми выступами. По его подобию до сих пор вырезают рунический знак, называемый "Сердцем Хрунгнира" (Hrungnirs-hjarta). "5

"В начале зимы Торбьёрн Толстый отправил ОДЦЭ сына Катлы на юг вересковой пустоши у местечка Храун. Там жил человек, которого звали Пророческий Гисл (Spa-Gils). Он был провидец (fram-synn) и весьма опытен в обнаружении при помощи рун (eptir-ryninga-madr) вора или же чего угодно другого, что он хотел для себя прояснить.

Пожалуй, это единственный случай, когда в древнескандинавской литературе встречается упоминание способа при помощи рун и магии выяснить, кто совершил кражу. (Во всяком случае исл. термин eptir-ryninga-madr встречается только здесь.) Вероятно, тут находится источник того уникального магического ритуала, который получил широкое распространение в новоисландском чародействе. Речь идет о магическом способе выяснить кто вор при помощи определенного вида рунических гапьдра-ставов, вырезанных на дне ясеневой миски (askr), наполненной водой. Такая ясеневая миска (askr) является предметом специфическо исландской домашней утвари, упоминаемой еще в древнейших источниках, (см. Рис 6).

Младшая Эта": "Языкпоэзии", стр. 115, пер. О.А. Смирницкой с небольшими добавлениями из англ. пер. гл. 17, стр. 78.

Другую любопытную информацию мы можем извлечь из древнеисландской "Саги о Жителях Песчанного берега":

Eyrbyggja saga", гл. 18

Рис. 6 Ясеневая миска

 

Подобная ясеневая миска (askr) наполнялась в определенное время водой и туда еще добавлялось растение с волшебными свойствами. (Подробнее см. "Основную часть" ниже.) Кроме askr, подобные рунические гапьдра-ставы для того, чтоб узнать кто вор, вырезали с похожей процедурой и на так называемых munn-laug - "исландских тазиках для мытья рук".

Эггерт Оулавссон и Бьярни Паульссон о исл. магии

(по большей части XIV-XVIII веков.)

В Исландии существует два вида магии, которые относят к черной и белой. Под последней обычно принято понимать естественную магию, которая не зависит от колдовства как такового и которой сами исландцы редко пользуются, ибо под белой магией они разумеют действия, кои частично состоят из природных средств - посредством ее они стараются добиться чудесного и сверхестест- венного через молитвы и суеверия разного рода, сопровождаемые экзорцизмами и воззваниями к высшим силам. Этот вид магии (если им пользуются без злого умысла), побуждает человека к страху Божьему и благочестию. Этим видом религиозной магии пользовались и язычники и христиане. С незапамятных времен подобными суеверными средствами пользовались для лечения болезней: пустить кровь в небольшом количестве и затем закрыть прокол, чтоб лечить одержимых и для подобного ею пользовались постоянно. К тому же, для каждого такого случая было определенное воззвание к высшим силам или же (магическая) формула, которую сопровождал колокольный звон, драпировка алтарей и раздача освященных облаток, вина, воды, ладана и пр.

В более недавние времена методы несколько изменились: люди составляли из пальцев кресты разными способами, пользовались вином и облатками с алтаря, исполняли молитвы и псалмы, записывая их, носили на груди (!) - всему этому они приписывали лечебные силы.

Здесь мы обнаруживаем мало следов прорицаний (spa). Хотя их можно заметить в хиромантии (lofa-list) и нескольких копиях фигур (figurur) и ставов (galdra-stafir), что имеют отношение к этому искусству. К тому же, сохранилось несколько древних трактатов по астрологии. И простой народ верит в то, что неттакой болезни или же зла, который подобные трюки (kukl) не смогут одолеть. Тоже приписывают они и сверхъестественным силам различных трав и камней, а также различным вещам из животного мира. Кажется, что большая часть подобных идей возникла благодаря переводу чужеземных книг, которые появились в Исландии в тринадцатом и четырнадцатом веках, что было одобрено местным духовенством, кое само активно пользовалось такими лечебниками и травниками.

Под черной магией обычно принято понимать некромантию (мерт- воволшвение), ибо она исполняется посредством помощи мертвых или же злых духов. В древности к ней часто прибегали в Норвегии при помощи магических знаков (рун: runar) и поэзии (val-galdr).

Во времена язычества blot на Севере означал языческую религию. Язычники поклонялись идолам (как изображениям асов и других духов) и приносили им жертвы для того, чтобы ихжелания и нужды услышали и исполнили. Такое "идолопоклоноство” было разрешено законом. Нам известно о й'эа-Ь^жертвоприношении загадочным женским духам ди- сам (di'sir), кому помимо прочего, приписывалась сила решать судьбы смертных (в воплощении норн и валькирий). Не совсем понятно, что же означал alfa-blot, о котором осталось только одно краткое упоминание во всей др-сканд. литературе. Некоторые считают что это было приношение духам рек и полей ("эльфам": alfar) ради обильныхурожаев или же просьба о помощи влечении ран и т. д.

Самый древний и ужасный вид магии назывался сэйд (seidr) и его выполняли с помощью огня, поэзии и пения: жертвами этих средств являлись те, кто находился неподалеку или же отсутствовал. Вследствие подобного их зачаровывали, обморачивапи, заколдовывали, заклинали, сводили сума, лишали удачи. Потомулюди особенно опасались его, и, например, норвежский (языческий) конунг Харальд Прекрасноволосый приказал сжечь одного из собственных сыновей вместе с его сотоварищами за то, что его изобличили в организации сэйд-общины. Занятия сэйдом были запрещены и в самых древних христианских законах Исландии и Скандинавии. Обычно занимающихся злым сэйдом побивали камнями, предварительно надев мешок на голову как средство от сглаза, или же топили в море. По христианским законам их лишали всего имущества.

Во времена раннего скандинавского христианства магия отличалась в основном тем, что ее практиковали тайно. Такие маги (по большей части просто сведущие язычники) выбирали время за несколько ночей до какого-нибудь большого праздника7 для того,

7 Речь идет о сезонных и небесных праздниках, которые несмотря на смену названий оставлись прежними по значимости: солнцевороты и равноденствия и наступление зимы/весны.

чтобы заниматься своими волхованиями. Эта разновидность магии в средневековых северных судебниках называлась uti-setur, что бу- кально значит "сидеть вне дома под открытым небом". Полагали что те, которые занимались подобными заклинаниями под открытым небом, общались с духами (эльфами, лесными духами и т. д.) илиже (гораздо реже) с умершими и злыми демонами. Благодаря последним такие маги (ошибочно) приравнивались к черным колдунам - обычным кладбищенским некромантам.

Также, любой, кто применял магию для проклятий и подобного, с целью вредить людям или домашнему скоту наказывался изгнанием или же конфискацией всего имущества. И ктобы не увешивал себя или свой скот определенными "зачарованными" (magnat) камнями, чтобы они действовали как амулеты для предотвращения или излечения от болезней сверхъестественными силами, был лишен защиты закона. Считалось, что такие и подобные занятия могут привести к сумасшествию, вызванному потусторонними силами.

В первые века северного христианства закон продолжал быть настолько же суровым в отношении тех, кто пользовался подобными амулетами, опираясь на идею, что такие обереги черпали свою чудесную силу у идолов. Но эта суровое отношение прекратилось, когда христиане стали сами прибегать к помощи разных камней и растений.

Во времена после церковной реформации Лютера магия и колдовство возродились с необычайной силой благодаря суеверным ритуалам, которые дурные люди изобрели, переделав обряды практически изгнанного из Исландии и Скандинавии римского католичества: из этого извращения и искажения возникли новые формы некромантии (мертвоволшвения), вопреки всем строгостям, призванным предотвратить подобное и уничтожить все, что имело к этому отношение. Дурные люди попытались скомбинировать с этим древнюю языческую систему магии, но подавляющая их часть потерпела неудачу из-за полного незнания данного вопроса и, следовательно, они были вынуждены изобрести свои собственные колдовские знаки или же перенять подобное из чужих стран (тем не менее также им современное). Так злодеи стали насылать проклятия, поднимать мертвых, вызывать злых духов и запугивать людей. Количество колдунов такого рода сильно выросло начиная с семнадцатого столетия.

Еще простой народ верил в то, что существовало несколько разновидностей чародейства, в котором были сведущи лишь ученые и высокопоставленные лица благодаря знанию латинского языка и обладанию иностранными книгами.

Для того, чтоб дать более ясную картину исландских видов магии того века, мы начнем с рассказа о том, что называется finna- galdur (финская ворожба), которая, как утверждают, была привезена сюда исландским колдуном, который специально ради нее плавал в Лапландию. Она заключается в обладании духом в форме червя или же колдовской мухи (galdra-fluga, gand-fluga). Из древней литературы известно, что норвежская королева Гюннхильд и прочие также жили в Лапландии для того, чтоб выучиться волшебству и помогали при исполнении колдовских ритуалов.

Другой вид магии заключается в толковании птичьей речи. Ею занимались сильные мира сего, в особенности князья и конунги. Считалось, что вороны лучше всего наслышаны о творящихся делах и событиях, а также умеют предсказывать будущее. Но, поскольку в Исландии они не водятся, их заменили вороны.

Еще существует аналог тому колдовству, которым пользуются для того, чтобы вызвать умерших. Ворожеи выбирают друга или какого- то другого смышленого человека, который обещает явиться им после смерти, и раскрыть им всё, что им интересно: они считают, что первое его посещение сопряжено с большой опасностью.

Но самой предельной степенью магии, тем не менее, в те времена считалась kara kalf: это был злой дух, который появлялся в облике новорожденного теленка, еще не вылизанного коровой. Те, кто желал посвящения в подобное таинство, должны были вылизать его собственными языками, посредством чего они получали тайным пбпазом полное знание желаемого. Эггерт Оулавссон и Бьярни Паульссон. Относительно современного (1752 г.) состояниямагии в Исландии.

Мы опустим различные ритуалы и приемы, коими пользуются современные чародеи. Руны (runir) всегда являлись главной действующей силой в их действиях, равно как и в древности. Еще они употребляют буквы (characteres, stafir) или скорее изображения (ga/dra-stafir) и рисунки (galdra-myndir) такие, например, как "Жезл Арона" (Arons vondr), Печать Соломона (Salomons innslgli), Молот Тора (Jiors-hamar).

Также они пользуются spcoti длинным тонким прутом, о котором они говорят, что он открывает скалы, холмы и горы, если по ним им ударить. Сей магический жезл дает им возможность общения с Со

крытым народом (эльфами), которые живут внутри этих скал и т д. Все подобные волшебные действия были весьма в моде в недавнее время и до сих пор их следы заметны по всей Исландии.

Если кто-либо заболевает - сразу же причину того ищут в колдовстве. Едва ли найдется в Исландии жилище, где бы не было своего призрака. И каждый может вам поведать о том, как сам, (хоть раз) собственными глазами видел немертвого, вернувшегося мучить живых. Одним словом, все плохое, будь то тоска, ипохондрия, эпилепсия, судороги, паралич или апоплексический удар, объясняли колдовской порчей и т. д.

Пасторы и власть предержащие покусились развеять такие предрассудки, но у них ничего не вышло, ибо они (совершенно очевидно) верили во все это сами и настолько же боялись сего, как и простой народ. Наконец было решено, что единственное средство - это прибегнуть к суровым мерам. И запылали костры. Как только человека обвиняли в том, что он заколдовал других или даже напустил обмороки на животных - его сразу же без жалости вели на костер. Несомненно, такая излишняя жестокость была перенята у немцев, а также из древних шведских законов. Шестнадцать8людей было казнено за колдовство в течении тридцати лет (с 1660 по 1690 гг).

Большинство из них были бродягами. (Среди них, безусловно, было какое-то количество совершенно невиновных.) И, наконец, в 1690 г исландские суды были извещены о том, что все материалы подобных судилищ должны быть представлены преддатским королем9, до вынесения приговора. Таким образом, последний смертный приговор по обвинению в чародействе, оглашенный в 1690 г., был отмнен королем.

Йоун Ауртнасон об исл. магии XVII-XIX вв.

Использование магических букв и рун в чародействе также весьма любопытно. Представление об этих знаках является частью прошлого и уходит далеко в извилистые лабиринты веков. В Исландии до недавних пор существовала большая сокровищница магической литературы и бессчётное количество пергаментных томов содержали всевозможные сведения по тайным искусствам, однако, сейчас почти все это утеряно. Тем не менее, до сих можно еще обнаружить фрагменты этих писаний и Йоун Ауртнасон в своей коллекции упоминает несколько подобных магических букв, знаков и формул.

По более новым данным двадцать шесть или же с 1б25г или по 1б85г).

В то время Исландия была датской колонией.

Магические слова и надписи для лечения недугов в прежние времена были широко распространены. Среди них Йоун Ауртнасон упоминает надпись Sator агеро, каждую букву которой надо было нанести (rista) на ногти больного гепатитом, что должно было ему помочь выздороветь. Sator агеро была также эффективна супротив многих других заболеваний.

Если написать кровью на собственном запястье miax, piax, riax, а затем обратиться к кому-либо за помощью или облегчением своего несчастья, никто в этом случае не в состоянии отказать.

Йоун Ауртнасон приводит в своей коллекции различные сложные виды магических ставов и знаков, которые использовались для того, чтоб узнать кто вор, для защиты от врагов или же от злых призраков- посылов, помимо тех, что являются более древними как, например, банд-руны "Freyr", "Fjolnir”, "Fengr", "J>undr”, "j>ekkr", ”J>rumr"; также Кольца помощи Карла Великого (Hjalpar-hringar Karla-mag- nusar), кольца, посланные Богом через ангела этому монарху, которые помогали ему в его великих деяниях и обеспечивали ему безопасность супротив многих земных соблазнов и опасностей.

Помимо чародейских ставов, кои использовались для различных целей, существовали еще руны. В так называемой kvenna-gal- dur, магии для того, чтоб добиться женской любви, часто пользовались магическими рунами. С рунами также связывали Svefn-|)orn "шип сна" (см. пункт Е), который втыкали в волосы или же клали на грудь спящему, и который обездвиживал его и погружал в беспробудный сон, покуда не был устранен.

Еще Йоун Ауртнасон пишет о ставах сновидений (draum-stafir), которые надо было писать на клочке бумаги и затем класть под подушку. У этих ставов была сила показывать спящему на них все что бы он ни пожелал узнать. Среди таких магических знаков важное место отводилось так называемым "банд-рунам" (band-riinir, см. выше), когда более чем один знак был соединен, связан вместе в одну фигуру. Часто такие банд-руны заключали в себе целое слово или даже целую магическую формулу. Один из подобных знаков носит имя Vedur-gapi ("шторм + зевок (отверстие, пасть)” см, пункт Е), посредством которого колдун мог поднять разрушительные бури по своему желанию10.

О подобной рунической погодной магии пишет в одной из своих лекций, посвя щенных др-англ. поэме "Беовульф", профессор Дж. Р. РТолкин:

"Довольно сложно перевести с англ-с. такое выражение как onbandbeadu-rune из "Беовульфа"(стока 502), которое применяется к злому советнику Унфертуи переведено как "дал выход тайным враждебным мыслям". Буквально, это выражение означает "развязал руну битвы" (или руны битвы). Не совсем ясно что это обозначает точно. Выражение имеетдревний вид, словно бы пришло к нашему поэту из древних времен: тут сохраняется намек на чары, коими ворожеи могли поднимать бури в ясном небе. ”

Если голова определенной рыбы была помещена на вершину высокой отвесной скалы на морском берегу, и эта банд-руна, вырезана на деревянной палочке (kefli), которая служила распоркой для открытого рта этой рыбы - ужасный шторм начинался и не было спасения ни одному кораблю в море, за исключением судна того, кто вырезал эту банд-руну и тех, кто знал подобные методы не хуже его самого.

Ставы Gapaldur и Gin-faxi (см. пункт Е) надо было каждый написать на кусочке тонкой бумаги или тонкого дерева и поместить первый под пятку правой ноги, второй же под пальцы левой ноги. В этом случае они гарантировали владельцу победу в борьбе, при условии, что он не собирался меряться силой и искусностью с другим ведуном.

Опять же, был еще знак Kaupa-loki (выгодная покупка по дешевке + обманщик (плут) - см. пункт Е)), который, если написать его на промокательной бумаге и держать тайно под левой мышкой, служил большой подмогой при совершении сделок любого рода.

Знаки Mold-uxi ("почвенный бычок") и Blo6-uxi ("кровавый бычок") - служили защитой от воровства: один днем, другой же ночью.

Ginnir ("заманка, ловушка" (см. пункт Е) - магический став, использовали который, как полагают, для того, чтобы завлечь и очаровать то, что желаешь, а особенно для того, чтобы добиться успеха в любовных делах.

К этим магическим знакам Йоун Ауртнасон добавляет многочисленные заклинания-призывы и экзорцизмы как в прозе, так и в стихотворной форме. Многие из них, по сути, молитвы супротив зловредного влияния духов, призраков-посылов и волшбы. Во всех них заметно влияние римского католичества.

Вера в существование призраков кажется сильней и разнообразней в Исландии, чем в большинстве других стран, и рассказы о них подчас обладают пугающей силой. Достаточно странно то, что

■ Г»

на Фарерских островах нет историй о сколько-нибудь примечательных призраках. Вероятно потому, что им недостает гигантских лавовых равнин Исландии и там неттакихже длинных, темных, узких проходов в домах из торфа и камня, которые призраки любили посещать также, как большие и мрачные замки в Англии.

Исландских призраков можно разделить на три подгруппы. Первая

- это привидения (aftur-gongur), то есть призраки в узком значении этого слова. Они бродят среди людей по ночам, в результате своих собственных страстей, будь то ненависть к живым или же из-за любви к земному богатству. К ним причислены истории о новорожденных детях, оставленных умирать под открытым небом. Вторая группа - пробужденные духи или, по-другому, "посланцы" (upp-vakningar, sendingar

- буквально "посылы"), то есть умершие, которых заклинают из их могил колдуны и посылают вредить другим. Третья группа - это "двойники" (fylgjur) - буквально, "те, кто следует за кем-либо". Они сопровождают определенных людей или же целые семьи или же посещают определенные местности. Они мужского рода, когда называются Mori (серо-коричневый) или же женского, если их зовут Skotta (хвостатая).

Количество историй о "посылах", о мести колдунов их врагам сильно увеличилось в недавнее время, и они наполнены злобой, что ясно указывает на страдания и ожесточение людей в пору бедности и угнетения. Изоляция и долгие зимние ночи, отчаяние и озлобление в период вулканических извержений, замерзшего моря, датской монополии на торговлю и лютый голод - вот факторы, что содействовали созданию разнообразных и страшных историй о призраках в Исландии.

Йоунас Йоунассон

Об исландской магии вообще (вплоть до XX в.)

Слово-заклинание galdur (от глагола gala "петь") совершенно ясно указывает на то, что в древности оно прилагалось к силовым или заговорным песням (krafta - и akvae6a-ljo6) и от него произошел архаичный термин galinn (сумасшедший - буквально "запетый") о том, кто лишен власти над самим собой и своим рассудком. Люди пели свои заклинания на сеид-платформах (sei6-hjallr) когда они хотели причинить кому-либо зло[1].

Еще у людей имелись также различные особые инструменты или принадлежности для колдовства (tofur), которые обнаруживали в древних могилах12, но я не буду больше распространяться здесь на эту тему, ибо об этом было уже написано ранее, и прежде всего потому, что представление исландцев о магии (galdur) сильно изменилось после того, как христианство распространилось здесь повсеместно^ и, конечно же^ лучше всего описывают верования людей в этом вопросе источники начиная с семнадцатого и восемнадцатого веков, о чем будет идти речь ниже.

В магии используют таинственные силы (dular-fullir kraftar) для того, чтобы исполнить доброе или злое в соответствии с обстоятельствами момента. И для этого нужно обладать дополнительной силой, которой пользуются чародеи (galdra-menn), и для того требуется особое знание (kunnattu), которое называют ворожба (galdur) или же многознание (fjol-kynngi). Тех, кто был сведущ в подобных искусствах (list) называли многознающими (fjol-kunnugir) или ворожеями (goldrottir) Вещи, которыми пользовались в магии, были различны, и для удобства можно разделить их на три разновидности: обычные предметы, ставы и духи. Отношение к магии зависело оттого, какой разновидностью из этих трех пользовался маг, хотя в основном подобные занятия осуждались и практикующие пользовались дурной репутацией. Однако далеко не во всех случаях. Некоторые ведуны (kunnattu-menn), то есть те, что "знали свой нос во всю длину" (vissu jafnlangt nefi Sinu)13 и знали "больше, чем "Отче наш", употребляли это лишь для добрых целей, как, например, для того, чтоб найти вора, избавиться от призраков (reimleiki) и привидений (aftur-gongur) и т. д. Равно таким образом всегда употреблял Торви Старый из Кпюкр свое ведовство для добра, и никогда никому во вред. У большинства из тех, кто занимался магией достаточно серьезно, были книги, по которым они учились и практиковали, и до сих пор еще можно найти следы этих книг, хотя в большинстве своем к настоящему моменту они, были сожжены. Совсем недавно рассказали мне достойные доверия люди, что такие ветхие книжицы были сожжены (после 1900) после смерти некого старика, и также известно об Эйнаре Андрессоне из Боул (который жил до 1890), что его древ-

12 См., например, "Сагу о Злато-Торире" или по-другому "Сагу о жителях Трескового Фьорда", гл. 3. Примечание Йоунаса Йоунассона.

13 Другой вариант" знали дальше своего носа” (vita lengra en net manns naer) CM.

Стефаун Эйнарссон "Современный исландский" (Глоссарий).

ние книжицы были сожжены, когда он достиг преклонных лет, либо им самим или же другими. Малая толика сохранена в Национальной библиотеке, хотя большая часть из того, что было, погибла, как явствует из перечня, который составлен о чародейских приемах (tofra- brogd), что был обнаружен в книге у учеников кафедральной школы Скаульхолта в дни тамошнего епископа Брюньольва Свейнссона в середине семнадцатого века. Там перечислено восемьдесят чародейских приемов (tofra-brogd), многие из которых сейчас безвозвратно утеряны, хотя некоторые можно до сих пор восстановить.

Первая разновидность магии относительно безвредна и люди считали, что попадут в царствие небесное те, кто подобным занимались. Там едва ли было что-нибудь демоническое, но скорей только использовались силы, кои суеверно приписывались различным вещам в природе, без добавления к этому каких-либо магических формул (formalar) или же заклинаний (sseringar), за исключением безобидных слов или словесных искажений. Подобные различные колдовские приемы (tofra-brogd) можно обнаружить в народных лечебниках или знахарских рецептах, например, от простуды, грудной жабы и рожистого воспаления. Также существуют чародейские приемы (tofra-brogd) связанные со сношением и женитьбой мужчин и женщин. Для того, чтобы видеть ночью также как днем, надо было накапать кровью вьюрка себе в глаза либо же смешать сердце полностью черной кошки с брюшным жиром совершенно белого петуха и накапать себе в глаза. А для того, чтобы видеть сокрытое (ad sja hulda hluti), надо было человеку нести на себе глаза орла или же помазать ими вокруг своих глаз. Весьма полезно устроить все так, чтоб ни в чем ни от кого не знать отказа. Для этого надо было добыть "камень", который находится в голове ворона. Такой "камень" иногда белого цвета, а иногда чёрный, прозывается radianus Надо было взять голову ворона и высушить ее на ветру, да так, чтоб солнечный свет ее не касался. Тогда отделится чудесный "камень" от мозга ворона. Камень надо завернуть в кусок льняной ткани, которой еще никто не пользовался и держать у себя под левой подмышкой и тогда владелец не будет знать ни в чем отказа. Чтоб тебя все любили надо было носить на себе высушенное сердце голубки. Для того, чтобы выучиться понимать птичью речь (fugla-mal)[2] надо было человеку добыть язык кречета, помыть его хорошенько и поместить в

мед. Однако этот язык смертельно ядовит и потому надо обмазать его вокруг тонкой пленкой из мозга трясогузки, так чтоб яд не проник, "ибо если яд коснется тебя, тут же ты умрешь". Затем надо было держать язык кречета под своим языком в течении трех ночей и благодаря этому человек начинал понимать птичий язык. Так выглядит большая часть безвредных чародейских приемов (tofra-brogd).

Однако существуют и чародейские приемы (tofra-brogd) другого рода, которые не столь безвредны, как только что упомянутые, и из их числа можно назвать колдовские трюки для того, чтоб добыть себе богатство: "Финские штаны" (Finna-braekur) и "мышь прибоя" (flardar- mus), колдовской корень (J)jofa-rot), точильную волшбу (brynu-galdur) и т д. хотя и не требуются к ним дополнительно заклинания (saeringar) или же непосредственное осквернение святынь. То же самое можно сказать и о ночном ритуале "сидеть на перекрестках" (liti-setur a kross- gotum), хотя и требуются для него заклинания (S£eringar), все же скорее всего относится это к вере в существование эльфов (alfa-tniin), чем к традициям потворов (gerningar). Существует столь великое множество подобных приемов, что я ограничусь уже рассказаным.

Затем магия ставов (Stafa-galdur). Ее происхождение восходит к рунам и можно обнаружить много примеров в самом отдаленном язычестве тому, что руны и нарезки (ristingar) имели большое значение для "поганых" ритуалов (forneskju-brogd). Здесь надобно всего лишь напомнить читателю о содержании "Речей Высокого", "Речей Сигрдривы" и других песен "Старшей Эдцы" ("Песнь о (удрун древняя"), плюс имеется много примеров из наших саг, например, "Сага о Греттире Сильном", "Сага об Эгиле" и т д. К рунам всегда относились с опаской и подозрением, и каждый, кто знал о них что-нибудь, включая банд-руны (band-ninir) был, разумеется, многознающим (fjol-kunnugur), и так поплатился за это Йоун Гвюдмундссон Ученый и другие.

Кажется, что простыми единичными рунами не пользовались столь часто в языческих пережитках (forneskja), но гораздо больше разными видами причудливых ставов (skripi-stafir), которые произошли сначала от банд-рун (band-ninir - буквально "связка рун"), а затем много их стало развиваться в другом направлении: едва ли возможно разобрать в их формах банд-руны (band-ninir) и конечно, большинство их составлены совершенно другим способом. Одни из этих ставов (т. е. знаков) настолько детальны, что их очень сложно повторить точно, другие же наоборот; гораздо проще. Хотя опубликовано уже достаточно много изображений этих знаков, столько же находится в неиздан

ных рукописях. Часть этих знаков - это защитные ставы (varnar-stafir "обереги") супротив зла и должны были люди носить их для того, чтобы оградиться от злобных нападений (illar arasir) и нападений злых духов (ofsoknirillraanda), немертвых (draugar) и нечистых как, например, Печать Давида (Davids innsigli), Печать Соломона (Salomons innsigli), Печать конунга Олава (Olafs kongs innsigli), Распятие-розу- кросс (rodu-kross, см п. Е), Кольца помощи Карла Великого (Hjalpar- hringar Karlamagniisar) в трех связках и т.д и т.п. Достаточно было написать эти ставы простыми чернилами на простом куске бумаги и носить на себе. Однако другие ставы, например, ставы, чтобы увидеть вора, Рот пони (Gin-faxi, см. п. Е)), (апапьдур (Gapaldur, см. п. Е)) и Пасть горя (Angur-gapi, см. п. Е)), люди были склоны, по меньшей мере иногда, писать собственной кровью пером утки-погоныша (keldu- SVin). Иногда к этим ставам требовались дополнительные инструменты, как в случае с употреблением "Молота Тора" (Jiors-hamar, см. п.Е)1^или же какая-нибудь магическая формула (formali) как, например, со Ртом пони (Gin-faxi, см. п. Е)) и (апапьдуром (Gapaldur, см. п. Е)) в борцовой магии (glimu-gaidur). Помимо таког



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: