Б). Законы и категории философии




Закон есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы. Фундаментальными законами материалистической диалектики являются:

- З. единства и борьбы противоположностей;

- З. взаимного перехода количественных и качественных изменений;

- З. отрицания отрицаний.

Эти З. были сформулированы Энгельсом путём интерпретации диалект. Гегеля и Ф. работ Маркса. Их содержание таково:

- З. единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлены раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешен. возник. противоречий между ними через борьбу»);

- З. перехода количест. измен. в качест. («Развитие осуществлений путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»);

- З. отриц. отриц. («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей др. к др., их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движений происходит возврат назад, т. е. в новом повторяются черты старого»).

Категории (от греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – означает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания. формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающих наиболее общие и существенные свойства, законы «триады».

Нужно знать различие между законами и категориями. Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. В диалектике используются такие категории, как: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Проблема К. для него выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о некотором сущем с самим этим сущим. По нему в высказываниях связываются понятия («роды» и «виды»), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах. Однако активность человека в данном познавательном процессе он рассматривал как чисто духовную.

В новое время учение о К. развивали представители нем. классического идеализма. Для Канта К. – это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (до опытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта. Гегель понимал К. как развивающиеся способы полагания абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как «прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его» (духа или сознания) жизни (цит. по: Ленин В. И., т.29, с. 85). Для Гегеля К. в своем самодвижении осуществляют себя только как духовные формы любого предметного содержания. Взаимосвязь К. в конечном счете задает тон и ритм истории, превращающейся в их воплощение.

В современной идеалистической философии, особенно в неопозитивизме, К. или игнорируются, или рассматриваются как чисто субъективные и «удобные» формы организации человеческого опыта, «вместилища» данных опыта, определенные языковые образования. В некоторых направлениях идеалистической философии (неотомизм, персонализм) К. относят к чисто духовным трансцендентным существам.

С точки зрения марксистской философии К. сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Их основой служит не активность духа, а развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. Основные К. диалектического материализма – материя и движение, время и пространство, качество и количество, мера, единичное, особенное и всеобщее, противоречие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.

В своей необходимой взаимосвязи К. образуют систему, воспроизводящую объективную, исторический развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Основным принципом построения системы К. является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. В связи с постоянным развитием деятельности человека, в процессе которой он преобразует мир и познает его, число и содержание К. тоже постоянно обогащается.

 

Вопросы познания, общество и человек

Гносеология (или теория познания) – это наука о познании. Происходит от греч. Gnosis – знание, учение. В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. В познании выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Ощущение – это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств. Восприятие – целостный образ предмета, отражение свойств предмета всеми органами чувств субъекта. Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос, почему оно протекает именно так.

Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление – это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. В гносеологии традиционно выделяются два уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача – привести знания в систему и чувственный опыт в строгое соответствие с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания», а не на его содержание. На этом уровне мышления, люди сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Таким образом, рассудочная способность отличается от разумного мышления тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму. Они как бы выступают в форме готовых теоретических «мерил» для эмпирического материала, для конструирования результатов. Отсюда – отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Цели и ценности берутся в их изменении, и теоретический процесс ориентирован на конкретный идеал, ведущий к развитию и самого субъекта знания, ценностей и т. п. Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок делается вывод (новое суждение).

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем – такова установка агностицизма. Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер. Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?». Существуют различные трактовки понятия «истины». Для одних истина – это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике. Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности, и разделяется представителями разных направлений. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию, и она связана с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина, который с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, которое обусловливает те или иные способы получения этого знания. Таким образом, процесс познания мира – это бесконечный процесс перехода от постоянно возникающих

бусловливает те или иные относительных истин к абсолютным истинам.

Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы:

1. экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ);

2. социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя:

а) большие и малые социальные группы (нации, классы, слои и др., то есть различные общности людей, объединенных по какому- либо признаку - разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.);

б) социальные институты – формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп;

3. политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Государство является главным социально- политическим институтом общества и представляет систему властных органов - законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руководство обществом. Политические организации (партии, движения, группы давления) призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп;

4. духовную – духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и кумуляцию духовных ценностей. Ядром духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития.

Понятие культуры. Культура и цивилизация, общность и различие между ними. Человек, культура и общество неразрывно связано между собой. Ни человек, ни общество, не могут существовать вне культуры. Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других существ. Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, и означало возделывание, обработку, «культивирование» земли. Однако, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стали понимать, прежде всего, духовную культуру людей. В современном гуманитарном знании культура, в самом широком смысле, это все созданное человеком совокупность материальных и духовных ценностей за всю историю своего существования. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура охватывает материальное производство. Она определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи и т.п. и является показателем уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура – это духовное производство, включающее в себя идей, идеалы, знания, предметы искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т. д.

Понятие цивилизации родилось в античности как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. В современной обществоведческой литературе понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и используется, по меньшей мере, в пяти смыслах:

1) как синоним культуры (А.Тойнби);

2) как стадия разрушения локальной культуры, ее закат (А.Шпенглер);

3) как следующая за варварством высшая ступень развития человечества (эпоха Просвещения);

4) мировое сообщество государств и народов;

5) как ступень развития региона или этноса (его материально- технический прогресс).

В настоящее время цивилизацию определяют как локальную межэтническую общность, которая формируется на основе единой исторической судьбы народов, проживающих на одной территории с высоким уровнем сходства форм и механизмов организации жизни общества. На взгляд автора, в различии между культурой и цивилизацией можно добиться более четких разграничений, если прибегнуть к пространственно-временным характеристикам. Культуру следует понимать как конкретное достижение того или иного народа в своем материальном и духовном развитии на конкретную историческую дату. Правда, можно будет говорить и об общей человеческой культуре, но тогда получиться разноуровневое культурное достижение тех или иных народов. В то время как цивилизация характеризует определенный исторический промежуток времени с однопорядковым уровнем развития культуры одного или нескольких народов. То есть, в рамках цивилизации, у этих народов складывается определенное качественное сходство в хозяйственно-экономической деятельности, политических и правовых системах, религиозных представлениях, системах образования и воспитания. Такие цивилизации формируются на основе длительного вхождения в многонациональное государство (например, «римский мир», «китайская цивилизация», «российская цивилизация») или на основе общей системы ценностей и жизненной практики (мусульманский мир, христианский мир, восточная цивилизация).

Философия общества, взятая в ее временном аспекте – это философия истории. Термин «философия истории» был введен в науку Вольтером. Философия истории возникла еще в античности. Большой вклад в ее развитие внесли Геродот, Фукидид, Полибий, Плутарх, Августин, Д.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, К.Маркс, О.Шпенглер, А.Тойнби и др. Все они пытались выяснить логику развития человеческого общества, его направленность и источники развития. В настоящее время в философии истории четко оформились две модели социального движения общества: линейная (формационная) и циклическая. Циклическая модель рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом. Социальная система не может существовать вечно. Общество проходит все стадии роста – возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать сначала.

В Х1Х-ХХ вв. в понимании процесса развития общества, наряду с формационным подходом, начинает внедряться учение, именуемое цивилизационным подходом. Он был представлен Н.Данилевским, К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным, С.Хантингтоном. Появляется само понятие «цивилизация», имеющее несколько вариативных значений.

В целом, цивилизационный подход выступал против западноевропейского «эгоцентризма». Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек – это живая система, представляющая единство трех составляющих:

а) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

б) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.);

в) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.).

Он существо целостное - соединяет в себе физические, психические и духовные начала; универсальное - способность к любому виду деятельности; уникальное - открытость миру, неповторимость, свободное, творческое стремление к самосовершенствованию и самопреодолению.

Человек, во все времена был объектом философского исследования. В контексте с которым, вопрос о смысле и назначении человеческого бытия, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни – единый и общий – для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:

1. Гедонизм – жить, значит наслаждаться;

2. Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;

3. Этика долга – жизнь, это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.)

4. Утилитаризм – жить, значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;

5. Эвдемонизм – жизнь, понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека;

6. Прагматизм – цель оправдывает любые средства ее достижения.

Кроме того при характеристике человека, используют такие понятия как «индивид», «индивидуальность», «личность». Нередко эти понятия употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Они характеризуют человека с разных сторон. Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные, так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека со сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: