Значение рек как естественных рубежей и препятствий определяется в топографическом отношении их шириной, глубиной, скоростью течения и другими свойствами.




Чем шире и глубже рекачем быстрее ее течение и труднее подходы к ней, тем сложнее ее преодоление и тем выгоднее она для обороняющихся. От этих свойств реки во многом зависят выбор участков и способов переправы, ее продолжительность и количество переправочных средств. Скорость течения влияет на величину сноса десантных средств, особенно немоторизованных, что важно учитывать, прежде всего передовым подразделениям, при выборе пунктов переправы и определении мест выхода из воды на противоположном берегу реки.

Реки по ширине принято подразделять на узкие - до 60 м, средние - от 60 до 300 м и широкие - свыше 300 м, а скорость течения подразделять на слабое-до 0,5 м/сек среднее - от 0,5 до 1 м/сек, быстрое - от 1 до 2 м/сек и очень быстрое - свыше 2 м/сек.

Средняя скорость течения у относительно небольших и спокойных равнинных рек чаще всего бывает порядка 0,5 - 0,6 м/сек, у крупных рек она достигает обычно 1 - 2 м/сек, а у горных рек- 3-5 м/сек и более. Скорость течения так же, как и глубина, ширина и другие свойства реки, неодинакова на различных ее участках. Она всегда значительно меньше у берегов, чем на фарватере; меньше на расширенных участках (плёсах), чем на суженных а также у выпуклых берегов излучин по сравнению с вогнутыми их берегами. Скорость течения и другие свойства реки изменяются также и во времени в зависимости от сезонно-климатических и погодных изменений режима реки и количества воды в ней. Поэтому при организации форсирования и выборе пунктов переправ разведка и тщательное изучение реки с учетом возможного изменения ее свойств в зависимости от метеорологических и других условий имеют особо важное значение.

Минимальные скорость течения, глубина и ширина рек бывают в меженный период (период наименьшего количества воды в реке), а максимальные - в половодье, когда уровень воды резко подымается и скорость течения увеличивается по сравнению с меженью в два - три и более раз. Высота подъема воды, время и продолжительность половодья у разных рек неодинаковы, что зависит от характера и интенсивности их питания водой.

Значение рек как препятствий характеризуется также особенностями и состоянием берегов и поймы (их грунт, залесенность и заболоченность, крутизна и высота скатов, наличие обрывов и т.п.). От них зависят: проходимость и качество подходов к реке, необходимость их инженерного оборудования, условия ориентирования, маскировки, наблюдения и ведения огня, а также защиты живой силы и техники от ядерного оружия и других средств поражения. Нередко даже незначительные по ширине и глубине реки оказываются труднопреодолимыми, так как имеют широкую заболоченную пойму или обрывистые берега.

При изучении условий проходимости и выборе мест форсирования необходимо также учитывать характер дна реки и качество его грунта, наличие мостов, гидротехнических сооружений, островов и отмелей, начертание береговой линии. Так, например, наиболее выгодными местами для форсирования считаются излучины реки, обращенные в сторону наступающего, так как здесь можно лучше прикрыть переправу фланговым и перекрестным огнем и тем самым более надежно обеспечить продвижение своих войск. Но при этом надо учитывать, что противник в таких местах, очевидно, будет стремиться оказать наиболее упорное сопротивление.

Гидротехнические сооружения на реках, регулирующие сток воды и образующие водохранилища, позволяют быстро и резко изменять уровень воды, затоплять и заболачивать расположенную ниже по течению местность, что может сильно усложнить условия форсирования.

Зимой проходимость водных преград улучшается, так как большинство рек, озер и болот замерзает. Однако ледяной покров может легко разрушаться, особенно под воздействием ядерного оружия. Разрушение льда на реках может привести к образованию ледяных заторов и к затоплению прибрежной местности.

Топографические данные, необходимые для выбора места, способа переправы и организации форсирования с ходу, командиры подразделений изучают заблаговременно, сразу же по получении задачи, которая им ставится еще до подхода к реке. Тщательное изучение производится по карте, аэроснимкам и другим имеющимся материалам. При выходе к водному рубежу эти данные уточняются в процессе разведки системы обороны противника и его заграждений на реке и подступах к ней.

Внешними признаками для нахождения брода могут служить: расширение реки на прямом ее участке, тропинки, дороги и отдельные колеи, спускающиеся к реке и продолжающиеся на другом ее берегу, рябь на поверхности воды (на перекатах) и большая прозрачность воды, если река течет по каменистому руслу. Если река образует излучину, то более мелкое место следует искать на перекате, т. е. там, где кончается один крутой берег и начинается другой, на противоположной стороне реки.

О качестве грунта дна можно ориентировочно судить по скорости течения. Опытным путем установлено, что определенным грунтам соответствует примерно средняяскорость течения: илистым – 0,1 м/с; песок мелкий – 0,3 м/с; песок крупный – 0,8 м/с; глина и суглинок средней плотности – 0,5-0,9 м/с; гравий – 1,2 м/с; галька мелкая – 1,5 м/с; каменистый – 3,6 м/с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: