Преступление и наказание в диалоге «Платона» Горгий.




Встретив софиста Горгия, участники диалога выясняют, каким искусством он занимается. Он говорит, что это красноречие – способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан. Владея такою силой, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого – для тебя, владеющего словом и уменьем убеждать толпу. Его предмет – справедливое и несправедливое

Далее в диалоге Полом, обсуждается вопрос, почему преступник несчастен.

  Со к р а т.
Кто наказан несправедливо, тот жалок и несчастен. Но в меньшей мере, чем его убийца, и менее того, кто умирает, неся справедливую кару
А терпеть несправедливость не хуже? Худшее на свете зло – это творить несправедливость, ибо она безобразна
Предпочтительнее творить несправедливость. Хуже терпеть несправедливость Предпочтительнее переносить несправедливость. Хуже причинять несправедливость
Поступать несправедливо лучше, чем терпеть несправедливость Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость
Когда придет возмездие и кара, несправедливый станет несчастлив Когда придет возмездие и кара, несправедливый будет счастлив
Если кара несправедливого не постигнет, он будет счастлив.   Несправедливые – самые несчастные. Человек несправедливый и преступный несчастлив при всех обстоятельствах. Особенно несчастлив, если уходит от возмездия и остается безнаказанным. Не так несчастлив, если понесет наказание и узнает возмездие богов и людей.
Лучше оставаться безнаказанным Лучше нести наказание
Самое большое зло для преступившего справедливость, если он понесет наказание Самое большое зло для преступившего справедливость, если он останется безнаказанным

 

Все справедливое прекрасно. А раз прекрасное, то и благое. Кто карает по заслугам, карает справедливо. Он творит справедливость. Тот, кого карают, страдает по справедливости. Стало быть, наказание – благо для того, кто его несет.

Поступать несправедливо – второе по размеру зло, а совершить несправедливость и остаться безнаказанным – из всех зол самое великое и самое первое, ибо безнаказанность укореняет зло.

Человек становится лучше душою, если его наказывают по справедливости. Наказание освобождает от величайшего зла – от испорченности, омрачающей души. Безобразнее всего несправедливость и испорченность души. Безобразнейшее причиняет либо самое большое страдание, либо самый большой вред, либо, наконец, то и другое сразу. Она мучительнее всего. Быть несправедливым (а также невоздержным, трусливым, невежественным) больнее, чем страдать от бедности или недуга. Избегающий наказания не лечится, страшась, словно малый ребенок, боли, которую причиняют огонь и нож. Он, видимо, просто не знает, что такое здоровье и крепость тела. Боль, причиняемую наказанием, они видят, а к пользе слепы и даже не догадываются, насколько более жалкая доля постоянная связь с недужной душою. Возмездие вразумляет и делает более справедливым.

Нужно остерегаться, как бы не совершить какую-нибудь несправедливость. А совершив ее – нужно по доброй воле идти скорее туда, где нас ждет наказание – к судье, все равно как к врачу, нужно спешить, чтобы болезнь несправедливости, застарев, не растлила душу окончательно и безнадежно.

Не скрывать проступка, а выставлять на свет, пусть провинившийся понесет наказание и выздоровеет. О боли же не думать вовсе; и если проступок твой заслуживает плетей, пусть тебя бичуют, если оков – пусть заковывают, если денежной пени – плати, если изгнания – уходи в изгнание, если смерти – умирай, и сам будь первым своим обвинителем, и своим, и своих близких, и на это употребляй красноречие, чтобы преступления были до конца изобличены, а виновные избавились от величайшего зла – от несправедливости.

Если надо причинить зло врагу (главное, чтобы не в ответ на обиду) нужно всеми средствами, и словом, и делом, добиваться, чтобы он остался безнаказанным и к судье не попал. Если же все-таки попадет, надо подстроить так, чтобы враг твой благополучно избегнул наказания. Лучше всего – никогда (пусть живет вечно, оставаясь негодяем!)

Итак, заключает Сократ: «…чинить несправедливость опаснее, чем терпеть, …И если первое благо – быть справедливым, то второе – становиться им, искупая вину наказанием». Предлагает идти путем справедливости.

Несправедливость, в широком смысле, это какое-либо противоречие правосудию.

Права сохранялись и уважались вплоть до арифметических равенства. Мало простого покаяния и извинения. Нарушенный баланс должен быть восстановлен, иначе несправедливость останется. Поэтому должны быть извинения за оскорбление, опровержение за клевету, компенсация за моральный ущерб, возмещение за воровство и т.д.

Не является вредом то, на что человек дал свое согласие. Иными словами, есть права, от которых человек может отказаться, и когда он этого не сделает, он не сможет жаловаться, что был лишен их. Но, человек должен знать последствия своих действий и не должен быть жертвой обмана. Во-вторых, согласие, которое он дает, должно быть добровольным, т.е. не под дулом пистолета или крайней необходимости. Наконец, право должно быть таким, что его в последствии можно вернуть.

Государство» Платона

«Государство» Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение – государство (хотя бы 4-5 человек).

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. По самой идее справедливости, подчеркивает Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним. Трем началам (или частям) человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — 'правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т. е. философам, которые персонифицируют эту способность) подобает господствовать; яростному началу (т. е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

Для обоснования вводимой иерархии сословий большое значение Платон придавал распространению среди населения идеального государства «благородного вымысла» о том, что хотя, все они — братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра — золотое и т. д., допустимы переходы членов одного сословия в другое. Придуманный Платоном миф кончается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма; «Прежде всего, — подчеркивал Платон, — никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру.

Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

Проект Платонополиса предлагал осуществить неоплатоник Плотин.

Пять видов государственного устройства и пять видов души. У различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства. Или ты думаешь, что государственные устройства рождаются невесть откуда — от дуба либо от скалы, а не от тех нравов, что наблюдаются в государствах и влекут за собой все остальное, так как на их стороне перевес?

Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Освещая весь этот цикл деградации, Платон создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это — тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, «главный источник частных и общественных бед». Особенно ненавистны ему войны между эллинами.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит — в результате скопления значительного богатства у частных лиц — к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.

То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии — военные успехи, в олигархии — богатство, в демократии — свобода), - именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

«Политик». Политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей, считал Платон, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, представляющие собой «подражения истине вещей, начертанные по мере сил сведущими людьми».

Кроме образцового государства, правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое: законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

Законы «Платона»

«Законы» Афинянин: «Бог или кто из людей, чужеземцы, был виновником вашего законодательства?». Критерий: ради чего? В настоящее время законодатели исследуют произвольно установленные виды законов до бесконечности.

Клиний: У все хв течение всей жизни идет непрерывная война со всеми государствами. Мир есть только имя. На деле существует непримиримая война между всеми государствами. Поэтому критский законодатель установил все учреждения ради войны. Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый с самим собой. В каждом из нас происходит война с самим собой. Афинянин: Устанавливать законы, касающиеся войны, ради мира, а не законы, касающиеся мира, ради военных действий.

Мысленный эксперимент: государство после потопа. Афинянин: Тысячи государств возникали одно за другим и не меньшее количество их погибало. Они повсюду проходили через самые различные формы государственного устройства, то становясь большими из меньших, то меньшими из больших или худшими из лучших и лучшими из худших. Все по природе и благодаря случаю. Изменчивость законодательства. Справедливость в силе. Правит Ум и законы незыблемы.

Основания государственной власти: 1) родительская (отцовская и материнская) власть над потомством, 2) благородные над неблагородными, 3) старших над младшими, 4) господ над рабами, 5) сильных над слабыми (это самая распространенная и сообразная с природой власть для всех живых существ), 6) разумных над несведущими, 7) по жребию.

Материнские государственные устройства -- монархия и демократия. Все остальные – пестрые соединения. Государственное устройство должно придерживаться середины.

Первыми будут законы о браке: упорядочить рождение детей — первооснову государств.

Политика» Аристотеля.

Критика Аристотелем Платона:

Нужен не только наилучший вид государственного устройства, но и: а) возможный при данных обстоятельствах, 2) и такой, который всего легче может быть осуществлен во всех государствах; 3) который при данных обстоятельствах оказался бы легче всего приемлемым и гибким: улучшить государственный строй— задача не менее сложная, чем с самого начала установить его, подобно тому как что-либо переучивать бывает не легче, чем учить сначала. Поэтому и государственный муж помимо всего прочего, как об этом только что упомянуто, должен уметь помочь усовершенствованию существующих видов государственного строя.

Государство – общение, которое обнимает собой все остальные общения, т.е. общение политическое. Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни.

Государственное устройство -- порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью, находящейся в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного — аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство — полития. В политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет. Отклонения: от царской власти — тирания, от аристократии — олигархия, от политии — демократия. Тирания—монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет. Царская власть переходит в тиранию, ибо тирания - это дурное качество единоначалия, и плохой царь становится тираном. Аристократия [переходит] в олигархию из-за порочности начальников, которые делят [все] в государстве вопреки достоинству, причем все или большую часть благ [берут] себе, а должности начальников всегда [распределяют] между одними и теми же людьми, выше всего ставя богатство. Тимократия [переходит] в демократию, ибо эти виды государственного устройства имеют общую грань: тимократия тоже желает быть [властью] большого числа людей, и при ней все относящиеся к одному разряду равны. Демократия - наименее плохое [среди извращений], ибо она незначительно извращает идею государственного устройства.

В «Риторике» Аристотель выделяет 4 формы правления:

В демократии верховная власть формируется по жребию. Цель демократии — свобода. В олигархии верховная власть формируется сообразно имуществу граждан. Цель олигархии — богатство. Верховная власть в аристократии формируется сообразно воспитанию граждан. Цель этой формы правления — воспитание и законность. Монархия — власть одного, подразделяемая на два вида. Под царствованием понимается единовластие, соответствующее установленному порядку, а под тиранией — неограниченное единовластие. Умалчивая о цели царствования, Аристотель объявляет целью тирании защиту.

Виды царской власти: 1) царская власть героических времен, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом; 2) царская власть у варваров, наследственная и деспотическая по закону; 3) эсимнетия—выборная тирания, 4) царская власть в Лакедемоне, представляющая собой в сущности наследственную и пожизненную стратегию.

Некоторые утверждают, что наилучшее государственное устройство должно представлять собой смешение всех государственных устройств; по мнению одних, это смешение состоит из олигархии, монархии и демократии, поэтому они восхваляют лакедемонское устройство: ведь царская власть в Лакедемоне олицетворяет собой монархию, власть геронтов—олигархию, демократическое же начало проявляется во власти эфоров, так как последние избираются из народа; по мнению других, эфория представляет собой тиранию, демократическое же начало они усматривают в сисситиях и в остальном повседневном обиходе жизни. В “Законах” же говорится, что наилучшее государственное устройство должно заключаться в соединении демократии и тирании; но эти последние едва ли кто-либо станет вообще считать видами государственного устройства, а если считать их таковыми, то уж наихудшими из всех. Итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим. Государственный строй в его целом является не демократией и не олигархией, но средним между ними — тем, что называется политией; полноправны при ней только те, кто носит тяжелое вооружение.

Всякого рода ремесленник, например ткач, кораблестроитель, должен иметь в своем распоряжении материал, пригодный для его работы; и чем лучшего изготовления будет этот материал, тем, разумеется, прекраснее будут и произведения ремесла. Точно так же и в распоряжении государственного деятеля и законодателя должен быть соответствующий и пригодный материал. Первым условием для обеспечения существования государства является совокупность граждан; возникает вопрос, как велико должно быть их количество, какие они должны иметь природные качества, точно так же какого размера должна быть территория и каковы должны быть ее свойства. Проблема границ, меры и оптимума территории и населения.

В своем первоначальном виде государство должно заключать в себе такое количество населения, какое было бы прежде всего самодовлеющим для устройства благой жизни на началах политического общения. Всякий одобрил бы такую территорию, которая обеспечивает государству наибольшее самодовление. Таковой является территория, приносящая всякого рода продукты, так как самодовление и заключается в том, чтобы ни в чем не было недостатка.

В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина—наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума. Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Эти граждане по преимуществу и остаются в государствах целыми и невредимыми. Наилучшее государственное общение—то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они — в лучшем случае—сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной. Наилучшие законодатели вышли из граждан среднего круга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: