Грациан и каноническое право.




Грациан, болонский монах (из монастыря св. Феликса и Набора), составил труд «Concordantia discordantum canonum» («Согласование несогласованных канонов») (1140). В этом труде («Декрет Грациана») собраны правила Апостолов, Вселенских и Помест­ных Соборов, Поместных Соборов Западной Церкви, папские декреталы, отрывки из творений отцов Церкви, из пенитенциалов, извлечения из «Корпуса» Юстиниана из франкских капитуляров. «Декрет» разделен на три части: в первой говорится об источниках церковного права, затем о священных лицах и должностях; содержание второй части составляет учение о церковном суде, о браке и о покаянии; в третьей части речь идет о церковных Таинствах и о богослужении.

Грациан стремился доказать непротиворечивость противоречащих, на первый взгляд, пра­вовых норм, заключенных в разных источниках. Грациан сам формулирует те или иные церковно-правовые нормы, а кано­ны, папские декреталы и другие источники привлекает как аргументы для обоснования своих формул - так называемых «dicta Gratiani» («сказанное Грацианом»).

Новый способ трактовки канонического права — не просто собирание и упорядочение источников, а их критическое сопоставление и согласование — обозначил начало нового периода в развитии права, который уже в Средние века получил наименование ius novum (новое право), тогда как весь предыдущий период истории права стал называться ius antiquum (древнее право).

В 1219 г. апостольская столица запретила духовенству изучение римского права, вычеркнув одновременно этот предмет из списка лек­ций в Парижском университете. «Декрет Грациана» был положен в основу школьной про­граммы канонического права. В церковно-правовой практике он стал рассматриваться как общий универсальный источник права Римско-католической Церкви.

Согласно Грациану. Естественное право достоинством прямо превосходит обычай или установление. Что бы ни было усвоено обычаями или содержалось в рескриптах, если будет противоречить естественному праву, должно восприниматься как лживое и ошибочное.

Обязующая сила позитивного права должна быть, по мнению канонистов, подтверждена обычаем; в противном случае оно теряло свою силу (Кан. 27 «Обычай – лучший истолкователь законов»). Канонист Руфин сформулировал даже принцип, что в слу­чае противоречия между нормой, освященной традицией, и новоиздан­ным законом — последний должен быть отменен, так как он не имеет юридической силы. В декреталах папы Григо­рия IX сформулирован принцип, согласно которому претендо­вать на обязательную юридическую силу может лишь обы­чай, существующий не менее сорока лет.

3. Иоанн Солсберийский (1115-1180) в трактате «Поликратика» (1159) писал: И, допустим, если кто-либо могущественный хочет зверствовать над своими подданными, то это воля не его, но божественное распоряжение, по своему благоволению наказывать, или даже мучить подчиненных государю. Поэтому и в годы гуннских гонений, когда благочестивый епископ некоего города спросил Аттилу, кто тот таков, последний ответил: «Я Аттила, бич божий». И преклонясь перед бывшим в нем божественным величием, епископ, как пишут, сказал: «Благо нам, пришел слуга божий» и «Блажен, кто приходит во имя Господне» открыл перед врагом врата церкви, и удостоился мученической короны. Следовательно, он не осмелился отвести божий бич, зная, что если Ног наказывает, то сына любимого, и не было бы у этого бича силы, если бы не от Бога»

«Я не буду отрицать того, что слуги Бога могут быть и тиранами. Господь, находясь как над душами, так и над телами, хочет (поместить) знамение своей справедливости (во всем), и через тиранов наказываются злые и исправляются и воспитываются добрые. Ведь за грехи народа на царство поднимаются ложные государи, и, как свидетельствует история Царств, недостаток первосвященников привелк власти тиранов и в народе божием. Ведь первые отцы и патриархи. Власть тирана хороша, хотя хуже тирании ничего нет. Тиранами бывают не только князья, но и все те, кто уступленной им свыше властью злоупотребляют по отношению к подданным.

У общества есть душа (авторитет церкви) и тело (общество). Гражданская власть подчинена церковной, согласно объективному закону, основание и гарант которого — Бог. Не счесть подобострастных льстецов, которые чтобы снискать милость готовы ставить монарха вне закона. Но авторитет властителя обязан авторитету закона, и никак не наоборот. Когда этот объективный порядок вещей нарушается, тот, кто его попирает, превращается в тирана. В этом случае, неподчинение тирану не только законно, но и его убийство оправдано. «Концом тиранов является смятение, (ведущее) к гибели, если они продолжают упорствовать в своих злодеяниях, или к прощению, если они претерпевают обращение».

4. Фомы Аквинский (1226-1274 гг.) около 1266 г. создал трактат «De regimine principum ad Regem Cypri» – наставление или проповедь для несо­вершеннолетнего короля Кипра Уго II Лузиньяна, одного из фран­цузских королей крестовых походов. Текст полемизирует с тираноборческим пафосом Иоанна Солсберийского.

Всякое множество происходит от одного. Следовательно,множество свободных людей должно иметь одного властителя, направляющего к единому общему благу – спасению душ.

Два вида государей: 1) правящие согласно закону, справедливости и принципу общего блага – спасения душ; 2) правящие силой и ради своих порочных целей, т.е. тираны.

Бог «использует наше зло для своих благих целей», поэтому тирана следует терпеть, ограничиваясь порицанием, так как:

- действуя против тирана, можно подвергнуться многим опасностям, которые будут тяжелее самой тирании;

- при поражении тираноборцев уязвленный тиран будет бесчинствовать еще сильнее;

- при победе над тираном в народе возникают тягчайшие распри, когда обществ разделяется на части, споря относительно порядка уп­равления;

- если кто-то помог изгнать тирана и получает власть, то, боясь претерпеть то же самое, он изобретает новое зло, подавляя подданных еще более тяжким гнетом.

При его упорстве во зле справедливо и законно убить тирана. Тирания – это преступление против всего земного сообщества. Против жестокости тирана будет иметь успех действие каких-либо людей не по своему почину, а по решению об­щества.

Закон есть установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе: 1) Закон есть правило и мерило действий. По Аристотелю, в каждом разряде вещей начало есть их правило и мерило (например, в числах – единица). В действиях первое начало есть разум; следовательно, закон есть нечто принадлежащее к разуму. 2) В разуме же, в приложении к действиям, первое начало есть цель; для человека эта цель есть блаженство. Следовательно, суть закона – устроение порядка человеческой жизни в отношении к блаженству. 3) Всякая часть устраивается в виду целого, как несовершенное в виду совершенного. Но человек есть член государства, составляющего совершенный союз; следовательно, закон должен иметь в виду общественное благо. 4) Закон устанавливает тот, кому принадлежит сама цель: само общество или его заместитель – общественное лицо, на которое возложено попечение об общем благе. 5) Мерило прилагается к измеряемому, а в человеке это приложение совершается посредством обнародования.

Виды закона. Вечный закон (lex aeterna) есть сам божественный разум, управляющий миром. Вся вселенная образует совершенное общество, управляемое верховным разумом. Естественные законы – законы природы, направляющие каждую вещь к ее цели. Божественный закон дан в Откровении, поскольку человек устраивается в виду цели, превосходящей естественные его способности. Человеческий закон. Совершенные люди могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Несправедливы законы: а) не имеющие обязательных признаков закона (не запрещено исполнять); б) противоречащие естественному и божественному законам (запрещено исполнять).

Справедливость – воздаяние каждому своего, ему принадлежащего. Право – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Право – действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения. При уравнении по природе вещей речь идет о естественном праве, при уравнении по человеческому волеустановлению – о цивильном или человеческом праве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: