В средневековых университетах существовало соперничество, «спор» факультетов, в т.ч. медицинского и юридического факультетов. Так, богослов Джованни да Имола поставил вопрос: «Благороднее ли гражданское или каноническое право медицины?»
В 15 веке король гуманистов Франческо Петрарка инициировал диспут против медиков. В работе «Инвектива против врача» (1355 г.) он отвечал на резкие заявления папских врачей, которые заявляли, что медицина учит правильно жить, в силу чего все искусства должны служить ей.
Замечания Петрарки в отношении медиков:
- достойны результаты врачебного лечения удивления? Врачи болеют чаще других.
- хорошие врачи редко встречаются, остальные могут погубить.
- врачи ходят по местам темным, недоброжелательным, вонючим, гнилым, рассматривают мочу и экскременты, а думают о золоте;
Колюччо Салютати, будучи канцлером Синьории Флоренции, в произведении «О значении юриспруденции и медицины» вступил в спор о ценности законов по сравнению с медициной.
Медицина | Право | |
Колюччо Салютати | Частное благо | общее благо |
Естественное благо, полученное как дар. За него мы не достойны похвалы | благо желаемое, ценимое и завоевываемое с усилием, мы заслуживаем похвалы за благо, которое создаем сами | |
Не творцы - восстановители | когда бог дает нам право творить – помощники бога | |
благо, по которому все хороши | благо, которое делает нас хорошими | |
Законы запечатлены в человеческой душе, они могут быть познаны во всей их полноте и с определенностью | ||
принципы медицины при отсутствии опыта неопределенны и могут ввести в заблуждение | Обнародованные законы исключают ошибку и содержат присущую им естественную разумность, которую видит всякий здравомыслящий человек или может обнаружить, размышляя и споря | |
принципы медицины обманывают, так как не выявляют общего закона и не достигают желаемого результата | Законы наипрочнейшим образом связаны с человеческими умами, они не только в высшей степени определенны, но и хорошо познаны | |
Поскольку. нравственные принципы обладают наибольшим достоинством, то соответственно и юриспруденция имеет большую основательность, чем естествознание | ||
истинное здоровье человеческого общества зависит не от медицины, но от духовного согласия... | ||
порождена землей | законы же — мудростью божьей, закон—от божественного ума» | |
меня вписал в результаты опыта | Бог продиктовал законы своим словом | |
Я, случайная, происхожу из вещей случайных | закон же основан на вечной универсальной справедливости | |
Бруни, ученик Салютати | право обращено к порочным, а не добронравным | |
весь опыт меняется в зависимости от времени и пространства | может меняться в зависимости от места и времени, «так что часто во Флоренции считается законным то, что осуждается в Ферраре». | |
Николетто Верниа. | но медицина сохраняет человека в том состоянии, вне которого невозможна никакая деятельность | политика сохраняет человека в мире, |
основывается на логических методах | опирается на человеческий авторитет | |
Поджо Браччолини | великие действия возможны, только когда воля отдельного человека ломает законы большинства. «Только плебс и чернь связаны вашими законами, только для таких существуют узы права. Люди серьезные, благоразумные, целомудренные не нуждаются в законах. Они, склонные по характеру и образованию к добродетели и хорошим нравам, сами устанавливают для себя закон жизни... Сильные люди отвергают и ломают законы, приспособленные к слабым, к наемным работникам, нищим, лентяям, к тем, кто не имеет средств... В действительности все выдающиеся и достойные памяти деяния происходили благодаря несправедливости и насилию, то есть благодаря нарушению законов». | |
Джованни д'Ареццо | «На мой взгляд, никогда не восхвалят законы в должной степени; они ведь не только держат в узде крестьян, горожан, богатых, но ограничивают и сдерживают судей и магистратов, правят царями, господствуют над синьорами, проявляют свою власть над императорами... защищают слабых от сильных, поддерживают согласие меж равных...» | |
не имеет силы выдвинутое против законов обвинение в непостоянстве; «это люди меняют с течением времени свои мнения и взгляды, но, однако, не затрагивают этим древнейшие священные законы, а только вводят в заблуждение и обманывают самих себя». Норма справедливости остается вечной, она — правительница и госпожа всех законов, которые поистине образуют реальную основу и глубокую связь человеческого общества. |