Макиавеллизм (по имени итальянского деятеля и мыслителя Николо Макиавелли, 1469-1527) – понятие для обозначения политической стратегии и тактики, не останавливающихся ни перед чем ради достижения поставленных целей. В психологии используется для обозначения моделей поведения, включающих манипуляцию другими посредством коварства, хитрости, обмана с целью осуществления контроля над другими и достижения власти.
«Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д. Имя автора "Государя" в посттридентский период связывали именно с отсутствием в политике этического измерения. Считалось, что все беды Европы, включая гражданские войны, проистекают именно от того, что монархи следуют заповедям "флорентийского секретаря".
Томаззо Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, придумавших понятие "государственная необходимость", которое сводится, как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты".
В 1549 г. флорентиец Джамбаттиста Бузини вспоминал по этому поводу: «Все и вся его ненавидели из-за "Государя": богачам казалось, что этот его "Государь" наставлял герцога отобрать у них все имущество, а беднякам - что всю их свободу; "плаксам" (фанатично настроенным последователям Савонаролы из низов. - Л. Б.) он казался еретиком, а людям благонамеренным - бесстыдным и опытным негодяем, большим, чем они сами; так что его ненавидел каждый».
В 1559 году «Государь» по инициативе английского кардинала Реджинальда Поула был включен Католической церковью в Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum), что и было санкционировано Тридентским собором в 1564 г.
Французский протестантский юрист Иннокентий Жантийе (1532–1588) опубликовал трактат, названный современниками «Анти-Макиавелли» ([Gentillet I.] Discours sur les moyens de bien gouverner et maintenir en bonne paix un royaume ou autre principauté... contre Nicolas Machiavel... S.l. [Geneve], 1576.). трактат Жантийе имел большой успех, выдержав за короткий срок пять изданий. Католическая Церковь осудила «Анти_Макьявелли» в 1605 г. и запретила его.
Критическое отношение Жантийе к этому учению во многом объяснялось тем, что он разделял мнение протестантских публицистов, и прежде всего монархомахов (Ф. Отмана, Т. де Беза, Ф. Дюплесси_Морнэ, Ю. Ланге), в том, что государственная политика Франции, определяемая итальянским окружением королей, идет ей во вред: «…нынешнее правительство, состоящее из итальянцев, уничтожило добрые древние законы страны, оно способствует жестоким войнам во Франции, мир постоянно нарушается, народ гибнет». Подобная ситуация, по убеждению Жантийе, вызвана конкретной причиной: «…совершенно ясно, что Франция управляется сейчас согласно учению Макиавелли»; отсюда следует и вывод: «Франция никогда не была до такой степени ослаблена, народ никогда не был столь беден».
Фридрих Великий, еще будучи кронпринцем, также заинтересовался «Государем», поскольку каждый просвещенный потенциальный кандидат на корону имел желание познакомиться с этим «программным» для него произведением. В 1739 г. Он начал работать над «Исследование Государя Макиавелли с заметками историческими и политическими». Рукопись редактировалась Вольтером.Это издание появилось на свет в конце сентября 1740 года, с датой 1741 на титульном листе. Это исправленное издание было напечатано гаагским издателем Пьером Попи и вышло в конце октября 1740 года: Anti-Machiavel, ou Essai de critique sur «le Prince» de Machiavel, publié par M. de Voltaire. À La Haye: aux dépens de l’éditeur [impr. par Pierre Paupie], 1740. In-8o,— XVI, 194 p. В 1799 г. было переведено и издано в России.
Фридрих Великий, написавший резко критический и по-немецки педантичный трактат «Анти-Макиавелли» (в нем столько же глав, что и в «Государе», и называются они в большинстве своем так же). Главная установка трактата состоит в том, что Макиавелли просто злодей («злость Махиавелева возбуждает омерзение» 2), который вполне сознательно «о злодеяниях и бесчеловечии проповедовать предпринял». «Она (книга "Государь". — Авт.) почитается весьма усердным его трудом, в котором Махиавель столь был бесстыден, что он даже и самому гнуснейшему извергу, некогда на земле дышущему гегенною, приписывает похвалы, и сие прямо значит подвергнуть себя... ненависти рода человеческого»4. Общий приговор прост и суров: «Махиавель, приведши в нестроение науку правления, такое предпринял учение, кое здравое нравоучение превратило в ничто». И посему следует «защитить человечество от такового супостата, который оное упразднить стремится...».
Наиболее сильно повлияли мысли итальянского политика на творчество и взгляды Кжиштофа Варшевицкого, который был даже прозван «Польским Макиавелли». Автор труда «De optimo statu libertatis» (1598) К. Варшевицкий был борцом за единую власть в Польше в противовес уже начинающемуся подрыву ее шляхетским сеймом. В изданных в 1579 г. «Турецких речах» Варшевицкий требовал создания единовластия в стране: «Как на небе один Бог, как в армии один вождь, так в государстве должен быть и управлять один король». Следуя за своим итальянским учителем, Варшевицкий принимает момент целесообразности как основной критерий осуществления власти. Варшевицкий советует королю Сигизмунду III: «Пусть помнит король, что всякие трудности какого бы то ни было характера всякими возможными должен преодолевать средствами. Ибо никто и никогда не будет спрашивать его об этом, или судить по поводу путей, какими он шел к цели, но смотреть будут, как быстро, как уверенно и хорошо достиг ее».
Интерес к Макиавелли в Польше возрождается после восстаний 1831 и 1863 гг. Из литературы этого периода можно назвать книжку Л. Вольского «Польское восстание 1863 г. с комментариями Макиавелли» и анонимную книжку под заглавием «Польский Макиавелли». У Макиавелли, говорит Вольский следует учиться реализму, старательному повседневному труду в политике.
Я. Свидерская, автор труда «„Государь" (II Principe) Макиавелли и макиавеллизм» (1927) подчеркивала, что Французская революция начинает период «реабилитации» взглядов Макиавелли. Борцы за объединенную Италию воплощают его лозунги в жизнь, а поэты (в т.ч. Байрон), пишут гимны в его честь. «Данте—Макиавелли—Мадзини, — констатирует автор, — это три этапа воплощения национальной итальянской идеи. У творца трактата „De Monarchie" (Данте) существует эта идея только в сфере абстракции, у Макиавелли эта идея выступает в своей ясной и реалистической форме, чтобы, наконец, осуществиться в подвиге Мадзини — завоевании независимости объединенной Италии».
Итальянский фашизм также провозгласил Макиавелли одним из своих идеологических вдохновителей. Бенито Муссолини в работе «Preludio al Machiavelli» писал: «учение Макиавелли сегодня более живое, чем четыре века тому назад, потому, что, хотя внешние формы кашей жизни изменились, в душе личностей и наций не произошли какие-нибудь более глубокие преобразования».