Отдел сбыта и реализации предприятия




Рассмотрим в качестве предметной области деятельность отдела сбыта и реализации предприятия.

Экономисты этого отдела выполняют функции учёта и контроля, реализуют функции анализа при решении следующих комплексов задач:

– анализ выполнения плана выпуска изделий,
– анализ выполнения плана отгрузки изделий заказчикам,

– анализ выполнения финансового плана,

– анализ движения изделий на складах,

– анализ обеспеченности плана отгрузки фактически сданными на склад изделиями,

и другие

При решении задач анализа выявляются отклонения фактических данных от плановых. Если план выполнен, отклонение равно нулю – норма. Если фактические данные превышают плановые, имеет место превышение плана – излишки. Если фактические данные меньше плановых данных, план не выполнен – дефицит.

По результатам анализа делается выборка (дефицит или излишки). Экономисты отдела сбыта устанавливают причины отклонений от плана и принимают решения для устранения этих причин.

При обследовании отдела сбыта и реализации исследованы основные процессы, связанные с формированием всех показателей, необходимых для решения комплексов задач подсистемы сбыта и реализации.

Плановый отдел до начала планируемого года создаёт:

· планы выпуска изделий всеми цехами предприятия на следующий год с разбивкой по месяцам,

· план отгрузки изделий заказчикам или список договоров на следующий год с разбивкой по месяцам.

Цехи сдают готовые изделия на склад. Процесс фактического выпуска продукции и сдачи её на склад оформляется цеховыми накладными. В цеховых накладных указывается дата сдачи изделий на склад. В зависимости от вида выпускаемой продукции сдача на склад осуществляется несколько раз в день или несколько раз в месяц. Для анализа выполнения плана выпуска изделий фактические данные группируются по месяцам.

Заказчикам в соответствии с договорами отпускают со склада готовые изделия. Процесс отгрузки оформляется товарно-транспортной накладной с указанием даты отгрузки. После получения изделий заказчик обязан оплатить через банк полученные товары. Банк оформляет платёжные поручения и передаёт информацию о платежах на предприятие.

Движение основных документов, необходимых для решения комплексов задач отдела сбыта и реализации, представлено на схеме:

 

ЗАКАЗЧИКИ (договоры)
ПРЕДПРИЯТИЕ

ПЛАНОВЫЙ ОТДЕЛ
       
 
 
   

 


П Л А Н Ы

 
 

 


Б А Н К И платёжные поручения (ПП)
Ц Е Х О В ЫЕ

ОТДЕЛ СБЫТА товарно-транспортные накладные (ТТН)
СКЛАДЫ
Н А К Л А Д Н ЫЕ (цн)

На схеме показаны следующие оперативные документы:
планы, договоры, цеховые накладные (ЦН), товарно-транспортные накладные (ТТН), платёжные поручения (ПП).

При обследовании работы отдела сбыта установлено, что организационно требуется для получения конечных документов.

 

1.Анализ выполнения плана выпуска изделий цехами по месяцам

Наиме-нование цеха Месяц Наиме-нование изделия Количество Откло-нение Наиме-нование склада
плановый выпуск Фактич. выпуск
             

 

Здесь необходимы первичные документы: список выпускаемых изделий, список выпускающих цехов, список складов, план выпуска изделий цехами, список цеховых накладных.

В плане выпуска изделий выпуск указан по месяцам. При выпуске изделий широкого потребления (пищевые продукты, канцелярские товары и тому подобное) цикл производства очень короткий. Партии готовых изделий сдаются на склады ежедневно. Фактический выпуск изделий оформляется цеховыми накладными с указанием даты.

Для сопоставления планового и фактического выпуска изделий по месяцам надо предварительно по цеховым накладным дату перевести в месяц и сложить фактический выпуск по месяцам.

Таким образом, организационно можно выделить комплекс задач для решения анализа выполнения выпуска изделий цехами по месяцам:

· По документам «Цеховая накладная» получить общее количество каждого сданного цехами на склад изделия по месяцам.

· Подсчитать отклонение между планом и фактом выпуска по каждому изделию по цехам и складам.

· Выявить наличие дефицита выпуска изделий по цехам.

· Выявить излишки изделий на складах по месяцам.

 

2. Анализ выполнения плана отгрузки изделий по месяцам

Месяц Номер склада Наименование изделия Количество Дефицит (в руб.)
отгрузка по договору Фактически отгружено
           

 

Для решения этого комплекса задач необходимы первичные документы:
список выпускаемых изделий; список складов; список договоров, заключённых с заказчиками; список товарно-транспортных накладных.

В списке договоров отгрузка изделий планируется по месяцам. Заказчик может получать заказанные изделия частями. Каждая отгрузка изделий оформляется товарно-транспортной накладной с указанием даты.

Для анализа выполнения плана отгрузки следует, в первую очередь, по товарно-транспортным накладным определить фактическую отгрузку каждого изделия по месяцам (дату перевести в месяц и подсчитать фактическую отгрузку за месяц). Для расчёта дефицита отгрузки в стоимостном выражении цена берётся из списка выпускаемых изделий.

Примерный перечень комплекса задач:

· По товарно-транспортным накладным получить общее количество каждого отгруженного изделия со склада по месяцам.

· Подсчитать отклонение по каждому изделию как разность между планом и фактом отгрузки по месяцам.

· Определить дефицит отгрузки в стоимостном выражении.

 

3. Анализ выполнения финансового плана включает получение следующего отчётного документа:

 

Оценка неполной оплаты отгруженной продукции

по заказчикам

Наименование заказчика Номер договора Сумма (в руб.) Неполная оплата (в руб.)
отгружено оплачено
         

Для решения этого комплекса задач необходимы первичные документы: список выпускаемых изделий; список заказчиков; список договоров, заключённых с заказчиками; список товарно-транспортных накладных; список платёжных поручений.

Для расчёта сумм отгрузки и оплаты цена берётся из списка выпускаемых изделий.

Чтобы взять из списка заказчиков Наименование заказчика. используется список договоров

 
 

 

 

 


Перечень комплекса задач:

· По документам «Товарно-транспортная накладная» получить стоимость отгруженного товара по каждому договору каждого заказчика.

· По документам «Платёжное поручение» получить стоимость оплаченного товара по каждому договору каждого заказчика.

· Подсчитать недоплату как разность между стоимостью отгруженного и оплаченного товара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: