Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов,




эксплерентов

Степень реализации стратегии фирмы по достижению конкурен­тоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от опти­мальности организационной формы продуцента. Если стра­тегия коммутантов ориентирована на местный рынок, то не стоит ей навязывать создание нового товара или освоение нового рынка за три­девять земель.

А. Ю. Юданов рассматривает 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты.

 

 

Рис.1. Сегменты рынка для различных форм продуцентов

 

Условные обозначения:

А-А – стандартный бизнес; Б-Б – специализированный бизнес; 1 - сегмент виоленты; 2 – сегмент эксплеренты; 3 – сегмент коммутанты; 4 - сегмент патиенты.

Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действую­щих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил - массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает боль­шой запас конкурентоспособности.

Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»).

Примеры: автомобили «Тоёта», «Шевроле», холодильники «Си­менс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. К ним от­носится большинство российских крупных промышленных предпри­ятий.

Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.

Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в каче­стве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы сла­бого в соперничестве с сильными.

Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши пе­редовые предприятия, в том числе бывшие оборонные.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обыч­ном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспе­циализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковремен­ных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребитель­ской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы», - лозунг коммутантов.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуаль­ные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые ис­пользовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серых мышей». Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Коммутантная стратегия характерна для многих частных россий­ских фирм.

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка.

Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ, «Зенит», «Осборн» и др.).

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных ново­введений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев полу­чают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они яв­ляются двигателями научно-технического прогресса.

Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».

 

 

Рис.2. Матрица «Издержки - потребительная ценность» для нахождения места для различных форм инноваторов (продуцентов)

 

Анализ рис.2 показывает, что труднее всего фирмам, придержи­вающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания прихо­дится одновременно повышать качество товаров и снижать их себес­тоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации произ­водства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне издержек производства (при сохранении техноло­гии и организации производства) повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевре­менно инновации в продукт и процессы, оказались неудачниками, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытес­нил (или вытеснит).

Из рассмотренных стратегий наиболее рискованной является стра­тегия эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Однако на частичном улучшении трудно удержаться на рынке. Иссле­дования показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества. Напри­мер, в 1993 г. 58% прибыли американским компаниям дали новые товары.

В настоящее время крупные американские, японские, европейские компании с целью монополизации выпуска товаров по радикальным инновациям и снижения влияния венчурного бизнеса на конечные ре­зультаты идут по пути концентрации и диверсификации производства. Американские компании (корпорации) «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Дженерал электрик», японские «Сони», «Тоёта», шведская «Электролюкс», германская «Сименс», южно-корейская «Самсунг» и многие другие организации свои стратегии формируют на основе сле­дующих принципов: а) диверсификация выпускаемых товаров; б) соче­тание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате внедрения различных видов инноваций; в) повышение качества товаров и ресур­сосбережение за счет углубления НИОКР и активизации инновацион­ной деятельности; г) применение по различным товарам, в зависимо­сти от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патиентов, коммутантов или эксплерентов; д) развитие международ­ной интеграции и кооперирования; е) повышение качества управлен­ческого решения и др.

Из сказанного можно сделать вывод: фирму можно назвать по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде выпускаемого товара или выполняемой услуги. Если фирма вы­пускает несколько видов товара, то по ним она часто применяет раз­ные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме.

В целом анализ стратегий функционирования крупных фирм пока­зывает, что с увеличением доли чистой конкуренции среди других структур рынка увеличивается доля эксплерентной стратегии. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: