Растительный мир как объект использования и охраны




Понятие «растительный мир» в юридической литера­туре рассматривается в широком смысле (как совокупность всех дикорастущих растений, в том числе лесной раститель­ности) и в узком значении (как внелесная дикорастущая рас­тительность).

Согласно ст. 5 Закона «О растительном мире», положения данного Закона, если им не предусмотрено иное, не применя­ются в отношении:

- объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, находящихся в частной собственно­сти, пожизненном наследуемом владении граждан, част­ной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций;

- объектов растительного мира, расположенных в грани­цах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного стро­ительства;

- объектов растительного мира, культивируемых в целях получения продукции растениеводства;

- древесно-кустарниковой растительности, произрастаю­щей на землях лесного фонда.

Закон «О растительном мире» регулирует отношения, возникающие по поводу дикорастущих растений, располо­женных за пределами лесного фонда. Однако действие от­дельных положений указанного Закона распространяется на отношения, объектом которых являются дикорастущие растения, произрастающие на землях всех категорий, в том числе лесного фонда (охрана объектов растительного мира и среды их произрастания, установление ограничений или запретов в обращении с объектами растительного мира, ре­гулирование распространения и численности, интродукция, акклиматизация, гибридизация и селекция).

Растительный мир (ст. 1 Закона «О растительном мире») - совокупность произрастающих дикорастущих рас­тений, образованных ими популяций, растительных сооб­ществ и иных насаждений. В соответствии со ст. 5 Закона «О растительном мире», к объектам отношений, регулиру­емых данным Законом, отнесены «изъятые или удаленные дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизне­деятельности; производные от дикорастущих растений (де­риваты)».

Статья 6 Закона «О растительном мире» закрепила по­ложение о том, что объекты растительного мира могут находиться как в государственной, так и в частной соб­ственности. По общему правилу, объекты растительного мира, расположенные на территории Республики -Беларусь, являются государственной собственностью, а именно: рас­положенные в границах земельных участков или водных объектов, находящихся в государственной собственности, не предназначенных для выращивания растений с целью их дальнейшей реализации или потребления, дикорастущие растения, относящиеся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь.

Объекты растительного мира, расположенные в гра­ницах земельных участков, находящихся в частной соб­ственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международ­ных организаций, являются собственностью перечислен­ных субъектов. При принятии решения о предоставлении земельных участков на указанных правах государственные органы должны принять решение о судьбе этих объектов рас­тительного мира. Объекты растительного мира, посаженные и культивируемые на законном основании, являются соб­ственностью пользователей земельных участков или водных объектов, в границах которых произрастают эти объекты растительного мира.

При предоставлении земельного участка или водного объекта, в границах которых расположены объекты рас­тительного мира, юридическому лицу или гражданину го­сударственные органы могут устанавливать ограничения и запреты в обращении с объектами растительного мира.

2. Государственное регулирование и управление в области обращения
с объектами растительного мира

Государственное регулирование и управление в обла­сти обращения с объектами растительного мира осущест­вляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Минприроды, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерство жилищно- коммунального хозяйства Республики Беларусь, Государ­ственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, иные республи­канские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Научное обеспечение государственного регулирования и управ­ления в области обращения с объектами растительного мира осуществляют Национальная академия наук Беларуси и иные научные организации Республики Беларусь.

В процессе государственного управления в области ис­пользования, охраны, защиты и воспроизводства рас­тительного мира осуществляются такие функции, как распределение и перераспределение объектов растительного мира (предоставление, приостановление, прекращение права пользования растительным миром), государственный учет, ведение государственного кадастра растительного мира, мо­ниторинг, государственный контроль соблюдения законода­тельства в рассматриваемой сфере.

С целью учета количественных, качественных и дру­гих характеристик объектов растительного мира, объема, характера и режима их использования, а также для осу­ществления систематического контроля за изменениями количественных, качественных и других характеристик объектов растительного мира и обеспечения государствен­ных органов, юридических лиц и граждан информацией об объектах растительного мира ведется государственный учет объектов растительного мира. Порядок учета объектов расти­тельного мира, расположенных на землях населенных пун­ктов, и обращения с ними устанавливается Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по согласованию с Минприроды, а на землях других катего­рий - Минприроды.

Учет объектов растительного мира осуществляется также в форме государственного кадастра растительного мира. Это систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категори­ям земель или водных объектов, пользователям земельных участков или водных объектов, количественной и качествен­ной характеристике объектов растительного мира, их эконо­мической оценке и использовании, а также других данных об объектах растительного мира, необходимых для обеспечения рационального обращения с ними. Согласно Положению о порядке ведения государственного кадастра растительного мира, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2004 г. № 1580, ведение государственного кадастра растительного мира возложено на Минприроды совместно с Национальной академией наук, Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управ­ления.

Мониторинг растительного мира является видом мониторинга окружающей среды и представляет собой си­стему наблюдений за состоянием объектов растительного мира и среды их произрастания, оценки и прогноза их из­менений в целях сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния и научно обоснованного использования объектов растительного мира, мониторинг растительного мира входит в Национальную систему мониторинга окружающей среды. Организацию проведения мо­ниторинга растительного мира осуществляет Национальная академия наук Беларуси.

Количество и местонахождение пунктов наблюдений мо­ниторинга, технология работ по организации и проведению мониторинга растительного мира, перечень параметров (по­казателей) и периодичность наблюдений, а также перечень организаций, осуществляющих проведение мониторинга растительного мира, определяются Национальной академи­ей наук Беларуси по согласованию с Минприроды. Пункты наблюдения мониторинга растительного мира включаются в Государственный реестр пунктов наблюдений Националь­ной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.

Государственный контроль в области обращения с объ­ектами растительного мира осуществляется Минприроды, Государственной инспекцией охраны животного и раститель­ного мира при Президенте Республики Беларусь и иными государственными органами, в том числе в ходе совместных проверок.

В соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании кон­трольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» при осуществлении государственного контроля за охраной и использованием объектов растительного мира могут прово­диться как плановые, так и внеплановые проверки. Посколь­ку использование объектов растительного мира является основанием для отнесения проверяемого субъекта к средней группе риска, плановые проверки в отношении субъектов, осуществляющих такую деятельность, назначаются кон­тролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в три календарных года, а если по результатам проведенной плановой проверки не установлено нарушений законода­тельства — не чаще одного раза в пять календарных лет. Назначение внеплановых проверок возможно при наличии у контролирующего (надзорного) органа информации о со­вершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причине­ния вреда растительному миру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: