ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ




Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух-трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности.

Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формиро­вания личности начинается гораздо раньше. Во-первых, никакое психологи­ческое качество не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внеш­нему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый пе­риод развития. Во-вторых, для проявления ряда личностных качеств необхо­димы подходящие жизненные условия.

Например, судить о том, влияет ли на личность ребенка стиль обраще­ния с ним матери в младенчестве мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только спустя много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводит­ся детьми и аналогичный стиль обращения демонстрирует на своих детях.

Значит, соответствующие личностные влияния имели место еще в младен­честве или раннем возрасте, но впервые проявились во внешнем поведении спустя десяток и более лет. Из сказанного можно сделать вывод о том, что процесс личностного формирования ребенка начинается в течение первого года жизни, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя.

Эмоциональная сфера. Эмоциональность ребенка связана с процес­сом восприятия. Он эмоционально реагирует только на то, что непосредст­венно воспринимает. Ребенок остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует со­подчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но по­сле следующей просьбы — уйти с ней в другую комнату — снова начнет ко­лебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей. Выбрать, оста­новиться на чем-то одном ребенок еще не может — он не в состоянии при­нять решение.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, свя­занные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него не получается. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Например, ребенок не может открыть дверь в ком­нату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача может быть и отсутствие внимания к нему со стороны близ­ких взрослых, занятых своими делами, ревность к брату или сестре и т.п.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые доста­точно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.

Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действи­тельно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у кото­рого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно значимых свойств - способ­ности к общению, развитие самостоятельности и самосознания и других.

Общение. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера об­щения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрос­лыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, пре­обладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональ­ное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

Помимо эмоциональ­ного тепла, ребенок ждет от взрослого участия во всех своих делах, совмест­ного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строи­тельство башни из кубиков.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери.

В возрасте около 18—20 месяцев у детей возникают первые непосредст­венные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, де­ти стремятся больше играть друг с другом. На третьем году ребенок уже спо­койно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати.

Если маленькой ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно об­щаться со сверстниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, уда­рить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершен­но не учитывая желания другого. Он эгоцентричен. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ре­бенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми.

Самосознание. Развитие эмоциональной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок на­чинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, ко­гда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице. Потом, к трем годам, появляется местоимение «я».

К трем годам у ребенка появляется и первичная самооценка осозна­ние не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не со­держащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова).

Оно основывается на потребно­сти ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Ребенок высоко оценивает себя независимо от того, как он реально поступает — хорошо или плохо.

Примерно в это же время проявляется потребность в самостоятельно­сти. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаи­вать в заявлении «я — сам», когда кто-либо из взрослых пытается им по­мочь, например в практической деятельности.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т. п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответст­вии — огорчаются.

Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии пониманию эмоционального состояния другого человека. По­сле полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способ­ны понять уже двухлетние дети.

Деловые качества. Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специально ищут или искусственно создают себе препятствия, преодолевают ими же придуманные трудности. Они взбираются на горки, когда вполне мож­но их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят туда, где путь закрыт. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о зарождении настойчивости и целе­устремленности.

При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ран­ним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребен­ком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным об­стоятельствам, например прилагаемым усилиям.

Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного раз­вития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сло­житься определенная самооценка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: