Уровни управления. Саморегулирование производственно-хозяйственных единиц.




Тема 4 Отрасль культуры как часть социокультурного пространства и объект управления

 

Понятие социокультурного пространства

Отрасль культуры. Виды и основные типы организаций культуры

Структура органов государственного управления в отрасли культуры

Уровни управления. Саморегулирование производственно-хозяйственных единиц.

 

1. Социокультурное пространство –инфраструктура социальных, культурных объектов, среда создания, накопления, сохранения, и развития социокультурных отношений, знаний, умений, ценностей, норм, форм общения. Социокультурное пространство может рассматривается как внешняя среда, в которой концентрируются люди, средства производства, материальные структуры, обеспечивающие необходимую для общества интенсивность процессов социокультурного развития.

Компоненты внешней среды. Общая среда ► международные, законодательные, технологические, научные, экономические условия. Среда задач или функциональная среда ► демографические, семейные, социальные, культурные ценности, нормы, обычаи населения, плотность населения, его возрастные стратификации, уровень образования и культуры, общественная и творческая мобильность, общественные формирования, конкуренты, потребители (отдельные индивиды, группы людей все население).

Важнейшей частью социокультурного пространства являются люди, которые рассматриваются в экономической теории как «человеческие ресурсы», обладающие совокупностью физических и духовных способностей и возможностью принять участие в процессе труда. Для предприятия – это все сотрудники, обладающие умственными и физическими способностями, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенных трудовых обязанностей. Человек в данном случае не просто «одушевленный фактор производства», а полноправный участник процесса производства (товаров, услуг, идей), от которого во многом зависит успех всей организации.

Социокультурная сфера является частью системы общественного воспроизводства, входящей вовсеохватывающую суперсистему – общество, состоящую из взаимосвязанных, но самостоятельных систем (или сфер) деятельности: эко­номико-хозяйственной, социальной, духовной и политической.Каждая из них, равно как и общество в целом, имеет свои характеристики и механизмы, структуры, функции, институты и т.д. Хозяйственная система обеспечивает материальную жизнедеятель­ность общества, социальная — структуру отношений между раз­личными группами и слоями, не обязательно связанными с соб­ственно материальным производством. Политическая система — механизм реализации власти, воли и интересов составных элемен­тов общества и его совокупности. Духовная система воспроизводит нормативно-ценностные, информационные и коммуникативные компоненты социальной регуляции. Культура присутствует во всех сферах социальной деятельности и системах регуляции и помимо этого может рассматриваться как особая сфера, функционирующая как система духовного производства, дополняю­щая материальное производство. В теории СКД принято использование обобщенного, универсального, системообразующего термина «социально-культурная сфера »обозначающего тесное единство и взаимодействие подсистем: духовных, культурных потребностей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

2. Отрасль культуры – часть народного хозяйства, пространство социокультурной практики, совокупность организаций и учреждений, которые обеспечивают функционирование культуры (народной и профессиональной) и привлечение населения к культурным ценностям.

Основные особенности отрасли культуры: направленность на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей особым способом, с использованием особых средств, вос­приятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов лич­ности (в свободное время); культурные потребности могут не иметь систематического характера (человек может вообще не ходить в театр).

Вторичные особенности с экономической точки зре­ния:

1) создаваемый продукт, предназначенный для удовлетворения потреб­ностей других людей, во многих подсистемах деятельности в отрасли куль­туры может иметь

- 15 -

непосредственное отношение к формированию и удов­летворению культурных потребностей самого субъекта деятельности (и в этом смысле процесс создания продуктов культуры есть специфический процесс затрат общественного труда);

2) в отрасли культуры деятельность осуществляется на профессиональной и любительс­кой основе (в сво­бодное время и получаемый в ее результате продукт может быть также предназначен для других людей).

Виды организаций культуры: по основной цели деятельности — коммерческие и некоммерческие, по форме собственности — государственные и частные.

По характеру деятельности подразделяются на основные типы:

1. библиотеки; 2. музеи; 3. картинные, художественные галереи и галереи искусств, выставочные залы, панорамы и иныя выставочныя организации в отрасли культуры; 4. клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклору), центры (дома) ремёсел, молодёжные культурные центры, центры национальных культур и иные клубные учреждения; 5. парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; 6. книжныя палаты; 7. театры; 8. цирки; 9. филармонии и иные концертные организации; 10. организации кинематографии; 11. творческие мастерские; 12. организации народных промыслов (ремёсел); 13. научно-проектные и творческие реставрационные организации; 14. научно-исследовательские учреждения и методические центры народного творчества (культурно-просветительской работы). В Республике Беларусь могут создаваться организации культуры иных типов, в том числе смешанных.

Организации культуры, которые осуществляют культурную деятельность через подготовку, организацию, показ и (или) проведение спектаклей, концертов или других публичных показов, считаются театрально-зрелищными. К ним относятся театры, цирки, концертные организации, другие типы организаций культуры, которые осуществляют культурную деятельность, указанную в части первой этого пункта.

Организации культуры, которые осуществляют культурную деятельность через обеспечение доступа физических лиц к культурным ценностям, находящимся в фондах этих организаций, или через создание условий для занятия народным и художественным творчеством, самообразованием, а также для духовного и физического развития, считаются культурно-просветительными. (Закон о культуре, ст.21).

 

3. Государственное регулирование и управление в отрасли культуры осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство культуры Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в рамках их компетенции. (Закон о культуре, ст.11)

Структура органов государственного управления в отрасли культуры: Министерство культуры, областные и Минское городское управление, рай- и гор- отделы культуры.

Главные функции Министерства культуры:

— расширение круга потребителей и видов куль­турных услуг, достижение национальными учреждениями куль­туры высоких образцов мирового профессионального искусства, художественного образования, соответствующих спросу населения республики;

— поддержка общественного статуса работников культу­ры через систему материального стимулирования, выравнивание иx доходов в отношении к заработкам работников производственной сфе­ры, а также путем морального поощрения (присвоение почетных званий, государственных наград, премий и т.д.);

— реализация единой государственной политики по усилению материально-технической базы отрасли и использованию современных информационных и мультимедийных технологий;

— разработка системы нормативно-правовых актов, регулирующих культурные процессы и взаимодействия учреждений системы Минкультуры с отраслевыми, территориальными и местными органами управления, творческими союзами, а также с государственными, общественными и негосударственными организациями разных форм собственности;

— оптимизация структуры средств из госбюджета, выделяемых на финансирование культуры, по функциональным, региональным и конкретноотраслевым признакам с учетом целевой ориентации на итог и решение актуальных социокультурных задач; использование целевых заданий, адресных грантов и инвестиций, конкурсного отбора культурных проектов;

— содействие полноценному культурному обслуживанию городского и сельского населения;

— развертывание внешней деятельности в сфере культуры и расширение масштабов

- 16 -

 

регулярного обмена культурными услугами с зарубежными странами с целью полного предоставления разных форм культуры республики на международном уровне и повышения престижа белоруской куль­туры в мире, а также обогащения культурной жизни республики художественными достижениями народов мира;

— проведение действенной кадровой политики.

Управления культуры облисполкома также являются субъектами, проводниками государственной политики, способствуют развитию профессионального и самодеятельного искусства, сохранению традиционной народной культуры (фольклора, ремесел, промыслов и так далее); содействуют созданию и популяризации произведений духовной и материальной культуры, формированию системы эстетического воспитания и совершенствованию содержания культурного отдыха населения; осуществляют организационно-методическое руководства подведомственными организациями культуры и искусства, их финансирование и материально-техническое обеспечение, внедрение научной организации труда и системы маркетингового руководства.

Рай(гор)отделы разрабатывает и осуществляет районные (городские) программы комплексного развития в сфере культуры, приобщения населения к национальному и мировому культурному наследию; анализирует состояние и прогнозирует тенденции развития культуры района (города); утверждает учредительные документы подведомственных учреждений культуры; реализует в соответствии с законодательством право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности района (города) и переданным в оперативное управление отделу культуры; разрабатывает и утверждает распорядок работы подведомственных учреждений культуры и осуществляет контроль за его соблюдением.

 

4. Уровни управления: административное и художественное руководство.

Профессиональная компетентность менеджера социокультурной деятельности проявляется в умении управлять коллективом учреждения культуры в целом и его отдельными сотрудниками; в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.

Профессиональная компетентность тесно соприкасается с доскональным знанием своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей. Это: методологические знания (знание общих принципов познания явлений и процессов); теоретические знания (знание конкретных моделей и конструкций профессионального управления и его возможных трансформаций); технологические знания (знание способов, методов, средств и форм построения управленческих действий).

Социокультурный менеджмент предопределяет особые социальные и психологические отношения, формы сотрудничества и взаимодействия менеджера и коллектива.

Сотрудники учреждений социокультурной работают немногочисленными группами и коллективами, имеют прямое отношение к творчеству, воспитанию, искусству и культуре, милосердию и подвижничеству, по своей природе и характеру деятельности привержены к инновационной деятельности. И уже по этим признакам предпочитают сами управлять собой, а жесткие указания воспринимают как унижение. Громоздкость процессов принятия решений, подавление инициативы, ослабление связи с конечными результатами работы неприемлемы для менеджмента социокультурной деятельности, который по своей сути является сопричастным менеджментом.

Функции менеджера могут иметь следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) приобретение соответствующих исходных художественных ресурсных материалов, б) приглашение творческого руководителя (режиссера, дирижера, художника-постановщика и т.д.) в) выбор актеров, музыкантов и других участников художественного действия г) приобретение костюмов, установка театральной техники.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов, г) организация премьеры.

3. Маркетинг: а) изучение потребностей определенного сегмента рынка культуры, б) связи с общественностью, в) организация рекламы, г) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

 

- 17 -



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: