Гуго Гроций. Голландский мыслитель . 1583 – 1645.




Эпоха Реформации.

Гроций рано поступил в Лейденский университет, сын знатных родителей, в 15 лет закончил университет и получил степень доктора права. Пользовался спросом как адвокат. Он становится ген секретарем голландской республики. Однако это длилось недолго, т.к. произошел переворот, бурж революция. После гос преворота попал в тюрьму, откуда сбежал, супруга придумала вынести его в ящике вместе с книгами, переодевшись в одежду каменщиков бежали во францию. Нашел приют у Людовика 14, где написал труд «вопросы войны и мира». Он начинает разработку международного права. Пишет много произведений на политико – правовую тематику. «О праве добычи», «введение в изучение права Голладии» и др. Взгляды под влиянием античных авторов, Цицерон, Аристотел, Жан Баден… В целом создает светскую, нерелигиозную доктрину государства и права.

Гроций основоположник рационалистического подхода. Использует формально – логический путь обоснования права. Попытка сформулировать сущность права, принципы, не вдаваясь в рекомендации в области политики. Как и Аристотель он диф-гл подходит к понятию права. Выделяет 2 вида права – 1) Естественное (в нерелигиозном значении) – источник – человеческая природа. Естественное право можно рассмотреть научно, доказать его существование исходя из самой природы человека. Люди равные друг другу т.к. все обладают разумом. Искать основания права нужно именно в разуме человека, поэтому естественное права то, что связано с некоторой неизменной, абсолютной природой человека. А значит естественное право неизменно, и может представлено в качестве научного объекта. Рене Декарт структура познания – субъект и объект. Объект полностью от субъекта независим, поскольку обладает неизменными принципами. Гроций говорит что бытие естественного права можно доказать индуктивно и дедуктивно. Всем людям свойственно оценивать вещи сообразно их природе. Критерий оценке – в чел разуме. Док-вао Апостариори(идуктивным путем) от следствия к причине (дедукция от причн к следствию) Гроций говорит, что изучая действ зак-во разных народов есть много ощих принципов, есть общее во мнении юристов, а значит дб общий источник универсального единомыслия, этот источник и есть естественное право. Естественное право это научное понятие, рпедмет юриспруденции и 2) право волей установленное. Создается самим человека(аристотель наываль его условным, фома – положительным) в духе своего времени. Тк в кач источника права – рассматривается чья то воля, по субъекту волеуст права, право можно делить на несколько видов – Божественное право (источник воля бога0, государственное право (воля законодателя), право народов (общая воля всех народов) В отлич от римских юристов, кот относили пр народов к естественному, Гроций относит к волей установленному. Для любового волеустановленного права критерием, основанием является естественное права, которое Гроций смешивает с мор требованиями разумного общения. Оно требует разумного, мирного общения. Кэтим требованием относим – воздержание от чудого имущества, необходимость выполнять данные дру другу обещания, право каждого наказывать другого, в сулаче если ругой нанес ущерб, необходимость возвращать вщятую на пользрвание чужую вещь и др. всего 9. По характеристики они являются обязательными и он известны всем. Любое волеуст право не идти в разрез с ест

Проблема происх Г. Гроций наряду со Спиной, и Гобсом, 1м развивает теорию общественного договора. Теория происхожлдения Г, популярная в новое время, зотя в Античности были его предш-ки(в какой то мере Аристотел – описывал происх ест права, Римские юристы, Цицерон тоже говорили что Г имеет под собой договорную основу) т.е. главная послыка теории – Г возникло не сразу как появился Ч, до появленияГ человек пребывал в естественном состоянии, состоянии дикости. Границей естественного права была лишь физ сила. Естественное состояние – война всех против всех. Соблюдение естественного првава быть не могла. Выход людям диктует их разумная природа. Можно выделить 2 посылки перехода от ест к гр состоянию. В новое время понятие гр обзеаства и Г – не разлицались. Для того чтобы позникло Г нудны причины и повод. Повод – целесообразность в политике.

Привычка людей создавать союзы привела к заключениею общественного договора.

Государство – союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Он пытается разграничить прежмет политики (польза, целесообразность) и юриспруденции (ист – ест права).

Как соотносятся право и сила. Чел право в рез-те договора, но сила неизбежно придет реальность рпаву. Г обязаноприменять силу для реализации требований естественного рпава. Сила наделяет право реальностью, объективирует его в человечских отношениях. Сила – все те учреждения, для контроля соблюдения ест права и санкции закона.

Прлииворечиво относится к праву народов на восстание на сопротивление народв=а к тирану. Как только договор заключен, так он против сопративления власти. Право народов на восстание теряет свою силу. Верховная власть решает сама что необходимо подданным для защиты их прав и свобод. Гроций отмечает, что зудой мир лучше войны. Тирания или гр война – то предпочтение тирании.

Война по мнению Гроция не противоречит идее права. Для того чтобы решить споры му народами войны необходимо. Войны бывают справедливы (прична – правонарушение, несоблюдение требований ест права со стороны к-то народа, цели – достижение мира, к ним он относят все войны оборонительног характера,) несправедлливые войны (захъватнические).

К зачинщикам несправеддивой войны считает надо предъявлять требования – возмещение ущерба. Цель достижение – мира.

Значение его учения - Гроций основоположник МП, Несмотря на то что его труды при прочтении кажутся наивными, но для того времени Гроций задает метод в постижении политико – пр явлений (расмсмотрение права с позиций сузности, значения) создает рационалистическую доктрину государства и права. Вооружает всех ученых мира методом.

Б. Спиноза, математик 1632 – 1677

«этика доказанная геометрическими методами», «богословско – политический трактат» «политический трактат»

Метод дидуктивно – аксиоматический.

Законы природа – это решение Бога, которые открыты естественным светом. Законы Бога человек познает познавая природу. Он был пантесистом. Законы божетвенного разума тождественнен законам природы. Естественное право то, что закреплено в природе, в частности в природе человека, закрепляет только то, что никто не может желать, осуществить. По естественному праву (Как и ГРоций) люди – враги. Граница естественного права – физическая мощь. Кто сильнее ктот и прав. Описывает преход из ест состояния в гр, сам разум диктует выход из войны всех против всех. Главный признак государства – наличие верховной власти. Под верховной властью надо иметь суверенитет. Стремиться сформулировать границы суверенитету. Суверенная власть не безгранична. Если власть не соблюдает гражданское право, не предоставляет механизм реализации, то подданные имеют право расторгнуть договор. Народ имеет право на восстание. Требования к суверенной власти – как природа подданных так и природа Государства. Я не превращая подданных в рабов, как собода поданных так и государства не в том чтобы творить произвол, а в том, чтобыдействовать разумно природе Что есть свобода в понимании философов нового времени? Спиноза определял совобду как осознанную необходимость, человек действут сознанием, формулирует цели, и действует в соотв с ними.

Цель Г – мир и безопасность, следовательно 1 из важ треб к Г – требование действовать только в рамках намеченных целей. Подданные закл договор чтобы обеспечить себе мир и безопасность.

Следущее требование связанос природой самих поданных, человека, акцент делается на природе в её широком понимании, то что выр не только спец суть человека, но и Ч как любое жживотное. Ч подч вл – т. В слу если он болится этой власти и если он нуждается в ней (солидарен с макиавелли). Все что индефференто к поощрению выходит за границы действия государства. Прирда человека предполагает, что есть нечто что невозможно починить – мораль, Сфера морали государством не регулируется человеку надо предоставить возможность самостоятельно выбирать религию, иметь убеждения. Частная жизнь вне контроля Государства. Требование совбоды совести. Частной и личной жизни, выбора религии. Убеждения можно поменять лишь силой убеждения, а Г действует другими методами.

Так же требование учитывать общественное мнение.

Первы обосновал естественность демократии. Спиноза утверждает, что при демократии важной является идея равенства. Для своего исторического времени он предпочитал аристократию. Значения его работ те же что и у Гроция, создает рационалистич идею Государства и права, идея общественного договора, гуманистические идеи, которые пытается обосновать через природу человек

 

Эпоха просвещения. В рамках 2х революций – английская (дж. Локк «опыт о человеческом разума», французская (1989 – закат просвещения, появляется романтизм, появляются консеравтивны етеории отн критически к просв)

В эпоху просвящения популярана критика церкви и религии, Локк, Гобс относились к религии как к предрасудку. За ломку всех авторитетов. Эпокха разрушения всех отношений традиционных.Сформулирован новый социально – нравственный идеал – царство разума на Земле, христиане мечтали о царстве божием.Огромное значение придается закону. Принципы спарведливости, равенства, политическая свобода. Нудно сохдать общество рде равенстов людей и возможность каждого развивать свои способности, т.е. быть совободными. Все просветитиели говорили что надо создать полит систему на законном основании. Законное изменение общественного порядка. Выделятеся 2 направления в полит и пр мысли

1) Либерально – демократическая – идеи пр государства, продолжает углубляться теория естественного права, много говориться о законодательной техзники, принципах построения закона.Закон – идеальная схема, которое ведет общество к прогрессу.Значение полит свободе

2) Идеология социализма и коммунизма. В эпозху возрождения появляются (Томас Морр «Утопия», Томазо Компанелло «город солнца», идеи черпались как из ранних христианских принципов жизни (идея арифметического равенства). Идея общности имуществ. Идея искоренить ЧС (идея платона – имущественное расслоения ведет к расслоению общества, источники надо уничтожить), обязательный труд (тоже ранне христианский принцип). Мор и компанелло рисуют государства, которые кажутся сказочными. Там идеал политический – смешанная республика, (есть элементы монархии – Должность гл государства – пожизненна, у Морра – тоже пожизненная должность, но при этом выборность снизу доверху. Необходимо чтобы законы регламентировали сферы жизни людей. У Компанелло ставится под контроль и личная жизнь людей (3 чиновника – мощь, сила, любовь) цели гумманистические. Но методы странные.

Значение – в 1 е на уровень большой политики были поставлены нужды простого народа. Об интересах народа не говорил никто. Морр высупает открыто против Генриха 8, пишет, что ГВ сама сначала создает бродяг, нищих, а потом их жестоко наказывать. Морр подчеркивает социальные корни преступности. Томас был осужден, он демонстративно снимает полномочия лорда канцлера, приговорил к четвертованию, но з азаслуги повесил. Достигнуть равенства можно только при помощи контроля, и запрета ЧС.

Распространение в эпоху буржуазных революций. Особенность идеологии социализма конца 18 века обоснование революции как закономерной и необходимой, хотя сначала предлагался законный путь. Создание Государства, при котором возможен коммунистический строй, где люди были быфактически равны между собой. Уничтожение ЧС, идеи социализма.

3) Историческая школа права Германии (конец 18 века) Гуго, Савиньи, Пухта

Оно консервативное, быстный общ прогресс отрицается.

Историко – сравнительный метод

4) Утилитаризм в праве в Англии (Бентам)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: