Товарный знак — это средство индивидуализации продукции. Знак обслуживания (ЗО), который представляет собой средство индивидуализации выполняемых работ и услуг (ст. 138 ГК РФ).
В Российской Федерации создание, регистрация, правовая охрана и использование ТЗ, регулируется:
- ГКРФ;
- Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
- Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
Наименование места происхождения товара (НМПТ) - название страны, населенного пункта, местности, используемого для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами одновременно (например, «Гжель», «Хохлома» и т. п.).
В Российской Федерации государственная регистрация ТЗ проводится в патентном ведомстве России.
Заявка на регистрацию ТЗ подается юридическим или физическим лицом самостоятельно либо через патентного поверенного. Заявка содержит:
- заявление о регистрации ТЗ;
- заявляемое обозначение и его описание;
- перечень товаров (вид товара), для которых испрашивается регистрация;
- описание особых свойств товара.
Важный этап регистрации ТЗ — проведение экспертизы ТЗ, которая делится на предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.
Предварительная экспертиза проводится в месячный срок с даты поступления заявки, содержит проверку содержания заявки и наличия необходимых к ней документов; по результатам этой экспертизы заявка принимается к рассмотрению.
Экспертиза заявленного обозначения содержит проверку требований к словесным, изобразительным, объемным и другим обозначениям, которые могут представлять заявленный ТЗ.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации, а также звуковые товарные знаки.
К словесным обозначениям, которые регистрируются как товарные знаки, относятся слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, словосочетания, предложения (например, «Sопу», «Jеер» и др.).
Изобразительные товарные знаки – это изображения живых существ, предметов, природных объектов, фигуры любых форм, композиций линий, фигур на плоскости (например, товарный знак автомобильной компании «Ягуар»).
Объемные товарные знаки - трехмерные объекты, комбинации линий и фигур (например, оригинальные флаконы духов, емкости для спиртных напитков, форма самого изделия).
Комбинированные товарные знаки - это сочетания элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т. д. (например, товарный знак «Меrсеdes Benz»).
Звуковые товарные знаки - мелодия, различные шумы и звуки. Возможно сочетание звукового фона со словесным элементом (например, как товарный знак была зарегистрирована мелодия, звучащая перед объявлениями в международном аэропорту Шереметьево-2).
В российском законодательстве определены основания для отказа в регистрации ТЗ. К абсолютным основаниям для отказа:
1) товарные знаки, состоящие только из обозначений:
- не обладающих различительной способностью;
- представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы, сокращенные и полные наименования международных межправительственных организаций; награды и другие знаки отличия или сходных с ними но степени смещения;
- являющихся общепринятыми символами и терминами;
2) товарные знаки или их элементы, состоящие из обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара и его изготовителя;
3) товарные знаки и их элементы, состоящие из обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам морали.
По результатам экспертизы принимается решение о регистрации ТЗ либо об отказе в регистрации. Регистрация ТЗ проводится в Государственном реестре ТЗ и ЗО в Российской Федерации в течение месяца с даты получения документа об уплате пошлины.
В случае несогласия заявителя с решением предварительной экспертизы или решением экспертизы заявленного обозначения он вправе в течение трех месяцев с даты получения решения подать возражение в Апелляционную палату Роспатента, которое рассматривается в течение четырех месяцев с даты поступления.
При несогласии с решением Апелляционной палаты заявитель в течение шести месяцев может обратиться с жалобой в Высшую патентную палату РФ, решение которой будет окончательным.
В условиях рыночной экономики товарный знак является дорогостоящим активом компании. Основные методы оценки товарных знаков:
1. Оценка по себестоимости, когда предприятие разрабатывает, регистрирует ТЗ и учитывает его по себестоимости в составе нематериальных активов
2. Оценка по рыночной стоимости применяется при:
- определении и изменении размера вклада в уставный капитал;
- уступке ТЗ его владельцем другому юридическому или физическому лицу;
- расчете стоимости лицензионных договоров о предоставлении права на использование ТЗ;
- определении целесообразности предоставления государственными и коммерческими банками, трастовыми компаниями, страховыми компаниями, инвесторами кредитов под залог недвижимости или под право ареста других активов (в том числе нематериальных, включающих ТЗ) должника в случае неуплаты долга;
- определении убытков, понесенных владельцами ТЗ в результате незаконного использования последнего нарушителем;
- принятии директивными органами решений о банкротстве.
При расчете рыночной стоимости ТЗ учитываются следующие факторы: рыночная новизна ТЗ и ее динамика; состояние и прогноз расширения рынков сбыта товаров и услуг, маркируемых ТЗ; изменение соотношения цен на продукцию фирмы — владельца ТЗ и цен на однородную продукцию фирм-конкурентов; наличие и сроки регистрации ТЗ в странах экспорта (патентно-правовая ситуация); наличие однородной продукции (собственного производства, конкурентов); устойчивость платежеспособного спроса на продукцию фирм (в динамике) и др.
Для оценки рыночной стоимости ТЗ важно его выделение из общей оценки фирменного стиля и гудвилла предприятия.
Фирменный стиль - система, состоящая из фирменного блока (ТЗ; логотип — оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы; поясняющие надписи -страна или наименование места происхождения товара, почтовый адрес, телефон, факс фирмы); фирменного лозунга; фирменного цвета, фирменного комплекта шрифтов, фирменных полиграфических констант (формат, способ верстки текста и иллюстраций, их стиль).
Задание на семинар:
1. Доклад по теме: Лучшие торговые марки России
2. Оценка стоимости торговых марок
3. Тест по теме 4,5