Стат. Сборник «Пром.РБ» 2015 г.




Иванцов Петр Иванович, д.э.н.,

Профессор

Лекция 1,2

Тема 1. Предмет, содержание и задачи дисциплины «Экономика и управление инновациями». Инновации и инноватика как объект управления.

Вопросы:

Сущность и целесообразность перехода к инновационному пути развития экономики в Республике Беларусь

Инноватика: предмет и её сущность

Условия формирования инновационной деятельности в Республике Беларусь

Кластеры: понятие, влияние на конкурентоспособность национальной экономики

 

ЛИТЕРАТУРА

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.

Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности. Учебное пособие. Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005 – 281 с.

Актуальные проблемы развития промышленных предприятий. Сб.научн.трудов, посв. 60-летию кафедры. Под ред.Л.Н.Нехорошевой. Мн., БГЭУ, 2006 – 561 с.

Иванцов П.И. Инновационная экономика. Минск, 2012. «Дикта», 154с.

Иванцов П.И. Инновационная деятельность в агробизнесе. Мн.: Акад. упр. При Президенте Республики Беларусь, 2006. – 253 с.

Иванцов П.И. Организационно-экономические основы продовольственной безопасности Республики Беларусь, Минск.: «Беларуская навука», 2009, 216с.

Иванцов П.И. Инноватика. Пособие. Мн., 2013, 161с.

Иванцов П.И. Инновационное предпринимательство: теория, методология, практика. Пособие 2-ое дополненное издание. Минск, «Амалфея», 2017. 162с.

Иванцов П.И., Антонова Н.Б. Малый бизнес: теория, практика. Пособие. Мн., 2014, 123с.

Иванцов П.И., Инновационное предпринимательство. Пособие. Мн., 2016, 167с.

Инновационный менеджмент. Справочное пособие. / Под ред. П.Н. Завлина. М., 1998. – 568 с.

Нехорошева Л.Н., Богдан Н.И. Инновационные системы в современной экономике. Мн., БГЭУ, 2004 – 263 с..

Дополнительная литература

Элияху Голдрат, Джефф Кокс / ЦЕЛЬ: процесс непрерывного совершенствования.- Мн., ОАО«Попурри», 2007.- 496с.

2. Элия М. Гольдратт / ЦЕЛЬ II Дело не в везении. Перевод с английского, электронная почта post@qoldratt/ee.

3. Элияху М. Голдратт / ЦЕЛЬ 3 Необходимо, но не достаточно. Перевод с английского, электронная почта post@qoldratt/ee.

Зиг Зиглар / До встречи на вершине.-.Мн.: ОАО«Попурри», 2002.- 544с.

С.М. Соловьев / Чтение и рассказы по истории России, Москва. «Правда», 1989.

Цель курса состоит в повышении профессиональной компетентности слушателей и студентов, приобретении знаний теории, методологии и практики, разработки инновационных проектов организации и предприятий, умении находить способы коммерциализации инновационного потенциала предприятия в построении инновационной экономики.

Информационный материал:

1.В Указе Президента Республики Беларусь от 03.10.2016 № 358 «О задачах социално-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год определены важнейшие параметры прогноза. Среди них – рост ВВП на 0,3 %, производительности труда – на 1,8 %, экспорта товаров и услуг – на 3,8 %, реально располагаемых денежных доходов – на 1,3%:

2.1 темпы роста ВВП в 2016 году должны были составить не менее 0,3 %, фактически минус 2,5%, а инфляция – 10,6%;

ЗП в 2017 году должна составить - 500 дролл. США

Справочно: Номинально начисленная средняя заработна плата работников в Беларуси в декабре 2016 г. составила 801,6 бел. рублей. В том числе:

в информационном обслуживании – 3502,8 бел. рублей;

воздушный транспорт-2140,9;

в химической промышленности – 1534,6;

в горнодобывающей промышленности -1277,9;

…………

в сельском хозяйстве – 503,6;

в строительстве – 764,7;

обрабатывающая промышленность -881,2;

металлургия – 831,4 бел. рублей;

Доля лиц с ЗП ниже 300 бел. рублей в ноябре 2016 г. составила 14,5%;

- с ЗП выше 1 тыс. бел. рублей – 13,2%;

- с ЗП выше 2 тыс. бел. рублей – 1.8%.

Источник: ЭГ 27.01.2017г.

ИНФОРМАЦИЯ к размышлению:

1. Суммарная ЗАДОЛЖЕННОСТЬ на 1 января 2016 года составила 9, 2 млн. Br. И увеличилась по сравнению с 1 января 2015 года на 39%,в т.ч. дебиторская задолженность – 27,1 млрд., кредиторская – 3,3 млн. рубл.

Задолженность по кредитам и займам достигла 5.7 млн. Br.

В тоже время ВВП СТРАНЫв 2015 году составил лишь 8,7 млн. Br.

2. В ПРОМЫШЛЕННОСТИ - убыточны 30,2% предприятий.

В строительстве данный показатель вырос за год с 9,8% до 20%, в торговле с 14,2% до 22,4%.

В сельском хозяйстве – 22,4% убыточных организаций.

Таблица 1. Производство продукции в 2005-2015 гг.

Показатели          
Машиностроение
Двигатели внут. сгор. шт. 95,0 108,9 89,0 68,9 44,2
Металлобр. станки, шт.          
Деревооб. станки, шт. 65 361 36 761 44 530 30 797 18 767
Самосвалы кор., шт          
Грузовые авт., шт 20 813 24 572 18 023 12 008 3 513
Автобусы, шт          
Тракторы, тыс. шт. 42 868 71 030 62 591 52 164 34 300
Зерноуб комб., шт.          
Холодильники и мор., тыс.шт.   1263,4     898,8
Телевизоры, тыс.шт.   594,5     22,2
Машины стир. быт., тыс.шт   323,6     203,6
Металлургия
Прокат готовый, тыс.т   2596,4     2386,5
Трубы стальные, тыс.т 108,3 245,7 241,7 224,9 181,5
Химическая и нефтехим. промышленность
Диз. топливо, тыс.т   11 471     8158,5
Бензин автом., тыс.т   3729,4     3968,5
Калийные удобр.(в пересчетена 100% К2О), тыс.т 4843,9 4830,7 4242,7 6340,0 6467,9
Шины для легковых автомоб,,тыс.шт. 2165,8   3345,8 3406,1 2788,7

Стат. Сборник «Пром.РБ» 2015 г.

Таблица. 2 Основные социально-экономические показатели (в % к предыдущему году)

             
  Пл. Ф. Пл. Ф. Пл. Ф. П. Ф. П. Ф. Ф.
ВВП 109-110 105,3 105-105,5 101,5 108,5 100,9 103,3 101,6 100,2-100,7 96,1* =2,5
Прозвод. тр. 109,3-109,4     103,1 109,3 102,2 106,9 102,9 101,5 -102 97,5**  
Ден.дох. 108-109,5 98,4 103-103,5   106,5 115,4   100,1 101,1-101,5 94,6**  
Индекс потр.цен 107,5-108,5 208,7 119-122 121,8   116,5   116,2   110,7**  
Ставка реф. 8-10 21,57 20-23 34,5 13-15 25,62 14-16 21,51 15-16 25** 21-
*) январь-ноябрь 2015г. в % к январь-ноябрь 2014г. **) январь-ноябрь 2015г. в % к январь-октябрю 2014г. ЭГ № 97 22.12.2015 г.

Графически процесс поведенческих изменений личности при нововведениях (рис. 1).


Рис.1. Процесс изменений и восприимчивость

 

Практика реализации вышеотмеченных теоретических положений представлена на реализованном в Ивановском районе Брестской области проекте УП «Молодово-Агро». (талица 1)

Таблица 1. Основные показатели развития УП «Молодова-Агро» Ивановского района Брестской области

 

Показатели Колхоз «Молод ова» УП «Молодова-Агро»
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г.*
Выручка млн. руб. с НДС         67 550 7 961
Балансовая прибыль, млн. руб.         11 138 1 803
Валовая продукция, млн. руб.         79 158 8 378
Валовой доход, млн. руб. 682,0       23 904 .
Рентабельность продаж, %         16,3 17,7

2016* в деноминированных рублях

В сложных условиях финансово-экономического кризиса 2016 года темпы роста ВВП по УП «Молодово-Агро» составили 119 процентов при рентабельности продаж по предприятию 17,7процента.

В рамках социальных обязательств организацией выплачено более 700 000 рублей налоговых платежей.

 

В 2016 году темпы роста ВВП в УП «Молодово-Агро» составили 119 %. Удой на корову составил – 10 076 кг. Рентабельность молока – 51, 2%. Продано молока класса «экстра» - 100%. Рентабельность продаж – 17,8%

Следовательно изложенные в выше приведенной литературе теоретические и практические подходы к регулированию экономикой требуют соответствующей корректировки (перспективы структурных реформ, переход от отраслевого метода управления к технологическому, формирование кластерных структур и. д.).

На эту особенность неоднократно в своих выступлениях указывал и Президент Республики Беларусь. Так, в Послании (2015 год) Президента к белорусскому народу и Национальному собранию, первоочередной задачей Александр Григорьевич Лукашенко назвал эффективное управление ЭКОНОМИКОЙ.

Нужны качественные преобразования методов управления экономикой (Посещение ОАО «Беловежский», Брестской области – август 2015; рабочее совещание по развитию ОАО «МТЗ» - сентябрь 2015 и т.д.»

ТРАДИЦИОННЫЕ методы управления (наверху думают, а низы исполняют) – базирующиеся на:

распределении финансовых потоков;

определении что производить (трактор, автомобиль, зерно, картофель, мясо, молоко, строительство производственного объекта, оказание соответствующей услуги и т.д.), как производить и куда поставлять – уходят в прошлое (это функция маркетинговой службы предприятия);

«псевдоответственности» за результаты производственной деятельности;

«размытости» рыска за результаты производственной деятельности.

Информация:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: