Учебно-методические материалы
Теоретического курса дисциплины «Теоретические основы товароведения»
Введение
Раздел 1. Методологические основы товароведения
Тема 1.1: Цели, задачи, объекты, субъекты, методы
Товароведения
Товароведение – как научная дисциплина
Товароведение (от слов «товар» и «ведать») – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизация, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объектом товароведения является товар – продукт труда, произведенный для купли-продажи.
Основными задачами товароведения как науки и учебной дисциплины являются:
- выявление и исследование общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров на современном этапе развития общества;
- исследование и дальнейшая разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;
- исследование закономерностей формирования и прогнозирования ассортимента товаров;
- исследование и разработка научных принципов формирования терминологии, классификации, кодирования различных групп товаров;
- совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;
- изучение потребительских свойств товаров из новых видов сырья и материалов;
- определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров.
Товароведение потребительских товаров как учебная дисциплина подразделяется на общее и частное товароведение.
В общей части товароведения рассматриваются теоретические вопросы, являющиеся основой частных разделов товароведения.
Частное товароведение занимается анализом состояния рынка, классификацией и ассортиментом отдельных групп товаров, их товароведной характеристикой.
Товароведение потребительских товаров как научная и учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов (товароведов-экспертов, коммерсантов, маркетологов, и др.), тесно связано межпредметными связями с другими дисциплинами (технологией, материаловедением, химией, физикой, биологией, микробиологией, математикой и др.).
Задача технологии как науки – выявление физических, химических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производств и процессов. Изучение потребительских свойств сырья и вспомогательных материалов с точки зрения технологических требований, т. е. качества ожидаемого сортового продукта, представляет предмет материаловедение. Материаловедение как бы «предшествует» технологии, а товароведение является его продолжением.
Товароведение тесно связано со многими общенаучными и смежными дисциплинами: техническими, естественными и экономическими. В первую очередь оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только на их основе можно выявить полезные свойства пищевых продуктов и товаров народного потребления. В зависимости от того, насколько глубоко в товароведении используются достижения этих научных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения. Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении и происходящих в них процессах. Из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и товаров и методах предупреждения развития на них микроорганизмов. Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, в производстве витаминов, ферментов, белков и др. Математика и математическая статистика имеют большое значение в товароведении при обработке экспериментальных данных. Для товароведения важны политическая экономия, экономика и организация торговли, а также ряд других дисциплин.
Следовательно, товароведение – естественно-техническая дисциплина, предметом которой является потребительная стоимость.
Возникновение товароведения относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии в Падуанском университете.
В России в 1575 г. было издано одно из первых пособий по товароведению – «Торговая книга».
Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров.
Основоположниками научного товароведения в России были М. Я. Киттары (1825-1880), П. П. Петров (1850-1920), Я. Я. Никитинский (1854-1924). Под их редакцией в 1906-1908 гг. вышел учебник по товароведению, в котором рассматривались строение, состав, свойства, технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.
В XX в. Товароведение в разных странах дифференцировалось. В России наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления, которое занимается изучением новых видов сырья и материалов, а также новых групп товаров.