Модель подготовки речевого произведения




ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

План:

Общие языковые особенности публицистического стиля

Языковые средства публицистического стиля

Устная публичная речь и ее типы

Модель подготовки речевого произведения

Опираясь на материал, изложенный ниже, подготовьте пятиминутное выступление

Определённая модель подготовки, создания речевого произведения (риторический канон) разработана в риторике, она включает в себя:

1) подбор и систематизацию материала — инвенцию (суть ее в вопросе "что/о чем сказать?"), сведение многообразия собранного материала к общим типам, схемам, общим местам (топам); приёмы разработки темы: определение объекта, его свойств, обстоятельств; выделение доказательств, логических аргументов, самого главного, соотнесение рода и вида, целого и части, причины и следствия, сопоставление, противопоставление, следование последующего за предыдущим;

2) облечение мыслей в слова, словесное выражение (отбор слов, их сочетание, украшение высказывания тропами и фигурами) — элокуцию (суть ее сводится к вопросу «как сказать?»);

3) организацию найденного материала, его расположение оформление основных композиционных частей текста (диспозицию):

а) вступления (предисловия), которое должно сразу привлечь слушающего («приманить», как говорил Цицерон); оно не должна быть продолжительным, а лишь вводящим в тему основной части;

б) основной части, в которой должна быть логическая аргументация, повествование, описание, оживляющее факты, но без расплывчатости, излишних деталей; общая схема основной части: тезис — аргумент — следствие;

в) заключения, содержащего резюме (итог того, что было сказано в предыдущих частях).

Составными частями риторического канона являются также запоминание (мемория) и произнесение.

Таким образом, основными компонентами публичной речи являются:

- зачин, в котором аудитория подготавливается к восприятию речи; его задачи — завладеть вниманием слушателей, возбудить интерес, вызвать доверие, организовать слушателей, для этого могут быть использованы обращение, мудрое изречение, цитата, рассказ об удивительном случае, факте, юмористической ситуации;

- завязка, в которой ставится проблема, показывается актуальность, выявляются противоречия, объясняется тезис;

изложение основной мысли с целью обеспечения понимания цели речи;

- главная часть, в которой раскрываются основные понятия, обосновывается тезис, приводятся аргументы — доказательства, предлагаются решения проблемы, возможно — опровергается выдвинутый тезис и выдвигается антитезис;

- заключение, в котором подводятся итоги, закрепляется основная мысль, ставятся конкретные задачи, выражаются пожелания, призывы, дается установка на деятельность слушателей в нужном для говорящего русле.

Специалисты дают следующие советы для подготовки текста речи:

  • Вникните в содержание предлагаемой для освещения темы. Оцените имеющийся у вас запас знаний по заданной теме. Обдумайте самый общий план будущего выступления.
  • Изучите необходимый дополнительный материал, подберите цитаты, продумайте возможные вопросы к вам.
  • Составьте черновик вашего выступления, подобрав нужное обращение к аудитории, продумав основную часть и заключение
  • В начале коротко остановитесь на том, что послужило поводом для данного выступления, перечислите ключевые моменты речи, на которых вы предполагаете остановиться.
  • Затем в основной части продумайте тезис и его доказательство — аргументацию примерами, фактами (сначала — аргумент средней силы, затем слабый аргумент, после чего — самый сильный аргумент).
  • Старайтесь избегать в речи открытых возражений против той точки зрения, сторонники которой присутствуют в зале, не настраивайте их против себя, а пытайтесь изменить их точку зрения, привлечь на свою сторону с помощью предельно убедительной аргументации, давая понять, что уважаете и их точку зрения, их взгляды.
  • По возможности сократите общую констатацию состояния дел, более подробно остановитесь на путях выхода из неблагоприятной ситуации, наметив основные пункты предполагаемых действий: первое, второе, третье...; затем раскройте их.
  • Ссылайтесь на чужой опыт с учетом конкретно ваших условий.
  • Проверьте наличие необходимых логических связок между компонентами речи.
  • Используйте простые короткие предложения, это облегчит вам произнесение речи и восприятие ее слушателями.
  • Избегайте использования малознакомых и иноязычных слов.
  • Не злоупотребляйте цифрами: их количество должно быть оптимально для объективного взгляда на ситуацию.
  • Избегайте пространных цитат, большее внимание посвящая собственным суждениям. Цитируя, называйте автора или источник цитаты.
  • Будьте очень осторожны с юмором, который может унизить чье-либо достоинство или может оказаться банальным, неоригинальным.
  • Сделайте предельно конкретные и убедительные выводы (2 3 вывода), подобрав для этого убедительные завершающие фразы.

Перед выступлением:

1. Уточните состав аудитории, выяснив, что для нее характерно, интересно, что является первейшими проблемами и заботами, что именно ожидает почерпнуть из вашего выступления. Высокообразованная аудитория характеризуется исключительной независимостью научного или творческого мышления, неподчинением авторитету и общему мнению во взглядах, глубокой системностью, организованностью, философски-методологическим уровнем мышления, устойчивостью и сосредоточенностью внимания с преобладанием позитивной направленности восприятия мыслей, постоянным повышенным информационным «голодом», предпочтением слушать более авторитетных специалистов.

Расположения внимания такой аудитории можно достичь: высокой общей эрудицией, компетентностью в рассматриваемом вопросе, проблеме; выдержанной строгой логикой рассуждения с преобладанием абстрактного над конкретным; убедительностью и даже безупречностью аргументации, доказательств; показом диалектики рождения новой мысли, идеи; демонстрацией различных подходов к решению проблемы с последующим подведением к перспективному пути; максимумом диалогичности; апеллированием к именам ученых, их мнениям; подчеркиванием научных заслуг, достижений слушателей; учетом направленности интересов и потребностей аудитории; яркостью, эмоциональностью, лаконичностью речи; представлением выступающего авторитетным лицом.

Следует воздерживаться: от публичного выступления перед подобной аудиторией без основательной подготовки, оценки своих возможностей; от менторского, наставнического, поучительного тона, демонстрации излишне высокого уровня самооценки, поспешных выводов, скороспелых решений; от злоупотребления негативными фактами, данными, оценками; от непоследовательности в рассуждениях, нарушений законов логики и теории познания; от стереотипности мнений, тривиальностей, повтора уже известных фактов; не злоупотреблять цитатами; не уклоняться от принципиальных, животрепещущих вопросов, от спорных проблем.

Молодежная аудитория характеризуется: необремененностью проблемами, беззаботностью, неясностью перспективы личной жизни; недостаточно развитой способностью к логическому мышлению; преобладанием эмоционального восприятия информации над рациональным; неприязнью к наставлениям, критиканству; максимализмом в суждениях; болезненной чувствительностью к противоречиям и неправде; излишней прямотой; податливостью внушению и манипулированию сознанием; активной познавательной потребностью, тягой к новому; страстью к победам; любознательностью. В такой аудитории следует выражать мысли популярно, воздействуя на чувства и веру, затем закрепляя воздействием на рассудок и разум; применять ораторские приемы выразительности речи (юмор, шутку, увлекательную историю и т. п.); не замалчивать правду, показывая причины ошибок и пути их исправления, демонстрируя смелость мышления, принципиальность в оценках, умея критиковать и переубеждать заблуждающегося; быть солидарным с аудиторией в ее разумных идеях; стремиться к завоеванию авторитета, доверия и уважения; быть откровенным, развивать приемы внушающего воздействия на сознание.

При этом необходимо воздерживаться от назойливости, навязывания своих мыслей, возвышения над аудиторией, подчеркивания превосходства, категоричности без надобности; не ограничиваться логикой абстрактных рассуждений; не говорить плохо о тех, кем молодежь восхищается в данный момент; не упрекать в незнании, ошибочном понимании; не уклоняться от острых вопросов; не льстить аудитории, не угождать, не идти на поводу; не принижать чувства собственного достоинства слушателей, не прибегать к публичной отрицательной оценке, если есть другие варианты решения вопросов; не злоупотреблять незащищенностью психики молодого человека и не играть на его чувствах.

2. Выясните, каковы возможности присутствующих.

3. Уясните, каков повседневный язык аудитории, чтобы уметь доходчиво (простыми, но не примитивными словами) растолковать любой трудный вопрос.

4. Уточните временные параметры выступления.

5. Сформируйте свой взгляд на тему, проблему, избегая стереотипов, высказывая конкретные и свежие мысли, причины раскрываемой проблемы и пути ее преодоления.

6. Объективно взвесьте свои ораторские возможности.

7. Вооружитесь специальными ораторскими приемами: достаточной громкостью, отчетливостью речи, продумайте обращение к аудитории и т. д.

8. Обратите внимание на свои жесты, роли глаз, направление вашего взгляда.

9. Подготовьте конспект или тезисы речи: они дадут вам возможность в процессе выступления периодически обращаться к тексту, заставят вас быть последовательным в выступлении, не сворачивая в сторону, не упуская ни одной важной мысли, возможность контролировать себя по времени (По: М. Ю. Рогожин. Документы делового общения. — М., 2006. — С. 196-203).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: