Характерные черты индустриальной цивилизации.




Шактизм

Шиваизм

Смартизм

Вайшнавизм

Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением.

Специфичной характеристикой индуизма является его стойкая привязанность к традиционному образу жизни и культуры индусов, ориентированность на конкретные кастовые системы, сложившейся еще на заре индийской цивилизации.

Роль индуизма в развитии индийской цивилизации очень велика. За несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и теологических воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.

Вопрос 26

составным элементом европейской цивилизации является христианство. Отметим сразу же, что именно благодаря христианству до нас дошло наследство Греции и Рима. Без него Афины и Рим были бы для нас такими же чужими, какими являются сегодня для большинства цивилизации Древнего Египта и Вавилона.

Христианство обогатило нашу цивилизацию рядом новых элементов, их важность и значение трудно переоценить.

Монотеизм, распространенный христианством в римской империи, привел к десакрализации, к отказу от идеи о божественной сущности природы, практически к тому, что в сочетании с греческой рациональностью породило нашу сегодняшнюю техническую цивилиизацию

Другим важнейшим вкладом христианства в нашу цивилизацию является концепция личности. Только религия с ее идеей о Боге, идеей возвышенной и глубоко личной, идеей о Господе, который принимает на себя заботу о каждом человеке, который знает каждого по имени, могла породить концепцию личности.

Третий важный вклад христианства в европейскую цивилизацию относится к вопросу об отношениях между гражданским обществом и государством.

Христианин не связан ни с какой политической системой. Он не отрицает, но и не принимает безрассудно какую-либо из них, зная, что Царство Божье— это реальность будущего и что оно не может быть воплощено в какой-либо социальной системе или в политическом режиме.

В других религиях основатель являлся не кем иным, как проповедником учения нового или старого и давно забытого. Поэтому во всех других религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь Иисус Христос в христианстве. Там основатель - учитель, провозвестник Бога, возвещающий путь спасения. И не более. Учитель - только труба Бога, главное же - то учение, которое он передает от Бога. Поэтому основатель в других религиях всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению, основываемой им религии.

важнейший аспект, составляющий существо христианства, - это правильное духовное устроение человека. И здесь христианство предлагает то, что принципиально отличает его от учения всех других религий. Во первых, учение о Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, далее - учение о Воскресении и многое другое.

Итак, первое, что присуще только христианству, а не другим религиям, - это утверждение, что Бог есть любовь. В других религиях то высшее, чего достигло религиозное сознание в естественном порядке, есть представление о Боге как о праведном, милостивом судии, справедливом, но не более. Христианство утверждает нечто особенное: что Бог есть любовь и только любовь.

Христианская церковь и папство правили Европой в Средние века. Церковь была выше государства. Именно в Средние века создавались многочисленные ордена и ложи, которые вершили самосуд. За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру.

Средневековье было для Европы эпохой феодальной раздробленности, т.е. распада государств на независимые княжества, ослабление власти единого правителя.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города.

 

 

Вопрос 22

Появление науки происходит в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. Именно между VI и IV вв. до н.э. в накопленных греками знаниях проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого, наличие соответствующих материалов и технологий по получению этого знания. Цель греческой науки - постижение истины из чистого интереса к самой истине. Эта наука - системна и рациональна.

Причиной того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла там в эпоху архаики и состояла в появлении частной собственности. Весь остальной мир, древнейшие цивилизации Востока демонстрировали так называемый «азиатский способ» производства и соответствующий ему тип государства - восточную деспотию.

 

Среди ученых-науковедов наблюдаются две крайние точки зрения в самом понятии науки, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом.

Первая точка зрения говорит о том, что наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в XVI—XVII вв., в период, обычно именуемый великой научной революцией. Ее возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук — процесса, продолжающегося до нашего времени и теперь уже захватившего ряд областей знания, которые относятся к человеку и человеческому обществу. Античные мыслители, строго говоря, еще не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения были в значительной степени продуктом беспочвенных спекуляций, которые не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически еще не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания).

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жестких ограничений. По мнению ее адептов, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки следует отнести к тому времени, когда человек начал производить первые, пусть даже самые элементарные операции с числами; астрономия появилась одновременно с первыми наблюдениями за движением небесных светил; наличие некоторого количества сведений о животном и растительном мире, характерном для данного географического ареала, уже может служить свидетельством первых шагов зоологии и ботаники. Если это так, то ни греческая и ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки, ибо возникновение последней отодвигается куда-то очень далеко, в туманную глубь веков.

Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей.

Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы.

После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные учреждения называемые агеллами, под началом известного властям человека – пайдонома. На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными. Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству. Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу.

Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез.

С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. Методы воспитания становились еще более суровыми. Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет.

К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались в военную общину полноправными ее членами.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.

По иному было организовано афинское воспитание. К середине I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи «калокагатии (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).

Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.

Начальное образование (с 7 до 13 - 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» - я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) – дитя и «ago» - веду) дословно поводырь. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 - 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.

Вопрос 31

Экономика средневековья связана с развитием феодализма.

Восточная модель феодализма характеризуется ранним зарождением, но более длительным развитием. Во многом это обусловливалось устойчивостью двухсекторной структуры экономики, включающей государственный и общинный секторы.
Государственная собственность в средневековых обществах Востока была феодальной по своей сути. Формой ее реализации была рента-налог, представляющая собой особый вид феодальной ренты в условиях преобладания публично-правовых функций государства и устойчивого контроля его над частными правами феодалов.
Государственная собственность наиболее ярко была выражена в Китае, где значительную часть господствующего класса составляли чиновники, не обладавшие даже элементами частноправовой власти и получавшие свою долю феодальной ренты в виде жалованья. К тому же весь период раннего средневековья именно государственная надельная система, созданная в III в. Сыма Янем и в V в. модифицированная в "систему равных полей", была определяющим фактором экономического развития этой страны. Сильными были позиции государственной собственности на Ближнем Востоке, где государство было не только основным собственником земли, но и выступало в роли организатора производства и регулятора всех сфер экономической деятельности.
Становление государственной собственности сопровождалось возникновением военно-ленной системы, то есть системы условного служебного землевладения под эгидой государства. Так, например, в Индии времен Делийского султаната этому процессу способствовала раздача султаном земли в форме икты. Она предоставлялась еще в XIII в. как временное и пожизненное пожалование служилым людям в виде налоговых поступлений с определенной территории; с середины XIV в. икты стала превращаться в наследственное владение и все чаще освобождалась от уплаты налогов в казну. Другой формой феодального землевладения был инам (дар)- земли, пожалованные в наследственное пользование и обладающие налоговым иммунитетом. Подобными льготами обладали в XVI в. в империи Великих Моголов земельные пожалования - джагиры. Устойчивость государственного сектора укрепляла специфическая структура власти в форме восточной деспотии, которая обусловила слабое развитие процесса индивидуализации личности. Вместе с тем господство государственной собственности на землю совсем не исключало частнофеодальной собственности. В той же империи Великих Моголов существовали наследственные земли заминдаров, сойюргалы, которые жаловались отдельным служителям культа или мечетям, а также индусское храмовое землевладение. Однако они не подрывали устоев государственного хозяйства.
На другом "полюсе" восточного феодализма находился общинный сектор. Важным фактором его сохранения было наличие первобытнообщинной периферии, естественных условий земледелия и господства натурального хозяйства, сочетавшего в себе сельскохозяйственный труд и ремесло. Естественно, что восточные общины отличала различная степень прочности пережитков патриархальных отношений и развития индивидуальных и частных прав. Консервация общинных структур и институционализация общественных норм сдерживали процесс имущественной и социальной дифференциации крестьянства и в конечном итоге придавали известную застойность восточному феодализму. В XVI-XVIII вв. во многих странах Востока могут быть обнаружены лишь элементы разложения общинного землевладения. Ранее всего этот процесс начался в Японии.
Восточные средневековые города также обладали рядом специфических черт:
" более высокая концентрации населения (10-25%);
" более высокий уровень развития ремесла;
" солидные купеческие капиталы;
" более глубокая связь с феодальной системой;
" существование крупных государственных предприятий (например, кархане в Индии XIV-XV вв.), работавших на заказ;
" слабое самоуправление городских, ремесленных и торговых корпораций (типа индийской маллахи или китайского хан), работающих на рынок.

Западная модель феодализма характеризуется тем, что основной категорией стали сервы, поземельно и лично зависимые от феодала. Сохранялась и небольшая группа вилланов, находившихся в поземельной и судебной зависимости. Сильное воздействие товарно-денежных отношений на аграрный строй. Продуктовая рента была довольно быстро заменена денежной- цензом. Возникла и новая форма крестьянского держания- аренда земли, часто в виде издольщины. Распространилась и система феодальных контрактов, определивших срок службы и денежную плату за нее. Большинство горожан было занято в сфере производства и обращения товаров. Наиболее распространенными отраслями городского ремесла были текстильное производство, плавка и обработка металлов. Внутренняя торговля в этот период играла сравнительно небольшую роль. Города формировали местные рынки, где осуществлялся обмен с сельской округой и имели хождение только предметы повседневного спроса. Профессиональные торговцы объединялись в различные общества- гильдии, складничества, компаньонаж.

 

Проблема диалога восточной и западной культурзанимала многих мыслителей. Запад и Восток занимают крайние позиции уже в вопросе восприятия внешнего мира. Запад рационален, а Восток - иррационален. На вопрос о том, что есть действительность, Запад и Восток ответит по-разному. Для Востока действительность есть внутренний мир человека. Для Запада - мир явлений.

 

 

Вопрос 30

Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью

незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это

было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай

древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности,

начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в

особой форме, о которой будет сказано ниже) историки датируют временем от

XI до IV в. до н.э., хотя считается, что наилучшие возможности для развития

они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось

рабовладение. Формировались феодальные отношения в их своеобразном,

«восточном», варианте.

 

Конфуцианство, даосизм и буддизм, сосуществуя на протяжении долгих веков, постепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного синкретизма. Конфуцианство преобладало в сфере этики и социально-семейных отношений, даосизм с его магией, метафизикой и пантеоном божеств и духов был обращен к сфере чувств и как бы компенсировал сухость и рационализм конфуцианства; буддизм заботился о замаливании грехов, рождал и поддерживал иллюзии о светлом будущем.
Система синкретизма складывалась прежде всего на нижнем уровне, в рамках народных верований и обычаев. Среди необразованного крестьянства и малограмотных горожан она господствовала практически абсолютно. Средний китаец обычно не видел разницы между тремя религиями. К каждой из них, а то и ко всем сразу обращался он в случае нужды: чем большее число богов и духов услышит его просьбы, тем больше шансов на успех. На верхнем уровне тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин

 

 

Вопрос 33

Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку,Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Европейская заокеанская экспансия привела к встрече ранее изолированных друг от друга цивилизаций, результатом чего стал Колумбов обмен[120]. Он привёл к перемещению товаров, характерных для одного полушария, в другое. Так как на рынки Европы хлынуло большое разнообразие новых заморских товаров, на европейских рынках традиционных предметов роскоши наступил застой. Центр европейской экономики переместился из Средиземноморья в Западную Европу.

Другие последствия Великих географических открытий для Европы:

Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии, контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

Расширение знаний в экономике и правоведении представителями Саламанкской школы, тесно связанными со знатоками туземных культур.

Научно-технический прогресс.

Появление классических утопий Нового времени, связанное с осознанием того, что существуют другие миры, другие культуры, другое устройство общества: в первую очередь это произведения Томаса Мора, Томаззо Кампанеллы. Данные утопии изображают изолированный мир, отрезанный от Европы географически, недоступный. Наиболее часто встречающимся видом границы выступает океан.

Между коренными народами и европейцами постоянно возникали вооружённые конфликты, однако европейцы имели множество преимуществ: они были намного лучше оснащены и обладали большими техническими знаниями. Кроме того, европейцы привезли опасные болезнии, к которым местные жители не имели иммунитета, от чего население только в Америке сократилось по разным оценкам на 50-90 %.

Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой.
Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.
Пиратство, работорговля.

 

Вопрос 34

Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Переход от традиционного общества к обществу индустриальному осуществлялся в Европе в XV–XVIII вв. Ключевыми событиями этого процесса явились: Великие географические открытия, духовные революции – Возрождение, Реформация, Просвещение; промышленная революция и буржуазные революции XVII–XVIII вв. Общество изменялось. Для этого изменения в обществознании принят термин модернизация.

 

 

Вопрос 35

Индустриальное общество — это общество, в котором машинная индустрия (техника и технология) занимают ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус. Главную роль в культуре данного общества занимает научная рациональность. Развитию естественных и технических наук придается приоритетное значение. В результате формируется огромная армия специалистов в области естественных наук и техники, которые заняты обслуживанием производства.

 

 

Переход от традиционного общества к обществу индустриальному осуществлялся в Европе в XV–XVIII вв. Ключевыми событиями этого процесса явились: Великие географические открытия, духовные революции – Возрождение, Реформация, Просвещение; промышленная революция и буржуазные революции XVII–XVIII вв. Общество изменялось. Для этого изменения в обществознании принят термин модернизация.

Завершающим этапом модернизации, т. е. преобразования традиционного общества в индустриальное, былпромышленный переворот (промышленная революция). Под промышленным переворотом понимают коренные преобразования в экономике, в результате которых на месте мануфактурного возникло крупное машинное производство. Родиной промышленной революции была Англия (60—80-е гг. XVIII в.), затем промышленный переворот начался во Франции, Германии, Чехии, Бельгии и др. странах. В развитых странах Европы он завершился в середине XIX в. Как правило, в промышленный переворот первой вовлекались текстильная и пищевая промышленности, затем он охватывал угледобычу, машиностроение и транспорт. Промышленная революция имела две стороны: техническую и социальную:

1) техническая сторона заключалась в переходе от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному труду;

2) социальная сторона состояла в быстром развитии новых слоев общества: предпринимателей (буржуазии) и наемных промышленных рабочих (пролетариата).

 

Но́вое вре́мя — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Основные черты раннего Нового времени:

Абсолютизм

Появление Мануфактур

Научные достижения

Великие Географические открытия

Ренессанс

Реформация

Предпосылки возникновения капиталистического общества:

1. Разложение феодализма, так как феодальные производственные отношения тормозили развитие производительных сил:

• преобладание натурального хозяйства ограничивало емкость внутреннего рынка;

• отношения личной зависимости препятствовали притоку рабочей силы в городах;

• организация ремесленнического производства имела вид цеховой монополии;

• мелкие землепользователи-товаропроизводители были раздроблены.

2. Первоначальное накопление капитала великие географические откры-тия привели к формированию мирового рынка (16-18 вв.), что обусловило накопление денежного купеческого капитала.

3. Развитие научно-технического прогресса. Первая промышленная революция.

Капитализм утвердился как всеобщая форма хозяйствования, когда ма-шинное производство проникло во все сферы хозяйствования.

Основные этапы развития капитализма:

? чистый капитализм;

? монополистический капитализм;

? государственно-монополистический капитализм.

 

Мануфактура есть капиталистическая кооперация, основанная на разделении труда и ремесленной технике. Мануфактура как форма капиталистического процесса производства господствовала в Западной Европе приблизительно с половины XVI столетия до последней трети XVIII столетия. Она является второй, более высо­кой, стадией развития капиталистического производства.

Мануфактурное разделение труда представляет собой разделение труда внутри предприятия при производстве одного и того же товара в отличие от разделения труда в обществемежду отдельными предприятиями при производстве различных товаров.

Вопрос 39

Индустриальной цивилизацией обозначают период нового времени, когда стали складываться рыночные отношения, политическое и социальное равенство, правовое государство, прогресс, толерантность, фундаментальные права человека, универсальные ценности.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения.

 

Фаза становления собственно индустриального общества охватывает последнюю треть XVIII - начало XIX вв.; с эпицентром в Англии и последующим перемещением в континентальную Европу и Северную Америку. Индустриальное общество переживало фазы подъема и зрелости примерно до начала первой мировой войны, после чего началась фаза его заката, с последней четверти XX в. трансформировавшаяся в переходный период к постиндустриальной цивилизации, последний недолгий взлет индустриально-капиталистического общества наблюдается в 50-60 годах XX в.; началом его конца можно считать глубокий мировой кризис 1973 г.

Характерные черты индустриальной цивилизации.

1. Однородность общества в национальных и мировых масштабах
создала условия для четкого проявления закономерностей цикличной динамики. С периодичностью в 10 лет развитые страны переживают
экономические кризисы (73-74, 80-81, 91-93...),

2. Растущая механизация, автоматизация и концентрация
производства, системы машин связанных в технологическую цепь - превратило общество в совокупность технических систем, работающих в едином глобальном ритме, синхронизированно переживающих фазы подъемов и спадов, кризисов и обновлений.

3. Человек - творец машин. Однако, он же становится рабом созданного им. машинного мира, живет в навязываемом машинами ритме, смена поколений техники угрожает безработицей... Эпоха гуманизма закончилась. Лишенная принципов и идей гуманизма массовая культура становится индустриализованной акультурой.

4. Противоречивы оценки экономики. Неоспоримы достижения в развитии производительных сил, росте уровня жизни, ее комфортности в развитых странах. Однако, благополучие и процветание их основано на варварской эксплуатации трудовых и природных ресурсов в развивающихся странах. Исчезла свободная конкуренция. Через акционирование экономика взошла к господству монополий, которые стали сращиваться с мощным государственным аппаратом.

5. Не менее противоречивые тенденции в политической, государственно-правовой системе. Концентрация в экономике привела к концентрации политической власти, к диктатуре, утверждению тоталитарных режимов. Мощные индустриальные средства "промывки мозгов" обеспечили унификацию политических партий. Происходило сращивание партийной и государственной верхушки.

В индустриальном обществе утвердилось понятие "правового государства", где признан приоритет закона в регулировании правовых отношений.

 

 

Основные черты:

Рыночная экономика.
Преобладание производства товаров

Обычно выборные органы власти.
Религия уходит на второй план.
Отношение к природе чисто потребительское.

 

 

Вопрос 32

Традиционная семья в восточном традиционном средневековом обществе — это прежде всего экономическая ячейка. В условиях натурального и полунатурального хозяйства, в условиях слабого распространения сложных организационных структур (таких как компании) именно семьи выполняли основную функцию по первичной организации экономической деятельности (в подавляющем большинстве случаев — крестьянского хозяйства). От того, насколько хорошо семья выполняла экономическую функцию, зависела в буквальном смысле жизнь и смерть человека. Голод в традиционном обществе не был редкостью, поэтому семья должна была прежде всего обеспечить выживание своих членов.

 

Восточное традиционное средневековое общество: экономическая эффективность традиционной семьи достигалась на основе:

единоначалия (жена и дети жестко подчинялись главе семьи),

жесткого распределения ролей (причем экономическая целесообразность, основанная на традициях, имела приоритет над любовными взаимоотношениями и правом человека на личную свободу),

объединением в «экономической ячейке» большого количества людей (патриархальная «большая семья», когда под одной крышей жили 3 поколения, включая взрослых братьев и сестер с их детьми, была широко распространена),

устойчивостью семьи (например, чувства, как правило, не могли быть обоснованием развода).

 

Эволюция средневекового восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и Социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условным широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим обществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их.древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средние века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку, как правило в периоды государственной децентрализации.

Распространенной формой средневековых государств стала наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя.

Бесспорную специфику социально-политической структуре обществ придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Много общих черт было присуще при всём их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока.

Следует отметить прежде всего консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.

В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражение прежде всего в особой структуре господствующего класса, во всех неевропейских средневековых обществах. Если в Западной средневековой Европе сложившийся класс частных земельных собственников, эксплуатирующих труд зависимых крестьян, опирался на феодальное государство, объективно выражающее его волю, то господствующий класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: