Тема 3.1: Факторы, формирующие и сохраняющие качество,
Их характеристика
Факторы, влияющие на формирование и сохранность качества товаров
Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное их обстоятельство.
Управление качеством представляет органичное сочетание экономических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на качество, которые подразделяются на формирующие, обеспечивающие, стимулирующие, внутренние, внешние, функциональные и системные.
К факторам, формирующим качество продукции, относятся: качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий, конструкция изделия, качество технологических процессов.
К факторам, обеспечивающим сохранность качество, относятся: соответствующая маркировка, упаковка, рациональные условия доставки, хранения, профилактика и уход в процессе эксплуатации.
К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качество, относятся: улучшение социально- экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания, предоставление льгот и привилегий персоналу и т.д.
Следующая группа факторов, влияющих на качество, делится на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся:
1 Внедрение НТП
2 Качество проектной и нормативно-технической документации
3 Безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструмента
4 Уровень стандартизации, унификации, типизации
5 Дизайн, эстетизация.
К субъективным факторам качества относятся:
1 Квалификация, мастерство и опыт персонала
2 Культура труда и производства
3 Санитарно-гигиенические условия труда
4 Психофизические условия труда
5 Материальное и моральное стимулирование и мотивация труда
6 Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
Не меньшее значение для выявления факторов на качество продукции имеет деление их на внутренние и внешние.
К внутренним относятся факторы, зависящие от деятельности предприятия. Их можно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические и социально-психологические.
К внешним факторам, формирующим качество продукции, относятся:
1 Требования рынка (потребление)
2 Нормативная документация
3 Конкуренция
4 Имидж предприятия среди покупателей продукции.
Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество неодинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с меньшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.
Факторы сохраняющие качество продовольственных товаров
К факторам, сохраняющим качество продовольственных товаров, относятся тара и упаковочные материалы, условия и сроки транспортирования, хранения и реализации.
Тара и упаковочные материалы существенно влияют на сохранение качества при транспортировании, хранении и реализации товаров. Так, какао-порошок, упакованный в картонные пачки, хранится 6 месяцев, жестяные банки — 12 месяцев.
Кроме того, к таре предъявляют определенные требования. Она должна быть прочной, достаточно легкой, чистой, сухой, не передавать товарам посторонних запахов, привкусов и быть безвредной.
При транспортировании и хранении качество товаров не остается без изменений. Транспортирование является разновидностью кратковременного хранения продовольственных товаров, и поэтому при перевозке надо создавать условия, аналогичные стандартному хранению. Наилучший вид транспорта для перевозки продовольственных товаров — рефрижераторы.
Изучая процессы, происходящие в продовольственных товарах при транспортировании и хранении, необходимо выявлять оптимальные условия, при которых качество продовольственных товаров не снижалось бы и потери были бы минимальными.
Внедрение прогрессивных видов тары и упаковки, организация хранения товаров в местах производства, создание прямых связей между производителями и получателями, использование новых способов транспортирования и хранения, холодильной техники на всех стадиях движения продукции (транспортирование, хранение, реализация) будут способствовать наиболее полному сохранению качества продовольственных товаров).
Фактором качества, формирующим и сохраняющим, является также качество труда работника на всех стадиях жизненного цикла продукта.