Вопрос «Воспитательные системы(зарубежный и отечественный опыт);Поликультурное воспитание.»




Универ освита сам. раб

Вопрос

«Воспитание как процесс(цели)»

Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Главная цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Воспитание рассматривается как процесс воздействия на личность. Процесс воспитания создает результат воспитания.

Результат воспитания – человеческая личность, как совокупность социально значимых особенностей конкретного человека.

Смысл воспитания- это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.

 

Эффективность воспитания зависит от:
1. сложившихся воспитательных отношений.
2. соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
3. соответствия социальной практики и характера влияния на воспитанников.

 

Диалектика воспитания раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила.

 

Вопрос

«Способы воспитательного воздействия на человека»

https://www.schoolnet.kiev.ua/?pedagogika=12

Выбор методов, приемов и средств зависит от специфики поставленных целей и задач.

 

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

1) непосредственное влияние воспитателя на воспитанника;

2)создание специальных условий, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

3)общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации;

 

4)совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

 

5)процессы обучения и передачи информации;

 

6) погружение в мир народных традиций, чтение художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям и особенности личности воспитанника

Выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

3) использующие поощрения и наказания.

П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.


Педагогическое требование как метод воспитания может:

1)выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;

2)выступать как конкретная задача;

3) иметь стимулирующую или "сковывающую" функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;

4) помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.


Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации.

Вопрос

«Типы воспитания, модели и стили.»

1. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание тип воспитания, в рамках которого определен­ная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношени­ях между людьми.

Демократический стиль - характеризуется определенным распре­делением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть.

Либеральный стиль (невмешательств)- характеризуется отсут­ствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспита­ния. Такой педагог отличается низкой требова­тельностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль - характеризуется своего рода «равноду­шием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Главный принцип в деятель­ности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям.

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде» и его смена может сопро­вождаться серьезной психологической «ломкой» человека.

2.Выделяют модели прагматического, антрополо­гического, социентарного, свободного и других видов воспитания.

Обратимся лишь к некоторым идеям, лежащим в основе наиболее известных в мире моделей воспитания.

Прагматизм как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления — научить воспитуемого решать жизненные проблемы и добиться максимального благополучия в рам­ках норм социальной среды.

Антропоцентрическая модель опирается на понимание сущно­сти человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся окружаю­щим миром.

Социетарная модель ориентирована на выполнение социально­го заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенден­циозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых и больших социальных групп. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена самой главной и великой нации на земле, готового служить сво­ей нации вне зависимости от того, насколько этим игнорируются или ущемляют­ся интересы других наций.

Гуманистическое воспитание опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов.

Свободное воспитание это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.

Технократическая модель основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным и приводящим к проектируемым результатам. В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания чело­века-функционера.

Типы воспитания

Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

Воспитание в культе - болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.

Эмоциональное отвержение - родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка.

Жестокое отношение - жестокое отношение может проявляться в открытой форме (расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Воспитание вне семьи - воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

вопрос «Воспитательные системы(зарубежный и отечественный опыт);Поликультурное воспитание.»

1) Воспитательная сис тема – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру:

· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: