Универ освита сам. раб
Вопрос
«Воспитание как процесс(цели)»
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Главная цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Воспитание рассматривается как процесс воздействия на личность. Процесс воспитания создает результат воспитания.
Результат воспитания – человеческая личность, как совокупность социально значимых особенностей конкретного человека.
Смысл воспитания- это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.
Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Эффективность воспитания зависит от:
1. сложившихся воспитательных отношений.
2. соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.
3. соответствия социальной практики и характера влияния на воспитанников.
Диалектика воспитания раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила.
Вопрос
«Способы воспитательного воздействия на человека»
https://www.schoolnet.kiev.ua/?pedagogika=12
Выбор методов, приемов и средств зависит от специфики поставленных целей и задач.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
1) непосредственное влияние воспитателя на воспитанника;
2)создание специальных условий, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
3)общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации;
4)совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
5)процессы обучения и передачи информации;
6) погружение в мир народных традиций, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям и особенности личности воспитанника
Выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):
1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;
2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
3) использующие поощрения и наказания.
П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:
1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;
2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.
Педагогическое требование как метод воспитания может:
1)выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
2)выступать как конкретная задача;
3) иметь стимулирующую или "сковывающую" функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;
4) помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.
Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации.
Вопрос
«Типы воспитания, модели и стили.»
1. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми.
Демократический стиль - характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть.
Либеральный стиль (невмешательств)- характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Такой педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.
Попустительский стиль - характеризуется своего рода «равнодушием» (чаще всего, неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих воспитанников. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — не препятствовать любым действиям.
На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде» и его смена может сопровождаться серьезной психологической «ломкой» человека.
2.Выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного и других видов воспитания.
Обратимся лишь к некоторым идеям, лежащим в основе наиболее известных в мире моделей воспитания.
Прагматизм как философия воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления — научить воспитуемого решать жизненные проблемы и добиться максимального благополучия в рамках норм социальной среды.
Антропоцентрическая модель опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся окружающим миром.
Социетарная модель ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых и больших социальных групп. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена самой главной и великой нации на земле, готового служить своей нации вне зависимости от того, насколько этим игнорируются или ущемляются интересы других наций.
Гуманистическое воспитание опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов.
Свободное воспитание — это вариант демократического стиля воспитания, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.
Технократическая модель основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным и приводящим к проектируемым результатам. В этом подходе таится угроза манипулирования человеком, воспитания человека-функционера.
Типы воспитания
Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.
Воспитание в культе - болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.
Эмоциональное отвержение - родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка.
Жестокое отношение - жестокое отношение может проявляться в открытой форме (расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку.
Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка.
Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.
Воспитание вне семьи - воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
вопрос «Воспитательные системы(зарубежный и отечественный опыт);Поликультурное воспитание.»
1) Воспитательная сис тема – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру:
· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
· среда системы, освоенная субъектом;
· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.