Политико-правовые теории эпохи эллинизма (эпикурейство и стоицизм)




Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно негреками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836-1843 гг.) понятие вошло в историческую науку.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Эпикур (341-270 до н.э.) основал в Афинах школу " Об Эпикуре мы узнаем от его ученика, римского писателя Лукреция Кара. Высшее благо, по Эпикуру, - счастье человека, которого можно достичь, умело выбирая наслаждение. Человек не должен принимать активного участия в политической жизни: "Живи незаметно"

Люди всегда стремятся к общей пользе, вступая между собой в договор и устанавливая законы. Т.о. они соглашаются не причинять друг другу вреда, чтобы не испытывать страха, т.е. создают право, которое т.о. является продуктом общественного договора, как, впрочем, и государство. Нарушитель закона утрачивает права. Закон защищает мудрых от толпы. Эпикур в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Право и государство суть продукты договора, результат соглашения. Его учение отрицает возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору. Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности.

Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский. По мнению стоиков, все мироздание управляется судьбой, имеющей божественный смысл, которая является Разумом и Законом всего сущего, естественным законом, общим для всех. Естественный закон обладает божественной силой, предписывающей правильное и запрещающей неправильное. Фатальности, неизбежности, судьбе подчиняются все люди. Идеал мудреца – жить сообразно природе, в соответствии с Разумом, Добродетелью. Все преходящие, чувственные наслаждения не имеют никакой цены. Государство и право существуют по природе, а не по воле людей. Государство возникает из-за природной связи людей, следовательно, общественная жизнь имеет естественные начала (а не договорные, как полагал Эпикур). Позитивный закон всегда должен отражать требования естественного права.

Политический идеал стоиков - мировое государство ("космополис"). Ведь все люди, писали Зенон и Хрисипп, и по своей природе, и по закону мироздания в целом, являются гражданами единого мирового государства, по сути, всей вселенной, единство которой зиждется на универсальности естественного (справедливого, божественного) права.

Рабство не имеет оправдания, т.к. противоречит общему закону. Но стоики все же не выступали за отмену физического рабства, ратуя лишь за всеобщую духовную свободу.

22. Монтескье о происхождении государства и пр.Геогр детерминизм.

Крупнейшим теоретиком г-ва во фр.Просвещении был Шарль Луи де Монтескье.«О духе з-нов».М.был убежден,что ход истории опр-ся не божеств волей и не случайным стечением обст-в,но действием соотв-щих закономерностей. Изучение первобытного общ-ва позволило ему преодолеть договорную теорию происх гос власти.Заимствуя идею естеств состояния,он в то же время отвергает рационалистические конструкции,в к-ых образование г-ва выводилось из требований ест права.Не принял он и само понятие общ д-ра. Возникновение политически организованного общ-ва М. склонен рассм как исторический процесс.По его мнению,г-во и з-ны появл вследствие войн. М.пытается объяснить этот процесс,анализируя то,как зарождались конкр соц и прав институты. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками,к-ые вопреки историческим фактам переносили в ест состояние такие соц явления,как соб-ть(Локк) и войну(Гоббс). Закономерности общ жизни М. раскрывает через пон-е общего духа нации.Согласно его учению,на общий дух,нравы и з-ны нации воздействуют множ-во причин.Эти причины делятся на 2 гр:физические и моральные. Физ причины опр-т общ жизнь на самых первых порах,когда народы выходят из состояния дикости.К таким причинам относ:климат,сост почвы,размеры и положение страны.(На юге климат жаркий,там люди ленивы и раб-т только из страха наказания.В жарких странах обычно царит деспотизм.Для северных народов характерны умеренные формы правления). Ведущую роль среди физ причин И. отводил геогр факторам.Моральные причины вступают в действие позднее, с развитием цивилизации.К их числу относ:пр-пы полит строя,религиозные верования. Эти причины воздействуют на зак-во народов сильнее,чем физ,и постепенно вытесняют их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: