Позитивизм и его политико-правовые установки и принципы (О.Конт и Г. Спенсер)




Позитивизм - направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающее философию как особую отрасль знаний.

Создатель П., введший самый этот термин, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это, по мнению позитивистов, не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название "философии"; последняя сводится, т. о., к общим выводам из естественных и общественных наук

Конт (1798-1857) – франц социолог, предл проет позитивн науки, суть в изучензаконов наблюд явлений, основан на дост фактах. Работа «Курс позитвн философии» выделил закон гармонии общ явлений и закон трех стадий эволюции. Первый закон природа соц-ой связи, источник которой материальн необ-ть. Опирается на теорию Ламарка, и понимает развитие как взлет способностей основанный на культуре. Излагает три стадии развития общетсва: теологич стадия (че написано хер поймёш), метафизическая стадия, позитивная стадия, основана на точной оценки внешней реальности, где преобладает тенденция влиятия пром-ти на все сферы жизни. Предмет исследован Конта не общество Франции а «челов-оле общест-во». Госуд-во как обрамление общества играет подчин роль. Сформулировал понятие порядка, это порядок который следует делать, формировать, планировать. Предст-ие о праве из идеи о подчиненности нравственных и общест-ых явлений не противоречащих свободе человека. Жизнедеят-ть чел-ка осущест-ся свободно в случае её соответсвия законами, и поскольку божественного права больше несущ-ет, следует признавать только права исполнять свой долг. ТО в центре учения К-та «законы управл-ие природой доллжны распространить свое действие на сферу челов-го общства». Идеи Кнота в период господства буржуазии. Несмотря на некот утопичность получили признание в 19 в и в основе академичсекого закрепления социологии как отдельной науки.

Спенсер ( 27.4.1820,— 8.12.1903). Гос-во тождественно живому организму. Так же, как в живом организме каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой организма, общества, государства. Гос-во, общ-во – система социальных институтов., механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные институты появляются в рез-те революции, общественного договора и т.д. Есть институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами => обуславливает воз-ние классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности.

С. утверждал, что политические институты, в т.ч. гос-во, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека => выступает против социализма. Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут быть отвергнуты.

Государства классифицирует на 2 типа:

примитивные (военные, хищнические);

высшие (индустриальные).

Спенсер рассм. общ-во, как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему з-ну эволюции. Общ-во взаимодействует с окружающей средой. Поначалу основными обяз-тями г-ва были защита от внешних врагов и охрана общ-ва от внутр врагов.На этой основе,по теории С. сложился воинственный тип соц организации.Ее характерные черты: народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения, централизованной регулятивной с-мы. Военный тип общ-в постепенно сменяются промышленным, основанным на взаимодействии общ-ва с природой. Г-во-общ-во промышленного типа основано не на иерархии(различных статусах),а на равенстве, не на принудительно-деспотическом регулировании, а на своб д-рах и частной инициативе. Главное различие пром и военного общ-в в том,что прежде индивиды служили для цели общ-ва,а теперь общ-во должно служить для целей индивидов.С. дал традиционный для либерализма перечень инд прав(безопасность личности, своб передвижение,своб совести),обращая особенное внимание на право соб-ти и свободу частной предпр д-ти.Правительственное вмешат-во в пром-ть,торговлю и духовную жизнь он расценивал как пережиток воен режима.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: