Определение, виды и разновидности земель населенных пунктов




К землям населенных пунктов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, за исключением земель, отнесенных к иным кате­гориям в этих границах (ст. 6 КоЗ).

Земли населенных пунктов используются в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительными проектами, которые имеют обязательный характер, и представляют собой систему взаимоувязанных проектных документов градостроительного планирования, определяющую направления и условия градостроительного развития и использования межселенных территорий, населенных пунктов и их частей (ст. 1 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).

Для населенных пунктов разрабатываются следующие градостроительные проекты:

• общего планирования – генеральные планы городов и других населенных пунктов;

• специального планирования – проекты границ пригородных зон; проекты и схемы социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;

• детального планирования – проекты планировки отдельных частей территории населенного пункта.

Градостроительные проекты разрабатываются государственными органами архитектуры и строительства и утверждаются органами, которые осуществляют государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Президентом Республики Беларусь; Советом Министров Республики Беларусь; местными исполнительными и распорядительными органами).

До утверждения градостроительные проекты проходят обязательную государственную экспертизу градостроительных проектов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476), а также государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном экологическим законодательством (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. № 755).

Градостроительные проекты, утвержденные в установленном порядке, становятся обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами, а также учитываются при изъятии и предоставлении земельных участков из земель населенных пунктов.

Земельные участки на территории населенных пунктов могут предоставляться любым юридическим и физическим лицам для любых целей и на любых правах: в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование, частную собственность, аренду и др.

Для тех земель, которые входят непосредственно в эту категорию, существуют специальные ограничения по предоставлению земель в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций (ст. 13 КоЗ), которые касаются:

- земель общего пользования;

- земель, целевое назначение которых в соответствии генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность;

- земли населенных пунктов на площадях залегания месторождений полезных ископаемых.

Земельные участки предоставляются органами, в ведении которых находятся земли населенных пунктов, в соответствии с функциональным зонированием территории населенного пункта, которое устанавливается градостроительными проектами.

Функциональные зоны на территории населенного пункта установлены Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и включают:

• жилые зоны;

• общественно-деловые зоны;

• производственные зоны;

• зоны транспортной, инженерной инфраструктуры;

• рекреационные зоны;

• сельскохозяйственные зоны;

• зоны специального назначения;

• иные территориальные зоны, определенные законодательством.

Эти зоны разделяются по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов и могут включать земельные участки, которые будут относиться к землям различных категорий.

Местные исполнительные й распорядительные органы с учетом местных условий могут устанавливать иные территориальные зоны.

Территориальные зоны в населенных пунктах могут включать в себя территории общественного пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы и иные объекты).

Городская черта – внешняя граница города, отделяющая земли города от других категорий земель.

Установление черты нового города, изменение городской черты связано с включением в городские земли новых территорий. Поскольку на них могут размещаться сельскохозяйственные предприятия, землевладения граждан, законодательно установлено, что включение земельных участков в черту города или поселка не влечет прекращения права пользования, права пожизненного наследуемого владения этими земельными участками и права частной собственности наних и не является основанием для измененияих размеров.

В состав земель городов входят:

1) земли городской застройки;

2) земли общего пользования;

3) земли сельскохозяйственного назначения;

4) земли, занятые городскими лесами;

5) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

Земли городско застройки состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, административными и иными строениями и сооружениями.

Данные земли (раньшеих именовали селитебными) составляют важнейшую часть городских земель. Использование всех других земель (общего пользования, земель, занятых городскими лесами, сельскохозяй­ственного использования и других земель) определяется нуждами градостроительства и обслуживания потребностей города. Земли городской застройки подразделяются на:

1) застроенные участки, состоящие, из земель подсамими строениями и сооружениями;

2) незастроенные земли, включая земельные участки под разрушенными строениями.

Эти земли выделяются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки в городах предоставляются в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду, а также передаются в частную собственность граждан, юридических лиц Республики Беларусь в порядке, установленном Кодексом о земле.

Поскольку капитальное строительство в городах осуществляется на условиях предоставления земли в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность, то временно незастроенные земельные участки могут быть переданы в аренду или временное пользование.

Обязательным для планирования архитектурной и градостроительной деятельности является градостроительный проект.

Объектами земельных отношений в городах являются земельные участки (их части), в том числе и земельные сервитуты. Размеры земельных участков, предоставляемых для застройки, и условия пользования ими определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Приступать к использованию этих земель под застройку до получения разрешения органов архитектуры и градостроительства запрещается.

Субъектами права пользования земельными участками, предоставленными для промышленного строительства, могут быть юридические лица, в том числе и государственные промышленные предприятия, предприятия других форм собственности. Земельные участки под застройку в городах могут предоставляться совместным предприятиям, международным и другим организациям.

Приобретение кем-либо права собственности (или иного права) на строение или сооружение от других лиц (гражданско-правовые сделки, решения органов государственного управления о приватизации) выступает в качестве основания возникновения соответствующих правомочий на земельный участок, поскольку с переходом права собственности (иных прав) на строения или сооружения к субъектам, приобретающим это право, как бы автоматически переходит и право пользования земельным участком, обслуживающим данное строение (ст.55 Коз).

Указанное правило распространяется на застроенные земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов.

Земли общего пользования предназначены для размещения необходимых городу сооружений и устройств, мест массового отдыха населения и иных общедоступных сооружений (например, городского пляжа).

Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные и т.д.), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения города (парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.д.), кладбищ и других земельных участков, предназначенных для коммунально-бытовых нужд (например, полигоны для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигоны бытовых отходов и иные земли).

Такие земли, как правило, не предоставлены во владение или пользование отдельных лиц, а находятся в общем свободном пользовании горожан. Часть их может предоставляться специализированным предприятиям, которые несут соответствующие права и обязанности пользователей земли.

На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.) без ущерба для целевого назначения таких земель.

К землям общего пользования в городах относятся и рынки. В настоящее время они самостоятельно решают вопросы содержания земельной территории, сдают в аренду торговые помещения, взимают плату и пр.

К землям сельскохозяйственного назначения в городах относятся земли, предоставленные сельскохозяйственным организациям, другим юридическим лицам для ведения товарного сельского хозяйства, а также гражданам для огородничества, выпаса сельскохозяйственных животных и сенокошения.

Помимо земель сельскохозяйственного назначения к этой категории земель относят торфяные болота, месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка, гальки, булыжника, мела, гипса и др.), а также городские водоемы. Разработка полезных ископаемых, расположенных на городских землях, регулируется Кодексом о недрах, другими законодательными актами, постановлениями органов местного управленияи самоуправления.

Городские водоемы (реки, озера, бассейны) могут использоваться как пути сообщения, источники водоснабжения, места массового отдыха, могут быть переданы в пользование отдельных организаций (для спортивных, рыбохозяйственных и иных целей).

В составе городских земель могут находиться лесные массивы, отнесенные к городским лесам. Земли, занятые городскими лесами, улучшают состояние окружающей среды, способствуют организации отдыха, удовлетворяют культурно-эстетические потребности населения, защищают территорию от водной и ветровой эрозии. Правовой режим городских лесов установлен лесным законодательством. Порядок пользования землями, занятыми лесами, как и другими зонами отдыха, устанавливается городскими Советами депутатови их исполнительными и распорядительными органами.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в городах относятся земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач.

Режим и структура городских земель распространяются на земли поселков городского типа, находящихся в ведении поселковых исполнительных и распорядительных органов.

24… Управление землями населенных пунктов

Компетенция государственных органов по управлению землями населенных пунктов предусмотрена Законом об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь, Кодексом о земле и рядом других нормативных правовых актов.

В соответствии с Законом об административно-территориальном делении Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:

устанавливает и изменяет границы города Минска;

присваивает наименования (переименовывает) городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;

относит населенные пункты к категории городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;

относит города областного подчинения к категории городов районного подчинения;

принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения, а также об изменении их административного подчинения.

Совет Министров Республики Беларусь:

устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, осуществляет контроль за их учетом и регистрацией;

дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

дает согласие районным Советам депутатов на преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов.

Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в Совет Министров предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, об изменении их административного подчинения, о наименовании (переименовании) городов областного подчинения и их районов, установлении и изменении границ городов областного подчинения, о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

относят населенные пункты к категории поселков городского типа;

устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа.

Районные Советы депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ городов районного подчинения, поселков городского типа, отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения, о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы. При этом преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов осуществляется по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь;

Городские Советы депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов − в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также об изменении их административного подчинения.

Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельских населенных пунктов, установлении и изменении их границ.

Кроме того, компетенция исполнительных комитетов в области использования и охраны земель населенных пунктов установлена статьями 28-30 Кодекса о земле.Населенные пункты и входящие в состав их территории земли подлежат учету и регистрации в едином Реестре административно-территориальных и территориальных единиц, который является составной частью государственного земельного кадастра и ведется НПГРУП «Национальное кадастровое агентство».

25…

Земельные участки для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме могут предоставляться гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение, частную собственность или аренду по решению сельских, поселковых, городских (городов областного подчинения), районных, Минского городского исполнительных комитетов в следующих размерах:

- в городах – от 0,05 до 0,15 гектара;

- в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – от 0,15 до 0,25 гектара.

В частную собственность данные земельные участки предоставляются по результатам аукционов по продаже земельных участков, которые проводятся в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь (п. 5, 6 Указа от 27 декабря 2007 г. № 667).

Без проведения аукционов земельные участки предоставляются:

- когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении этих граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности, и предоставляются в частную собственность;

- гражданам Республики Беларусь − для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых Домов в населенных пунктах, за исключением г. Минска и областных центров;

- в областных центрах – гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- в г. Минске – многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента от 27 декабря 2007 г. № 667 установлена норма, которая уточняет правовые формы использования участков гражданами, предоставляемые без проведения аукциона. Так, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий такие участки предоставляются в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду по их желанию, а не состоящим на учете нуждающихся – в частную собственность или аренду.

Юридическим лицам для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), обслуживания многоквартирных жилых домов земельные участки могут предоставляться в постоянное или временное пользование (ст. 15, 16 Коз) без проведения аукциона.

Собственникам имущества совместного домовладения, товариществам собственников, уполномоченным лицам по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения – для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения земельные участки могут предоставляться без проведения аукциона и в аренду (п. 6 Указа от 27 декабря 2007 г. № 667).

В соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков земельные участки предоставляются без предварительного согласования места размещения участка для строительства объекта (при наличии утвержденной градостроительной документации), а также свободные (незанятые):

- гражданам – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов либо получившим такой дом по наследству;

- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям − для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах населенных пунктов.

В заявлении на получение земельного участка указываются источники финансирования строительства жилого дома. Необходимые для рассмотрения заявления документы запрашиваются исполнительным комитетом в соответствующих организациях

Заявление о предоставлении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома рассматривается на основании перечней свободных (незанятых) земельных участков, сформированных исполнительным комитетом, с учетом утвержденного генерального плана сельского населенного пункта, поселка городского типа, проекта детального планирования города.

Земельные участки для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом предоставляются в частную собственность граждан Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставляемых в частную собственность по результатам аукционов, стоимость которых определяется по результатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости.

Земельные участки для гаражного строительства могут предоставляться следующим субъектам:

- гражданам Республики Беларусь на праве временного пользования (до 10 лет) − для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовых территориях;

- юридическим лицам – для строительства и (или) обслуживания гаражей и автомобильных стоянок в постоянное или временное пользование (ст. 15, 16, 41 КоЗ).

Предоставление земельных участков для индивидуального гаражного строительства граждан ограничено и предусмотрено только для определенных категорий граждан, которые названы в земельном законодательстве:

инвалидам I и II группы, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидам Великой Отечественной войны либо гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, являющимся собственниками транспортных средств;

гражданам Республики Беларусь, зарегистрированным по месту жительства в многоквартирных жилых домах, расположенных в сельских населенных пунктах, являющимся собственниками транспортных средств.

Гражданам земельные участки предоставляются по решению сельского, поселкового, районного, городского (г. Минска, городов областного подчинения) исполкома, а жителям сельских населенных пунктов – по решению сельских (поселковых) исполкомов без предварительного согласования места размещения участка.

Поскольку временный индивидуальный гараж является некапитальным строением, право временного пользования возникает в упрощенном порядке – с момента принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка, без государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права временного пользования (ст. 20 КоЗ).

Юридическим лицам (гаражным кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, которые являются некоммерческими организациями и относятся к потребительским кооперативам) земельные участки предоставляются по решению соответствующих исполнительных комитетов, кроме сельских, которые такими полномочиями не наделены. Правами на землю в данном случае обладает сам кооператив как юридическое лицо.

В соответствии с Положением о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43, местный исполнительный и распорядительный орган после государственной регистрации кооператива принимает решение о предоставлении ему земельного участка для строительства и эксплуатации гаражей (автомобильной стоянки) в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель.

Поскольку данные участки предоставляются для строительства и эксплуатации капитальных строений (гаражей и стоянок), земельные участки предоставляются в общем порядке с предварительным согласованием места размещения земельного участка.

Земельные участки, предоставленные кооперативу, образующие территорию кооператива, осваиваются за счет его средств. Освоение территории кооператива производится в соответствии с утвержденным в установленном порядке архитектурным проектом или утвержденной частью строительного проекта.

Перепланировка территории кооператива без внесения изменений в утвержденный архитектурный проект или утвержденную часть строительного проекта не допускается.

Государственная регистрация создания земельного участка, а также возникновения, перехода прав, ограничений (обременении) прав на этот земельный участок, создания капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на нем, и прав на них осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Членам гаражных кооперативов земельные участки на территории кооператива не предоставляются, поэтому самостоятельных прав на землю члены кооператива не имеют, а обладают только правами на возводимый гараж.

По действующему земельному законодательству земли для ведения личного подсобного хозяйства не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, несмотря на их преимущественно сельскохозяйственное назначение.

Статьями 12, 14 КоЗ установлено, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам Республики Беларусь в частную собственность, пожизненное наследуемое владение в сельских населенных пунктах, поселках городского типа – зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах. По этому признаку земли для ведения личного подсобного хозяйства можно относить к землям населенных пунктов. Предоставление участков для данной цели производят сельские и поселковые исполнительные комитеты.

Субъектами данного вида землепользования являются:

• граждане Республики Беларусь, которым земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставлкются в частную собственность или пожизненное наследуемое владение и дополнительно в аренду;

• иностранные граждане и лица без гражданства, которым земельные участки для этой цели предоставляются только в аренду, и которые могут иметь в частной собственности или пожизненном наследуемом владении участки, полученные по наследству от своих родственников.

Правовой режим земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, формируется с учетом некоммерческого характера данной деятельности.

Размер земельных участков, находящихся в личном подсобном хозяйстве, нормируется независимо от того, на каком праве предоставлен этот земельный участок.

Размер земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа иностранному гражданину, лицу без гражданства, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, не может превышать 4 гектаров с учетом размера земельного участка, предоставленного в этом населенном пункте для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Конкретные размеры участков в этом случае устанавливаются сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами, которые предоставляют такие участки, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, и других обстоятельств. Местоположение данных участков определяется в соответствии с градостроительной планировочной документацией, утвержденной для данного населенного пункта. Законодательство не содержит требования о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства непосредственно возле жилого дома.

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются без аукциона, в том числе в частную собственность и аренду, в упрощенном порядке, т.е. без предварительного согласования места размещения участка. Плата за заключение договора аренды не взимается.

Сведения о личном подсобном хозяйстве заносятся в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, в которой отражаются сведения о гражданах, входящих в домохозяйство; о размерах земельных участков и его использовании для сельскохозяйственных нужд; наличии на земельном участке хозяйственных строений и сооружений.

Огородничество, сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных являются видами некоммерческой сельскохозяйственной деятельности граждан, поэтому использование земельных участков для этих целей можно считать сельскохозяйственным землепользованием. Однако ст. 37 КоЗ, которая закрепляет цели предоставления земель сельскохозяйственного назначения, не предусматривает их использование для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

В соответствии со ст. 42 КоЗ гражданам Республики Беларусь предоставляются во временное пользование земельные участки для огородничества в целях выращивания овощей, картофеля, ягодных и иных сельскохозяйственных культур в следующих случаях:

- если им не предоставлены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, для коллективного садоводства, дачного строительства;

- если земельные участки, предоставленные для этих целей, меньшего размера, чем установлено КоЗ, или предоставлены до 1 января 1999 г., когда вступил в силу предыдущий КоЗ.

Гражданам Республики Беларусь, имеющим в собственности сельскохозяйственных животных, предоставляются во временное пользование земельные участки для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных в населенном пункте, в котором они зарегистрированы по месту жительства (за исключением г. Минска, областных центров, городов областного подчинения), либо на территории района, в котором находится данный населенный пункт.

Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных предоставляются только во временное пользование по решению сельских, поселковых, городских (г. Минска и городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов.

Земельные участки предоставляются в упрощенном порядке − без предварительного согласования места размещения участка и без государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него (ст. 20, 21 КоЗ). Право пользования этими земельными участками осуществляетсянаосновании решения, принятого соответствующим исполкомом, без выдачи документа, удостоверяющего это право.

Размеры земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса скота определяются соответствующими исполнительными комитетами исходя из местных условий и особенностей, а также волеизъявления лиц, которым предоставляются земельные участки.

В заявлении о предоставлении земельного участка для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных необходимо указать количество и виды сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности гражданина.

Предоставленные участки должны использоваться только для указанных видов сельскохозяйственной деятельности, поэтому режим их использования ограничен. На огородных участках при необходимости могут возводиться с учетом условий отвода временные строения индивидуального или общего пользования для хранения огородного инвентаря и других хозяйственных целей.

В соответствии со ст. 6 КоЗ земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов относятся к землям населенных пунктов,хотя располагаются, как правило, за пределами границ населенных пунктов, что позволяет сохранить для данных земель режим частной собственности на землю.

Использование земельных участков для коллективного садоводства возможно только путем создания гражданами садоводческого товарищества, выступающего в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. Порядок создания и деятельности садоводческих товариществ определен Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ».

Порядок создания и деятельности дачных кооперативов законодательством не урегулирован, однако предоставление земельных участков садоводческим товариществам и дачным кооперативам происходит единообразно.

Земельные участки Для ведения коллективного садоводства и дачного строительства предоставляются по решению районных исполнительных комитетов.

Дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать садоводческое товарищество, дачный кооператив, подают в соответствую щий районный исполнительный комитет заявления о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества, дачного кооператива и предполагаемом месте размещения земельных участков для коллективного садоводства, дачного строительства с приложением соответствующего протокола собрания учредителей, содержащего решение о создании садоводческого товарищества, дачного кооператива (ст. 39 КоЗ).

Субъектами прав на землю выступает кооператив(садоводческое товарищество, дачный кооператив) как юридическое лицо и каждый член потребительского кооператива, получивший земельный участок. Так, при коллективном садоводстве такими гражданами являются дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства или по месту пребывания на территории Республики Беларусь, т.е. постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

Гражданам Республики Беларусь земельные участки для коллективного садоводства, дачного строительства могут предоставляться в частную собственность или пожизненное наследуемое владение (ст. 12, 14 КоЗ), а иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые могут быть членами таких кооперативов, − в аренду, а при получении участка по наследству от своих родственников участки переходят в частную собственность или пожизненное наследуемое владение.

Таким образом, земли, предоставляемые для ведения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: