Трактовка прибыли в разных экономических школах и ее современные трансформации. Логика трансформации прибыли: GP – EP – EVA – EBITDA




VBM-концепции

Value-Based Management – концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация стоимости компании. Стоимость же компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Наиболее известные VBM-концепции: EVA, MVA, SVA, CVA и CFROI.

1) Market Value Added (MVA)

MVA - рассматривает в качестве создания стоимости рыночную капитализацию и рыночную стоимость долгов компании.

MVA = Рыночная стоимость долга + рыночная капитализация – совокупный капитал MVA отражает дисконтированную стоимость всех настоящих и будущих инвестиций.

2) Economic Value Added (EVA)

EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная – о ее снижении.

EVA = NOPAT – Kw * C

где NOPAT – чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов (Net Operating Profits After Taxes);

Kw – средневзвешенная цена капитала (WACC); C – стоимостная оценка капитала.

Стоимость компании = Инвестированный капитал + дисконтированная EVA от существующих проектов + дисконтированная EVA от будущих инвестиций

Между рассматриваемым показателем и показателем MVA существует очевидная взаимосвязь. Так, например, рыночная стоимость, выраженная в показателе MVA, является, по сути, дисконтированной суммой всех будущих EVA. Таким образом, подход к построению системы VBM на основе показателя EVA не полностью устраняет недостатки и ограничения, обсуждаемые при рассмотрении показателя MVA. С этой точки зрения более привлекательными выглядят показатели, учитывающие будущие денежные потоки.

3) Shareholder Value Added (SVA)

SVA – это приращение между расчетной стоимостью акционерного капитала (например, методом дисконтированных денежных потоков) и балансовой стоимостью акционерного (собственного капитала).

SVA = расчетная стоимость акционерного капитала (итог пункта 5) – балансовая стоимость акционерного капитала

Основным недостатком данной модели является трудоемкость расчетов и сложности, связанные с прогнозированием денежных потоков.

4) Cash Flow Return on Investment (CFROI)

Данная концепция учитывает денежные потоки.

CFROI = Скорректированные денежные притоки (cash in) в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки (cash out) в текущих ценах

Преимуществом данного показателя является тот факт, что как денежные потоки, генерируемые существующими и будущими активами, так и первоначальные инвестиции выражаются в текущих ценах, т.е. учитывается фактор инфляции.

5) Cash Value Added (CVA)

Преимущества: в качестве отдачи от инвестированного капитала используется потоковый показатель – денежные потоки (cash flows); учитываются затраты на привлечение и обслуживание капитала из разных источников, т.е. средневзвешенная цена капитала.

RCF (CVA) = AOCF – WACC * TA

где AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) – скорректированный операционный денежный поток;

WACC – средневзвешенная цена капитала;

TA – суммарные скорректированные активы.

Корректировки, вносимые при расчете указанных величин аналогичны тем, которые рассматривались при обсуждении EVA.

Вывод: в каждом конкретном случае менеджмент предприятия должен выбрать соответствующий стоимостной показатель исходя из соображений оперативности, выгод и затрат, связанных с получением информации, необходимой для его расчета.


Трактовка прибыли в разных экономических школах и ее современные трансформации. Логика трансформации прибыли: GP – EP – EVA – EBITDA

Таблица 1 – Трактовка прибыли в разных экономических школах.

Авторы (источник) Определение
Школа меркантилистов Прибыль возникает в процессе обмена как разница между продажной и покупной ценой.
А. Смит, Д. Риккардо Прибыль – «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, и возникает при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов.
Й. Шумпетер Прибыль – доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.
К. Маркс Прибыль – прибавочная стоимость или та часть всей стоимости товара, в которой воплощен прибавочный – или неоплаченный – труд рабочего.
Ф. Х. Найт Прибыль – результат вычитания из ценности, реализованной в ходе продажи продукта, ценностей всех факторов производства, допускающих оценку, или то, что остается от продукта после вменения производственным элементам всего, что им может вменить механизм конкуренции.
П. Э. Самуэльсон Прибыль – это безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований. В прибыль также включается расходование между ожидаемым и фактическим доходом в связи с неопределенностью (риском), монополистический доход и т.п.

1) Gross Profit – это прибыль, которая остается у компании после вычитания из Выручки (Revenue) расходов относимых на себестоимость, которые связанны с производством товаров/ услуг (COGs — Cost of Goods Sold).

Gross Profit =Выручка- Себестоимость

Положительная Валовая прибыль это только первый шаг для компании, чтобы получить чистую прибыль.

2) Economic profit (экономическая прибыль ) – это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

ЕР = инвестированный капитал * (ROIC - WACC) где ROIC- рентабельность инвестированного капитала; WACC- средневзвешенная стоимость капитала. Экономическая прибыль даёт возможность сравнить рентабельность вложенного капитала предприятия с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью, а также выразить полученную разницу в денежных единицах.

3) Economic Value Added (EVA) это показатель экономической, а не бухгалтерской прибыли компании после уплаты всех налогов и уменьшенной на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

EVA = (r-c) * K = NOPAT - c*K

где r - рентабельность инвестированного капитала (ROIC), r = NOPAT/K;
c - WACC; K - собственные оборотные средства (capital employed) = всего активы - текущие обязательства. Данный показатель выступает наиболее эффективным инструментом для определения доходности инвестиций в капитал какой-либо компании.

4) Показатель EBITDA – это «очищенный» показатель чистой прибыли от амортизации, процентов и налога на прибыль, позволяющий оценить прибыль компании вне зависимости от влияния: размера инвестиций (поправка на сумму начисленной амортизации); долговой нагрузки (поправка на проценты); режима налогообложения (поправка на налог на прибыль).

EBITDA = Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов)

В отличие от операционной прибыли в EBITDA включаются все доходы и расходы –

операционные и неоперационные (кроме процентов, налогов и амортизации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: