Отряды и армии
Отряд
Как уже было упомянуто в Главе 2: Государство, количество отрядов, которые вы можете поднять на войну, зависит от населения провинции. Более того, само население измеряется в единицах, удобных именно для подсчёта количества доступных отрядов – количество трудоспособных мужчин, способных при необходимости взять в руки оружие.
Размер отряда, так же как и длительность хода, не конкретизируется во избежание недоразумений. Но вы можете быть уверены в том, что размеры отрядов одинаковы у всех игроков.
Отряды не делятся на типы. На данном уровне развития качество отрядов у всех одинаковое: мужики с топорами. С развитием технологий, тем не менее, отряды также не начнут делиться на типы – не будет лучников, арбалетчиков, рыцарей и пр. Так же будет подразумеваться, что армии у всех примерно одинаковы по качеству. Отличаться они могут разве что опытом (см. п. 7.2.5.)
Отряды требуют денежного содержания. Для отрядов ополчения оно составляет 1 слиток в ход. Отряды наёмников (см. п. 7.2.4.) стоят дороже.
Армия
Что представляет собой армия.
Полководец. Без полководца армия не может существовать. К тому же он добавляет армии существенные бонусы и влияет на её эффективность, как в походе, так и в бою.
Сумма отрядов. Речь идёт только о сумме. Качество отрядов на начальных этапах игры не берётся в расчёт, т.к. все отряды одинаково примитивны – мужики с топорами, какие-то стрелки, какие-то наездники. В общем и целом армии отличаются друг от друга только размером ополчения, которое удалось согнать вместе.
Дополнительные свойства. Такие вещи как осадные машины, материалы для лагеря, обозы с провиантом, описываются как дополнительные свойства. Некоторые из них есть в каждой армии по умолчанию (обозы, например), а некоторые только предстоит изобрести, и, скорее всего вносить за эти свойства дополнительную плату за содержание (например, осадные машины, которые будут помогать при осаде, но не добавлять ничего в открытом бою).
7.2.3. Набор ополчения и содержание отрядов
Максимальное количество отрядов, которые в принципе можно призвать, зависит от лояльности населения провинции и измеряется в процентах от её населения (от 25% до 66%) до начала войны (это важный комментарий; пригодится в том случае, если вы будете делать повторный призыв).
Но на деле до максимальных значений доходит редко – редкий полководец сможет повести за собой столько народу, это наносит серьёзный ущерб экономике, и используется преимущественно в оборонительной войне.
Зависимость максимального размера ополчения от лояльности см. в таблице:
Лояльность | Ополчение |
0% | |
25% (1/4) | |
33% (1/3) | |
50% (1/2) | |
66% (2/3) |
Вы можете призвать любое количество отрядов в этих пределах: от одного отряда до максимального значения, доступного вам. Вероятность успеха данного действия равна 100%. В провинциях с лояльностью 1 (бунт) отряды призывать нельзя.
Существует два типа призыва – традиционный (является действием) и при помощи постройки арсенал (является свободным действием).
Набор ополчения как действие
Начиная со следующего хода призванные отряды переходят в другую категорию населения – из крестьян в военных. В следующем ходу они перестают платить налоги и переходят на государственное обеспечение – то есть, в этом ходу налоги с них ещё собираются.
Отряды, набранные в этом ходу, не могут вторгаться во вражеские провинции. Однако они будут оборонять её, если враг вторгнется к вам.
Обратите внимание, что нельзя одним действием призвать отряды сразу во всех провинциях – для каждой провинции потребуется отдельное действие (и отдельный советник, соответственно)
Набор ополчения как свободное действие
Требование: наличие в провинции арсенала
Призванные отряды переходят в другую категорию населения – из крестьян в военных – уже в этом ходу. Следовательно:
- они перестают платить налоги и переходят на государственное обеспечение – то есть, в этом ходу налоги с них уже не собираются
- они могут совершать активные действия (могут вторгаться во вражеские провинции, совершать рейды и пр.) и, естественно, обороняться
Содержание отряда на начальном этапе игры составляет 1 золотой слиток в ход (т.е. прожиточный минимум на питание и снаряжение). Оно не зависит от того, сидят отряды в провинции, ведут боевые действия, осаждают противника и пр., и всегда остаётся таким.
В содержание армии также добавляется жалованье полководца (в добавок к обычному жалованию он может потребовать прибавки за боевые действия) и затраты на дополнительные свойства (если они у вас есть).
Если отряд погиб, взят в плен или рассеян, то во всех этих случаях вы теряете над ним контроль, и следовательно:
- перестаёте платить за его содержание,
- население провинции, из которой он был призван, уменьшается на 1.
Пример набора ополчения:
Население вашей провинции составляет 12 (при уровне Благосостояния 3, они получают доход 36, который облагается 25% налогом; доход от налогов составляет 9 слитков в ход), лояльность населения 4 (то есть, максимальное количество отрядов, которые можно призвать, составляет 6, или 50% от населения).
Вы выбираете советника, который будет проводить набор ополчения. Обычно он же и является будущим полководцем.
Советник совершает действие «Набор ополчения». Вы можете призвать до 6 отрядов, но призываете только 4, т.к. для ваших целей этого должно хватить.
В этом ходу вы пока ничего не платите за содержание, но продолжаете собирать налоги – крестьяне постепенно подтягиваются к вашему замку, получают оружие и снаряжение, распределяются по отрядам и так далее. К концу хода у вас уже есть армия.
В нашем примере, на следующий ход 4 отряда переходят в категорию «военные», и в провинции остаётся 8 юнитов крестьян (при уровне Благосостояния 3, они получают доход 24, который облагается 25% налогом; доход от налогов составляет 6 слитков в ход). Именно этот доход от налогов вам нужно будет зафиксировать в экономических показателях в заявке.
Вы тратите 4 слитка на содержание вновь призванных отрядов. В следующем ходу после призыва они могут отправиться в поход на врага, а если враг уже на подходе (например, накануне вам объявили войну и в вашу сторону уже движется армия), то у вас есть свежая армия из 4 отрядов во главе с полководцем.
Наёмные отряды
Время от времени вам будут поступать предложения взять на службу отряды наёмников. Обычно это небольшие армии, состоящие из 1-3 отрядов, и специализирующиеся на определённых действиях (например, на рейдах, обороне замка и пр.).
Чтобы наёмники поступили в ваше распоряжение, вам нужно выполнить действие «Найм», назначив для него исполнителя. Вероятность 100%.
Как и ополчение, наёмники не могут вторгаться в провинции и вести активные боевые действия в течение первого хода службы, но могут обороняться.
Отрядом наёмников обычно командует капитан (см. ниже). Но вы вполне можете принять решение включить наёмные отряды в состав вашего ополчения (специальные свойства наёмников при этом пропадут) – командовать при этом будет полководец с более высоким знанием Военного дела.
Капитаны
Это отдельная категория персонажей, занимающая промежуточное положение между правителями/советниками и населением.
Капитаны обладают только одним параметром: Военное дело, который равен 2.
Кроме того, многие капитаны обладают одним достоинством и/или недостатком.
В связи с тем, что параметров капитана обычно хватает только на то, чтобы вести за собой пару отрядов, и кроме как войной он ничем заниматься не может, то они не претендуют на высокое жалование в размере 1 слитка. Стоимость их услуг входит в содержание отряда наёмников.
Преимущества наёмных отрядов:
- среди наёмников много ветеранов, их профессионализм выше – это выражается в дополнительных свойствах армии;
- при найме этих воинов крестьянское население вашей провинции не переходит в категорию военных и продолжает платить налоги как прежде; т.о. если уровень благосостояния провинции достаточно высок, то имеет смысл воевать именно наёмниками;
- при гибели отрядов население вашей провинции не уменьшается;
- при неудачной военной операции не уменьшается лояльность населения.
Недостатки наёмных отрядов:
- содержание наёмников обходится дороже, чем содержание ополчения; стоимость их услуг начинается от 2 слитков за каждый отряд;
- наёмники, при всём их опыте, сражаются не так самоотверженно, как ваше ополчение; это проявляется в том, что они не получают бонусы за воодушевление при переходе и не могут сражаться «с огоньком»;
- более того, они могут просто отказаться поступить к вам на службу, если почувствуют, что им грозят большие потери;
- сегодня они сражаются за вас, завтра могут сражаться против вас, если им заплатят больше или просто по истечении срока действия контракта.
Чтобы пригласить наёмников к себе на службу, вы должны потратить действие «Найм отрядов», задействовав советника.
В том случае, если в один и тот же ход один отряд приглашают к себе на службу несколько правителей, то наёмникам предстоит принять решение. Приоритет будут иметь:
- кондотьеры (нанимающие отряды за свободное действие),
- те, кто с ними уже сотрудничал (и обе стороны остались довольны),
- те, кто ближе им по мировоззрению (в зависимости от политики и характеристик нанимателя).
Если наёмники вам откажут, то вам придёт письмо с извинениями. Действие будет потрачено, но деньги вернутся в казну.
Обратите внимание также на то, что действие «Роспуск отрядов» для наёмников применять не нужно.
- если вы перестаёте им платить, они уходят сами,
- если заканчивается срок контракта, они могут уйти или продлить его по обоюдному согласию (в том случае, если контракт был),
- если вы более не нуждаетесь в их услугах, то СВОБОДНЫМ ДЕЙСТВИЕМ увольняете отряд (в конце этого хода он вновь появляется в списке доступных).
Боевой опыт отрядов
В данной системе боя выделяется пять видов отрядов по размеру боевого опыта относительно друг друга: 1) простое ополчение, 2) ополчение, прошедшее учения, 3) ветераны, 4) гвардия и 5) элита.
Ополчение – это самые базовые отряды, набранные из крестьян, вследствие чего не получающие никаких бонусов в ни бою, ни во время перемещений
Армия | Дополнительные кубики в бросок сражения | |
Прошедшая учения | ■ себе | - |
Ветераны | ■ себе | ■ врагам |
Гвардия | ■■ себе | ■ врагам |
Элита | ■■ себе | ■■ врагам |
Смешанные армии
Бонусы за опыт (а также другие свойства, которыми обладают армии) действуют только в тех случаях, когда все без исключения отряды в армии обладают этими свойствами.
Подразумевается, что смешанные армии сложны для управления, и только мешают друг другу, превращаясь в простую толпу. В связи с этим теряются их достоинства.
Свойства, которых смешанная армия не лишается, это бонусы за счёт специальных машин, в частности осадных. Такие свойства стоят несколько в стороне и не имеют отношения к боевому опыту отрядов.