1. Анализ обратного или закрытого слога (ЛИ, УМ...). Сна
чала выделяют гласный звук, а затем согласный после не
го.
2. Анализ открытых слогов (ПА, МУ...). Проводится с теми
же звуками, но в обратной последовательности.
3. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков (АП - ПА, УМ - МУ...).
2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова
Выделяют следующие виды ошибок: раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов. При построении занятий следует учитывать этапы формирования слоговой структуры, предложенные А.К. Марковой и З.Е. Агранович.
1.Этап. Подготовительный. (Невербальный ировень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.
2. Этап. Коррёкиионный. (Вербальный уровень)
Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов.
Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем.
Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию:
- двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са;
- трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на;
- односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот;
- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон, ка-бан;
- двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка,
руч-ка, ноч-ка;
- двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и
стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, зай-чик;
- трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-
мо-над, ко-ри-дор;
- трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат;
- трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка;
- односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд,
лифт;
- двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка;
- четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.
3. Коррекция специфических ошибок на уровне
словосочетания, предложения и текста
Выделяют пропуски, перестановки и вставки слов, нарушения количественного и качественного состава предложения, нарушение границ предложений, отсутствие границ предложений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложения и текста предусматривает:
- знакомство с предложением - определение основных при
знаков предложения, дифференциация набора отдельных
слов и предложения;
- дифференциацию словосочетания и предложения;
- развитие анализа структуры предложения - определение
границ предложения, определение последовательности
слов в предложении, определение места слов в предложении;
- знакомство с предлогами — определение их значения, знакомство с написанием предлогов;
- знакомство с приставками - определение их значения;
знакомство с написанием приставок;
- диференциацию предлогов и приставок;
- знакомство с текстом — определение основных признаков
текста; дифференциацию отдельных предложений и тек
ста; определение последовательности предложений в тексте.
В данном пособии имеются задания на коррекцию всех
перечисленных видов ошибок, что позволяет учитывать основные принципы логопедической работы: комплексность, учет специфики нарушения, поэтапность и т.д.
Доступность и привлекательность игровых ситуаций позволяет сделать логопедические занятия более эффективными. Параллельно с конспектами занятий в работе необходимо использовать альбом для выполнения индивидуальных заданий.
Альбом позволяет ребенку решить многие проблемы самостоятельно, что в свою очередь формирует у него навык контроля и самооценки, а также закрепляет запас имеющихся представлений о звуковом, слоговом и языковом анализа и синтезе.
Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также включает в себя:
- работу по интеллектуальному развитию (развитие мысли
тельной деятельности: памяти, восприятия, внимания);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчика
ми, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, упражнения с ножницами);
- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации,
грамматические конструкции, расширение словарного
запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);
- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных
членов) и употребление в речи простых предложений.