Рабочая программа дисциплины
Логика
Направление подготовки
030900.62 Юриспруденция
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
______ очная ______
г. Новокузнецк
2010 г.
1. Цели освоения дисциплины.
Цель изучения курса «Логики» по направлению 030900.62Юриспруденция по профилю подготовки «» состоит в том, чтобы помочь студентам овладеть основами логического анализа рассуждений, содействовать развитию их способностей к последовательному, корректному представлению своих мыслей и обоснованию высказываемых ими идей.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Логика» относится к Б1.В1. Логика даёт возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет получить студенту углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.Предмет читается на втором курсе в 4-м семестре.
Курс представляет собой введение в логическую проблематику. Его основная задача – изучение классического наследия традиционной логики; ознакомление с элементами современной символической логики; выработка умения практического применения логики, поэтому значительное место отводится выполнению упражнений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Логика»
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать основные понятия, теории, методы, направления логики.
Уметь применять основные логические операции, выявлять причинно-следственные связи; уметь использовать основные категории и законы логики.
Владеть навыками логического анализа информации, приемами ведения дискуссии, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Код компетенции | Формируемые компетенции | Результат освоения дисциплины |
ОК-6 | Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | Знатьосновные способы построения устной и письменной речи и правила построения аргументации. Уметь аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Владетькультурой мышления. |
4. Структура и содержание дисциплины «Логика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | |
Аудиторные занятия (всего) | |
В том числе: | |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
В том числе: – подготовка к аудиторным занятиям - ответы на вопросы для самоконтроля | |
Виды текущего контроля тест (ПР-1) контрольная работа (ПР-2) | |
Вид итогового контроля Экзамен (УО-4) |
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Общая трудоёмкость (часах) | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||
Учебная работа | В.т.ч. активных форм | Самостоятельная работа | |||||||
всего | лекции | практика | |||||||
Предмет, значение логики и ее история. | ПР-2 | ||||||||
Логика и язык. Семантические категории языка. | - | ПР-1, ПР-2 | |||||||
Законы логики. | - | - | ПР-2 | ||||||
Понятие, его виды. Отношения понятий. | ПР-1 | ||||||||
Операции с понятиями. Операции с классами | 5-6 | ПР-1, ПР-2 | |||||||
Простое суждение | 7-8 | ПР-1, ПР-2 | |||||||
Сложные суждения и их виды | 9-10 | ПР-1, ПР-2 | |||||||
Умозаключения из простых и сложных суждений. | 11-12 | ПР-1, ПР-2 | |||||||
Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный. | 13-14 | ПР-1, ПР-2 | |||||||
Логика вопросов и ответов. | 15-16 | - | ПР-1, ПР-2 | ||||||
Логические основы теории аргументации | 17-18 | ПР-1, ПР-2 | |||||||
Экзамен | УО-4 | ||||||||
Итого |
4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
4.2.1. Содержание лекционного курса
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Результат обучения, формируемые компетенции |
1.1 | Предмет и значение логики | 1. Предмет логики. 2. Роль мышления в познании. 3. Основные особенности и формы абстрактного мышления | Знатьпредмет, объект, значение логики, ее основные функции, основные особенности и формы абстрактного мышления, основные направления логики. Уметь аргументировано и ясно излагать изученный материал. Владеть навыками логического анализа основных особенностей и форм абстрактного мышления. |
4.1 | Понятие, его виды. Отношения понятий. | 1. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий. 2. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. 3. Виды понятий. | Знатьдефиницию понятия, основные логические приемы его формирования, виды понятий. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий. Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями. |
5.1 | Операции с понятиями. Операции с классами | 1. Операции с классами (объемами понятий): пересечение, объединение, разность классов, дополнение. 2. Основные законы логики классов: коммутативность и ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности, законы поглощения и др. 3. Обобщение ограничение понятий. | Знатьдефиницию понятия, основные логические приемы его формирования, виды понятий. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий. Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями. |
6.1 | Простое суждение | 1. Общая характеристика суждения. 2. Суждение и предложение. Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения и их логический смысл. 3. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. 4. Виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования. | Знатьдефиницию суждения, его состав, дефиницию простого суждения, виды простых суждений. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о суждении, различать суждение и предложение, различать простые и сложные типы суждений. Владеть навыками логического анализа основных видов суждений. |
7.1 | Сложные суждения и их виды | 1. Cложное суждение и его виды. 2. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. 3. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). | Знатьдефиницию сложного суждения, знать основные виды логических связок. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о сложном суждении. Владеть навыками логического анализа условий истинности сложных суждений |
8.1 | Умозаключения из простых и сложных суждений. | 1. Общая характеристика умозаключения. 2. Непосредственные дедуктивные умозаключения. 3. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений. | Знатьдефиницию умозаключения, его основные виды. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об умозаключении; уметь аргументированно различать непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения. Владеть навыками логического анализа основных видов непосредственных и опосредованных умозаключений. |
9.1 | Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный. | 1. Категорический силлогизм. Состав силлогизма. 2. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. 3. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. | Знатьдефиницию силлогизма, его состав, аксиому силлогизма, фигуры, правила фигур, модусы (правильные и неправильные). Уметь аргументировано и ясно излагать материал о силлогизме; уметь аргументированно различать фигуры и модусы силлогизма. Владеть навыками логического анализа теории силлогизма. |
11.1 | Логические основы теории аргументации | 1. Аргументация и процесс формирования убеждений. 2. Понятие доказательства. Структура доказательства, его виды. 3. Понятие опровержения. Способы опровержения. | Знатьдефиницию аргументации, ее структуру, знать понятие доказательства, его структуру и виды, знать понятие опровержения, его основные способы. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об аргументации. Владеть навыками логического анализа основ теории аргументации. |
4.2.2. Содержание практических занятий
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Результат обучения, формируемые компетенции |
1.2 | Предмет и значение логики | 1. Процесс познания. Особенности абстрактного мышления. 2. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. 3. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. | Знатьдефиницию познания, основные особенности и формы абстрактного мышления, основные направления логики; знать основные вехи истории логики. Уметь аргументировано и ясно излагать изученный материал. Владеть навыками логического анализа процесса познания, основных форм абстрактного мышления, основными событиями из истории логики. |
Логика и язык | 1. Язык как знаковая информационная система. Функции языка. 2. Языки естественные и искусственные. Понятие знака. | Знатьдефиниции языка, его основные функции, знать дефиниции знака, его основные типы. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о языке как знаковой информационной системе; уметь аргументированно различать искусственные и естественные языки. Владеть навыками логического анализа основных видов семиотических систем. | |
Основные законы правильного мышления | 1. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. 2. Значение основных законов логики. 3. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. 4. Методологическая функция основных законов классической логики. | Знатьдефиниции мышления, его основные черты, знать дефиниции основных логических законов, их функции. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о законах логики. Владеть навыками анализа основных законов правильного мышления. | |
4.2 | Понятие, его виды. Отношения понятий. | 1. Понятие как форма мышления. 2. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. 3. Круговые схемы Эйлера и диаграммы Венна для выражения отношений между понятиями. | Знатьдефиницию понятия, его основные виды,отношения между понятиями, круги Эйлера и диаграммы Венна. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий. Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями. |
5.2 | Операции с понятиями. Операции с классами | 1. Деление понятий. Виды деления. Правила и возможные ошибки в делении. 2. Классификация и ее виды. 3. Определение понятий. Виды определений. Правила явного определения. 4. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др. | Знатьдефиницию операции деления, классификации, определения, а также дефиниции приемов сходных с определением. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об операциях с понятиями и классами; уметь различать виды деления; уметь аргументированно различать виды определений и приемов, сходных с определением. Владеть навыками логического анализа основных операций с понятиями и классами. |
6.2 | Простое суждение | 1. Суждения с простыми и сложными субъектами и предикатами. 2. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). 3. Выделяющие и исключающие суждения. 4. Распределенность терминов в суждениях. 5. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях. | Знатьдефиницию суждения, его состав, дефиницию простого суждения, виды простых суждений. Уметь аргументировано и ясно различать суждения с простыми и сложными субъектами и предикатами; уметь изображать круги Эйлера в отношении категорических суждений; уметь определять распределенность терминов. Владеть навыками логического анализа основ простых суждений. |
7.2 | Сложные суждения и их виды | 1. Отношения между суждениями по истинности. 2. «Логический квадрат». Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений. 3. Деление суждений по модальности. 4. Суждения о нормах. Понятие о логике норм. | Знатьдефиницию правила образования противоречащих суждений; понятие модальности, понятие нормы. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о сложном суждении, логическом квадрате, логике норм. Владеть навыками логического анализа условий истинности сложных суждений. |
8.2 | Умозаключения из простых и сложных суждений. | 1. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений. 2. Индуктивные умозаключения. Виды индуктивных умозаключений. Научная индукция. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. 3. Умозаключения по аналогии. Виды умозаключений по аналогии. | Знатьдефиницию умозаключения, его основные виды. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об умозаключении; уметь аргументированно различать непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения. Владеть навыками логического анализа основных видов непосредственных и опосредованных умозаключений. |
9.2 | Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный. | 1. Сокращенный силлогизм (энтимема). 2. Понятие о сложных (полисиллогизм) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах. | Знатьдефиницию силлогизма, его состав, аксиому силлогизма, фигуры, правила фигур, модусы (правильные и неправильные). Уметь аргументировано и ясно излагать материал о силлогизме; уметь аргументированно различать фигуры и модусы силлогизма. Владеть навыками логического анализа теории силлогизма. |
Логика вопросов и ответов. | 1. Культура аргументации в логике вопросов и ответов. 2. Сущность и логическая структура вопроса. 3. Виды вопросов и правила постановки. 4. Ответ: сущность, виды и правила выражения. | Знатьдефиницию вопроса, ответа, их основные формы и функции. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о вопросе и ответе, основных правилах их выражения. Владеть навыками логического анализа основных видов вопросов и ответов. | |
11.2 | Логические основы теории аргументации | 1. Правила доказательного рассуждения. 2. Логические ошибки: паралогизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах. 3 Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии. | Знатьдефиницию аргументации, логических ошибок (паралогизмов и софизмов), парадокса; знать правила ведения дискуссии; правила доказательного рассуждения. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об аргументации. Владеть навыками логического анализа основ теории аргументации. |
Образовательные технологии.
Для формирования профессиональных умений и навыков, активизации познавательной деятельности студентов в рамках курса «Логики» наряду с традиционными методами, используются активные методы обучения, поскольку именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности.
В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению определенных познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.
Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и инновационные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения по ООП. Перечень форм организации обучения и методов представлен в таблице.
ФОО Методы | Лекции | Практические занятия | контроль | СРС |
Мультимедийные технологии | + | |||
Проблемное обучение | + | + | ||
Контекстное обучение | + | |||
IT -технологии | + | + | ||
Тест | + | + | + | + |
Контрольная работа | + | + | + |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
· Подготовка к практическим занятиям;
· Подготовка к текущим контрольным мероприятиям (контрольные работы, тестовые опросы);
· Выполнение домашних индивидуальных заданий;
· Другие виды работ (эссе, исследовательская реферативная работа).