Образовательные технологии.




Рабочая программа дисциплины

Логика

 

 

Направление подготовки

030900.62 Юриспруденция

 

 

Профиль подготовки

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

______ очная ______

 

г. Новокузнецк

2010 г.

1. Цели освоения дисциплины.

Цель изучения курса «Логики» по направлению 030900.62Юриспруденция по профилю подготовки «» состоит в том, чтобы помочь студентам овладеть основами логического анализа рассуждений, содействовать развитию их способностей к последовательному, корректному представлению своих мыслей и обоснованию высказываемых ими идей.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Логика» относится к Б1.В1. Логика даёт возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет получить студенту углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.Предмет читается на втором курсе в 4-м семестре.

Курс представляет собой введение в логическую проблематику. Его основная задача – изучение классического наследия традиционной логики; ознакомление с элементами современной символической логики; выработка умения практического применения логики, поэтому значительное место отводится выполнению упражнений.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Логика»

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные понятия, теории, методы, направления логики.

Уметь применять основные логические операции, выявлять причинно-следственные связи; уметь использовать основные категории и законы логики.

Владеть навыками логического анализа информации, приемами ведения дискуссии, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

 

Код компетенции Формируемые компетенции Результат освоения дисциплины
ОК-6 Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Знатьосновные способы построения устной и письменной речи и правила построения аргументации. Уметь аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Владетькультурой мышления.

 

 

4. Структура и содержание дисциплины «Логика»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.

 

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе: – подготовка к аудиторным занятиям - ответы на вопросы для самоконтроля  
Виды текущего контроля тест (ПР-1) контрольная работа (ПР-2)  
Вид итогового контроля Экзамен (УО-4)    

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)     Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
всего лекции практика
  Предмет, значение логики и ее история.               ПР-2
  Логика и язык. Семантические категории языка.     -       ПР-1, ПР-2
  Законы логики.     -   -   ПР-2
  Понятие, его виды. Отношения понятий.             ПР-1
  Операции с понятиями. Операции с классами 5-6           ПР-1, ПР-2
  Простое суждение 7-8           ПР-1, ПР-2
  Сложные суждения и их виды 9-10           ПР-1, ПР-2
  Умозаключения из простых и сложных суждений. 11-12           ПР-1, ПР-2
  Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный. 13-14           ПР-1, ПР-2
  Логика вопросов и ответов. 15-16   -       ПР-1, ПР-2
  Логические основы теории аргументации 17-18           ПР-1, ПР-2
  Экзамен               УО-4
Итого            

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

4.2.1. Содержание лекционного курса

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
1.1 Предмет и значение логики 1. Предмет логики. 2. Роль мышления в познании. 3. Основные особенности и формы абстрактного мышления Знатьпредмет, объект, значение логики, ее основные функции, основные особенности и формы абстрактного мышления, основные направления логики. Уметь аргументировано и ясно излагать изученный материал. Владеть навыками логического анализа основных особенностей и форм абстрактного мышления.
4.1 Понятие, его виды. Отношения понятий.     1. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий. 2. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. 3. Виды понятий. Знатьдефиницию понятия, основные логические приемы его формирования, виды понятий. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий. Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями.
5.1 Операции с понятиями. Операции с классами 1. Операции с классами (объемами понятий): пересечение, объединение, разность классов, дополнение. 2. Основные законы логики классов: коммутативность и ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности, законы поглощения и др. 3. Обобщение ограничение понятий. Знатьдефиницию понятия, основные логические приемы его формирования, виды понятий. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий. Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями.
6.1 Простое суждение 1. Общая характеристика суждения. 2. Суждение и предложение. Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения и их логический смысл. 3. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. 4. Виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования. Знатьдефиницию суждения, его состав, дефиницию простого суждения, виды простых суждений. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о суждении, различать суждение и предложение, различать простые и сложные типы суждений. Владеть навыками логического анализа основных видов суждений.
7.1 Сложные суждения и их виды 1. Cложное суждение и его виды. 2. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. 3. Условия истинности сложных суждений (табличное определение). Знатьдефиницию сложного суждения, знать основные виды логических связок. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о сложном суждении. Владеть навыками логического анализа условий истинности сложных суждений
8.1 Умозаключения из простых и сложных суждений. 1. Общая характеристика умозаключения. 2. Непосредственные дедуктивные умозаключения. 3. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений. Знатьдефиницию умозаключения, его основные виды. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об умозаключении; уметь аргументированно различать непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения. Владеть навыками логического анализа основных видов непосредственных и опосредованных умозаключений.
9.1 Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный. 1. Категорический силлогизм. Состав силлогизма. 2. Фигуры и модусы силлогизма. Правильные модусы. 3. Общие правила силлогизма. Специальные правила фигур. Знатьдефиницию силлогизма, его состав, аксиому силлогизма, фигуры, правила фигур, модусы (правильные и неправильные). Уметь аргументировано и ясно излагать материал о силлогизме; уметь аргументированно различать фигуры и модусы силлогизма. Владеть навыками логического анализа теории силлогизма.
11.1 Логические основы теории аргументации 1. Аргументация и процесс формирования убеждений. 2. Понятие доказательства. Структура доказательства, его виды. 3. Понятие опровержения. Способы опровержения. Знатьдефиницию аргументации, ее структуру, знать понятие доказательства, его структуру и виды, знать понятие опровержения, его основные способы. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об аргументации. Владеть навыками логического анализа основ теории аргументации.

4.2.2. Содержание практических занятий

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
1.2 Предмет и значение логики 1. Процесс познания. Особенности абстрактного мышления. 2. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. 3. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Знатьдефиницию познания, основные особенности и формы абстрактного мышления, основные направления логики; знать основные вехи истории логики. Уметь аргументировано и ясно излагать изученный материал. Владеть навыками логического анализа процесса познания, основных форм абстрактного мышления, основными событиями из истории логики.
  Логика и язык 1. Язык как знаковая информационная система. Функции языка. 2. Языки естественные и искусственные. Понятие знака. Знатьдефиниции языка, его основные функции, знать дефиниции знака, его основные типы. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о языке как знаковой информационной системе; уметь аргументированно различать искусственные и естественные языки. Владеть навыками логического анализа основных видов семиотических систем.
  Основные законы правильного мышления 1. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. 2. Значение основных законов логики. 3. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. 4. Методологическая функция основных законов классической логики. Знатьдефиниции мышления, его основные черты, знать дефиниции основных логических законов, их функции. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о законах логики. Владеть навыками анализа основных законов правильного мышления.
4.2 Понятие, его виды. Отношения понятий.     1. Понятие как форма мышления. 2. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. 3. Круговые схемы Эйлера и диаграммы Венна для выражения отношений между понятиями. Знатьдефиницию понятия, его основные виды,отношения между понятиями, круги Эйлера и диаграммы Венна. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о понятии как форме мышления; уметь аргументированно различать виды понятий. Владеть навыками логического анализа основных видов отношений между понятиями.
5.2 Операции с понятиями. Операции с классами 1. Деление понятий. Виды деления. Правила и возможные ошибки в делении. 2. Классификация и ее виды. 3. Определение понятий. Виды определений. Правила явного определения. 4. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др. Знатьдефиницию операции деления, классификации, определения, а также дефиниции приемов сходных с определением. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об операциях с понятиями и классами; уметь различать виды деления; уметь аргументированно различать виды определений и приемов, сходных с определением. Владеть навыками логического анализа основных операций с понятиями и классами.
6.2 Простое суждение 1. Суждения с простыми и сложными субъектами и предикатами. 2. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). 3. Выделяющие и исключающие суждения. 4. Распределенность терминов в суждениях. 5. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях. Знатьдефиницию суждения, его состав, дефиницию простого суждения, виды простых суждений. Уметь аргументировано и ясно различать суждения с простыми и сложными субъектами и предикатами; уметь изображать круги Эйлера в отношении категорических суждений; уметь определять распределенность терминов. Владеть навыками логического анализа основ простых суждений.
7.2 Сложные суждения и их виды 1. Отношения между суждениями по истинности. 2. «Логический квадрат». Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений. 3. Деление суждений по модальности. 4. Суждения о нормах. Понятие о логике норм. Знатьдефиницию правила образования противоречащих суждений; понятие модальности, понятие нормы. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о сложном суждении, логическом квадрате, логике норм. Владеть навыками логического анализа условий истинности сложных суждений.
8.2 Умозаключения из простых и сложных суждений. 1. Опосредованные дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений. 2. Индуктивные умозаключения. Виды индуктивных умозаключений. Научная индукция. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. 3. Умозаключения по аналогии. Виды умозаключений по аналогии. Знатьдефиницию умозаключения, его основные виды. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об умозаключении; уметь аргументированно различать непосредственные и опосредованные дедуктивные умозаключения. Владеть навыками логического анализа основных видов непосредственных и опосредованных умозаключений.
9.2 Силлогизмы: простой, сложный, сложносокращенный. 1. Сокращенный силлогизм (энтимема). 2. Понятие о сложных (полисиллогизм) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах. Знатьдефиницию силлогизма, его состав, аксиому силлогизма, фигуры, правила фигур, модусы (правильные и неправильные). Уметь аргументировано и ясно излагать материал о силлогизме; уметь аргументированно различать фигуры и модусы силлогизма. Владеть навыками логического анализа теории силлогизма.
  Логика вопросов и ответов. 1. Культура аргументации в логике вопросов и ответов. 2. Сущность и логическая структура вопроса. 3. Виды вопросов и правила постановки. 4. Ответ: сущность, виды и правила выражения. Знатьдефиницию вопроса, ответа, их основные формы и функции. Уметь аргументировано и ясно излагать материал о вопросе и ответе, основных правилах их выражения. Владеть навыками логического анализа основных видов вопросов и ответов.
11.2 Логические основы теории аргументации 1. Правила доказательного рассуждения. 2. Логические ошибки: паралогизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах. 3 Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Правила ведения дискуссии. Знатьдефиницию аргументации, логических ошибок (паралогизмов и софизмов), парадокса; знать правила ведения дискуссии; правила доказательного рассуждения. Уметь аргументировано и ясно излагать материал об аргументации. Владеть навыками логического анализа основ теории аргументации.

Образовательные технологии.

Для формирования профессиональных умений и навыков, активизации познавательной деятельности студентов в рамках курса «Логики» наряду с традиционными методами, используются активные методы обучения, поскольку именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, необходимыми для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности.

В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению определенных познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.

Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и инновационные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения по ООП. Перечень форм организации обучения и методов представлен в таблице.

 

ФОО Методы Лекции Практические занятия контроль СРС
Мультимедийные технологии +      
Проблемное обучение +     +
Контекстное обучение +      
IT -технологии     + +
Тест + + + +
Контрольная работа   + + +

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

· Подготовка к практическим занятиям;

· Подготовка к текущим контрольным мероприятиям (контрольные работы, тестовые опросы);

· Выполнение домашних индивидуальных заданий;

· Другие виды работ (эссе, исследовательская реферативная работа).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: