ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ 1 глава




А.С.Кусков

ТУРИСТСКОЕ РЕСУРСОВЕДЕНИЕ

Москва, издательский центр «Академия», 2008.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленное вниманию читателя учебное пособие посвя­щено изучению и оценке туристских ресурсов, являющихся ос­новным компонентом туристского потенциала территорий. В ра­боте формируются теоретические основы туристского ресурсоведения, характеризуются основные разновидности туристских ре­сурсов, определяются основные методы их оценивания. Особое внимание уделяется вопросам поддержания туристских ресурсов в состоянии экологического равновесия и обеспечения их надле­жащей охраны.

В настоящее время сложились три подхода к преподаванию дисциплины «Туристское ресурсоведение» («Туристские ресур­сы») - теоретико-методологический, прикладной (оценочный), описательный.

При теоретико-методологическом подходе рассматриваются два главных вопроса: а) определение понятия «туристские ресурсы» и формирование понятийно-терминологического аппарата дисцип­лины и б) изучение основных методов оценки туристских ресур­сов.

Описательный подход предполагает построение учебного курса «Туристское ресурсоведение» на основе описания туристских ре­сурсов отдельных стран и регионов мира. Данный подход в совре­менных условиях неприемлем, так как важнее научиться самосто­ятельно оценивать туристские ресурсы, нежели «выуживать» их описания из словарей, путеводителей, справочников.

Прикладной (оценочный) подход основан на практическом при­менении существующих методов оценки туристских ресурсов в отношении конкретных территорий. Наиболее оптимальным ва­риантом реализации этого подхода является комбинирование его с теоретико-методологическим подходом, так как курс турист­ского ресурсоведения в обязательном порядке должен завершать­ся разделом, где студенты будут изучать и оценивать туристские ресурсы региона своего проживания, т.е. будут применять полу­ченные знания на практике.

Учебное пособие написано в русле теоретико-методологиче­ского подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, описательный подход наиболее успешно реализуется в родствен­ных учебных дисциплинах, таких как «География туризма», «Ту-ристское регионоведение», «Туристское страноведение». Во-вто­рых, автор сознательно опустил прикладной аспект, так как по­считал нецелесообразным рассмотрение практики применения различных методов оценки туристских ресурсов к условиям от­дельно взятого региона или страны. Предполагается, что теорети­ко-методологический аппарат учебного пособия позволит студен­там самостоятельно оценить туристские ресурсы своего региона в рамках практических и семинарских занятий, используя при этом задания, приведенные после каждой главы.

Оптимальным считается построение учебной дисциплины на основе сочетания теоретико-методологического и оценочного подхо­дов с обязательным использованием описательных методов в каче­стве иллюстративного материала. Наиболее значимым является изу­чение содержания основных методов оценки туристских ресурсов и возможностей их практического применения в условиях как своего региона, так и других территорий, в том числе и зарубежных

При подготовке учебного пособия автор исходил из результа­тов проделанного анализа Государственного образовательного стан­дарта по специальности «Туризм», учитывая все возможные вари­анты реализации межпредметных связей, а также то, что дисцип­лина преподается студентам младших курсов высших учебных за­ведений.

Используя материал учебного пособия, студенты могут подго­товиться к семинарским и практическим занятиям по целому блоку туристских дисциплин, успешно сдать экзамены и зачеты.

Работа с учебным пособием потребует определенных усилий со стороны студентов В этом им поможет детально разработанный методический аппарат - контрольные вопросы и задания для прак­тических занятий, библиографический список, иллюстрации (ри­сунки, схемы, таблицы)

Представленное учебное пособие предназначено для студен­тов, обучающихся по специальности «Туризм» Несомненно, дан­ное пособие представляет интерес для студентов других сервис­но-туристских и географических специальностей - «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент организации» со специализацией «Гостиничный и туристический бизнес», «Рек­реация и спортивно-оздоровительный туризм», «География».

Автор, выражает благодарность рецензентам - профессору И. И. Пирожнику и доценту Н.С. Мартышенко - за их ценные замечания и пожелания, которые были учтены при подготовке и предоставлении рукописи в издательство. Все замечания и пред­ложения по содержанию учебного пособия можно отправлять в издательство или непосредственно автору по электронной почте (askuskov@mail.ru).

 

Глава 1

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫТУРИСТСКОГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ

 

1.1. Туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения.

Взаимосвязь туристского ресурсоведения и комплексного страноведения. Туристское ресурсоведение является одним из важнейших разделов таких дисциплин, как география туризма и комплексное страноведение. Однако если география туризма является обязательной дисциплиной, которую преподают студентам всех туристских специальностей, то комплексное страноведение преподают лишь в нескольких высших учебных заведениях страны.

Комплексное страноведение - одно из трех основных составляющих, на которые подразделяется страноведение (помимо физико-географического и социально-экономического) [55].

Наряду с перечисленными основными составляющими страноведение подразделяется на историко-культурное, политическое, экономическое, демографическое, рекреационное и т.д

Комплексное страноведение можно рассматривать в единстве трех аспектов: природа - население - хозяйство, при этом вид страноведческих знаний каждого из аспектов немыслимы без их совокупного восприятия. Одним из видов таких знаний являете туристское страноведение. Использование всех аспектов комплексного страноведения позволяет сформировать целостный образ страны или региона.

Для формирования образа страны или региона необходим использование разных вариантов схем комплексной страноведческой характеристики Приведем пример одной из схем комплексной характеристики страны [69]:

1) географическое положение (особенности территории реп она, страны) и его страноведческие следствия;

2) природные и экологические условия страны, ее природно-климатическое районирование;

3) историко-культурная характеристика региона или страны

4) население страны и история его формирования (численность и плотность населения, расовый и этноконфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов);

5) основные города (их расположение, история, особенности населения и специализации хозяйства, достопримечательности);

6) социально-экономическая характеристика страны (основ­ные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспорт­ные связи и инфраструктура туризма);

7) политико-географическая характеристика страны (государ­ственный строй и устройство, политические партии, криминаль­ная обстановка и ее влияние на туризм);

8) рекреация и туризм (особенности размещения туристских центров и их специализация);

9) общие тенденции развития страны (определение типа стра­ны, выявление ее характерных черт развития).

Пользуясь представленной схемой и перечнем основных на­правлений комплексного страноведения, можно определить мес­то туристского ресурсоведения в его структуре. Выделяют три ос­новные группы туристских ресурсов: природные, культурно-ис­торические и социально-экономические, особенности оценива­ния которых и составляют предмет изучения туристского ресур­соведения.

Туристское ресурсоведение непосредственно связано с природ­ным, историко-культурн ы м и социально-экономическим страно­ведением.

Туристское ресурсоведение рассматривает также вопросы ох­раны и экологии туристских территорий, что роднит его с эколо­гическим страноведением.

Туристское ресурсоведение, будучи частью комплексного стра­новедения, в свою очередь является разделом туристского стра­новедения, основой которого служит оценка туристских ресурсов отдельных стран и их регионов.

Становление туристского ресурсоведения. Туристское ресурсо­ведение тесно связано с понятием «рекреационные ресурсы». Рек­реация (от лат. recreation - восстановление) означает отдых, вос­становление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Впервые термин «рекреационные ресурсы» появился в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. в научной среде ученых-географов. В настоящее время термин «рекреационные ресурсы» использует­ся представителями целого ряда наук - географами, социолога­ми, экономистами, экологами, психологами, хотя за последнее десятилетие сформировался новый термин - туристское ресурсо­ведение.

В 1970-е гг. оценке туристских и рекреационных ресурсов было посвящено много научных работ. При этом обсуждались самые разнообразные аспекты этой проблемы, прежде всего методоло­гия и методы оценки качества ресурсов, методы расчета макси­мальных и оптимальных нагрузок на природные и историко-культурные комплексы [13J.

Тема туристского ресурсоведения особое место занимает в рамках рекреационной географии. Более заметными становятся так направления исследований, как особенности туристского восприятия географического пространства, закономерности пространственного поведения туристов, геокультурологические аспекты туристской и рекреационной деятельности.

В Российской Федерации сложились значительные научи] центры, занимающиеся разработкой проблем туристского ресурсоведения. К ним относятся: Москва, Санкт-Петербург, Варна; Владивосток, Ростов-на-Дону, Краснодар, Смоленск, Сочи, Омск, Саратов, Калининград, Томск, Тюмень. Наиболее значимые исследования в области туристского ресурсоведения проводятся в настоящее время Ю.А.Ведениным [14... 16], Е.В.Колот вой [39], И.В.Зориным [31, 32], А.Б.Косолаповым [40..Л'. Е. Ю. Колбовским [37], Н.С.Мироненко [56, 57], Д. В. Севастьян вым [69J, А.И.Зыряновым [33], В.П.Чижовой [80], А.В.Дрозд вым [28], Т.К.Сергеевой [71], О.В.Калашниковой [35], Д.В.Н колаенко |59|, В.Л.Погодиной [65], И. И. Пирожником [61], Т.Ю.Т хоновой [74, 75] и другими специалистами.

В туристском ресурсоведении наиболее активно развивают следующие направления:

1) теоретическо-методологические основы туристского ресусоведения;

2) интегральная и компонентная оценка туристского потенциала территорий;

3) методология и методика оценивания природных и культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризм;

4) рентный (стоимостный) подход к оценке природных ресусов туризма;

5) вопросы пространственной организации туристских ресурсе

6) туристские нагрузки на ландшафтные комплексы и их оцет

Итак, туристское ресурсоведение можно определить как важный научно-прикладной раздел географии туризма и комплекного страноведения, в сфере интересов которого находятся во росы концептуализации, изучения и комплексной оценки туристских ресурсов отдельных территорий.

Туристское ресурсоведение является важнейшей составной частью рекреационного ресурсоведения, так как автор придерживается точки зрения, согласно которой туризм является составив элементом рекреации.

Туристское ресурсоведение имеет тесные связи с такими научными направлениями, как природопользование, социология, философия, география, экономика, математика, курортология, психология, культурология, экология и др. Особые вопросы туристского ресурсоведения соприкасаются с рядом разделов медицин и юридических наук.

 

1.2. Значение туристских ресурсов в развитии туристского бизнеса

 

Развитие туристского бизнеса осуществляется при наличии сле­дующих основных составляющих: капитала, технологии, трудо­вых, природных и культурно-исторических ресурсов туризма. Од­нако чтобы заниматься туризмом, недостаточно обладать капита­лом, технологией, высокопрофессиональными кадрами. Необхо­димо выбрать место, где имеются ресурсы для развития туризма (в дальнейшем - туристские ресурсы). Если в пределах какой-либо территории нет туристских ресурсов, то в силах человека создать их.

Практика последних лет демонстрирует создание искусствен­ных туристских ресурсов - крупных тематических парков, турис­тских комплексов, аттракционов.

Именно наличие туристских ресурсов способствует формиро­ванию туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвести­ционной политики. Кроме того, на основе наличия и разнообра­зия туристских ресурсов планируются и открываются новые тури­стские маршруты.

Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь пред­ставление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды.

Представление о ценности территории как перспективном ме­тоде туризма традиционно связывают с богатством природы, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассмат­риваются, прежде всего, памятники архитектуры, исторические города, достопримечательные места и т.д.

 

1.3. Предмет и задачи туристского ресурсоведения

 

Предметом изучения туристского ресурсоведения являются ту­ристские ресурсы, которые определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе и рассматриваются как один из важнейших факторов развития туризма, как основа для планиро­вания производства туристского продукта. Именно специфика ту­ристских ресурсов региона определяет особенности и структуру регионального туристского продукта. Туристские ресурсы опреде­ляют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики. На основе наличия и разнообразия туристских ресурсов выделяются турист­ские районы и зоны, планируются и открываются новые турист­ские маршруты.

Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь пред­ставление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки туристских ресурсов, которая необходима для управления использованием природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды.

Представление о ценности территории как перспективном ме­сте туризма традиционно связывали с богатством природы, ее разнообразием, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассматривались, прежде всего, памятники архитекту­ры, исторические города, достопримечательные места и т.д.

Туристское ресурсоведение дает представление об основных кон­цепциях и понятиях географии туризма и туристского ресурсове­дения, а также о важнейших и современных способах оценки ту­ристских возможностей отдельных территорий для их дальнейше­го использования и развития как туристских регионов.

Особое внимание отводится авторским методикам оценки при­родных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма. Приводится также и обзор основных методов оценки иных категорий рекреационных и туристских территорий - культурных ландшафтов, историко-культурных и ландшафтных комплексов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и др.

Целью учебного пособия «Туристское ресурсоведение» являет­ся выделение и характеристика основных разновидностей турист­ских ресурсов, а также рассмотрение, оценка и особенности прак­тического применения существующих методик их оценивания.

Для реализации поставленной цели в процессе изучения дис­циплины предусматривается решение следующих задач:

1) определение содержания учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение»;

2) раскрытие основных положений и определение важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения;

3) выявление системы показателей и критериев количествен­ной и качественной оценки туристского потенциала определен­ных территорий;

4) характеристика основных видов туристских ресурсов, а так­же выделение и изучение их важнейших свойств;

5) анализ методов оценки природных, культурно-историче­ских и социально-экономических ресурсов туризма;

6) рассмотрение основных аспектов экологии и охраны турист­ских ресурсов.

Выделенные задачи учебного пособия определяют и его струк­туру:

• теоретические основы туристского ресурсоведения;

• туристский потенциал территории;

• туристские ресурсы как важнейшая составная часть турист­ского потенциала; >

• природные туристские ресурсы и их оценка;

• культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка;

• социально-экономические ресурсы туризма и их оценка;

• экология и охрана туристских ресурсов.

После изучения дисциплины студенты должны знать:

1) основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса;

2) возможности применения картографического метода для целей оценки туристских возможностей территорий;

3) специфику комплексных методов оценки туристских ресур­сов;

4) особенности количественной и качественной оценки при­родных, историко-культурных и социально-экономических ресур­сов туризма;

5) принципы и проблемы составления реестра и кадастра ту­ристских ресурсов;

6) принципы рекреационного и туристского природопользо­вания и особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организа­ции отдыха;

7) современные технические и технологические средства и приемы для проведения оценки туристских ресурсов.

Изучение учебной дисциплины предполагает также приобре­тение ряда умений и навыков, среди которых наиболее важными являются:

1) критический анализ основных концепций и понятий дис­циплины;

2) работа с различными группами источников - литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестра­ми, статистическими данными;

3) выявление и оценка факторов, влияющих на размещение туристских ресурсов;

4) применение геоинформационных систем (ГИС) для моде­лирования и оценки туристских ресурсов;

5) характеристика и комплексная оценка туристских ресурсов, отдельных стран и регионов, на базе которых развивается между­народный и внутренний туризм;

6) использование основных методов и приемов оценки турист­ских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях.

 

 

1.4. Методы туристского ресурсоведения

 

Основным методом туристского ресурсоведения является опи­сательный, или просто описание. Под описанием в ресурсоведении понимается упорядоченная характеристика территории, а также теоретическое обобщение полученного материала, т.е. системати­зация, объяснение и построение теории. Описание составляет ос­нову туристского ресурсоведения, так как все комплексные ха­рактеристики ресурсного потенциала туристских районов пред­ставляют не что иное как результат описания, подкрепленный оценочными действиями.

Для обработки собранного материала чаще всего используют методы классификации и типологии. Классификация и типология - два родственных понятия.

Под классификацией понимается группировка изучаемых объек­тов по количественным признакам, под типологией - группи­ровка объектов по качественным признакам. Часто встречается мнение, что типология отличается от классификации количеством признаков. Так, классификация проводится по одному конкрет­ному признаку, а типология - по их совокупности. Различают два подхода к типологическому изучению объектов. В основе первого подхода лежит обобщение характерных свойств и признаков объек­тов и предметов, явлений данного множества, в основе второ­го - детальное изучение одного или нескольких объектов, кото­рые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам.

К методам систематизации информации относят таксономию и районирование.

Таксономия определяется как особый вид систематизации, за­ключающийся в делений территории на сопоставимые, иерархиче­ски соподчиненные территориальные единицы (таксоны), кото­рые связаны той или иной общностью свойств, признаков и бла­годаря этому могут быть отнесены к определенной таксономиче­ской категории.

Районирование является универсальным методом упорядоче­ния и систематизации территориальных систем, который являет­ся одним из основных в туристском ресурсоведении, так как оценка туристских ресурсов наиболее часто проводится применительно к отдельным туристским регионам. Существует множество способов районирования, основные из которых картографический, статис­тический, математический, комплексный.

Из методов эмпирических исследований в ресурсоведении чаще всего используется метод сравнения. Сравнение позволяет устано­вить сходство и различие предметов и явлений действительности, Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удов­летворять трем требованиям:

во-первых, сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общ­ность;

во-вторых, для познания объектов их сравнение должно осу­ществляться по наиболее важным, существенным (в плане конк­ретной познавательной задачи) признакам;

в-третьих, сравнивать можно только одномасштабные объекты или регионы.

Для исследования сложных развивающихся объектов применя­ется исторический (историко-географический) метод, который ис­пользуют там, где предметом исследования становится история объекта. Исторический метод позволяет исследовать возникнове­ние, формирование и развитие процессов и событий в хроноло­гической последовательности с целью выявить внутренние и внеш­ние связи, закономерности и противоречия.

Картографический метод связан с использованием специалис­тами-практиками, учащимися и туристами карты как важнейше­го и порой единственного источника информации о туристских ресурсах исследуемого и оцениваемого региона. Карта представля­ет собой уменьшенное и обобщенное изображение территории - своеобразную модель реальной территории.

В ресурсоведении применяют следующие методы использова­ния карт:

• визуальный анализ карт для выявления закономерностей раз­мещения географических объектов и анализа факторов террито­риальной дифференциации туристской деятельности;

• измерение по картам расстояний, площадей, высот, плотно­сти явлений, процессов и объектов, анализ и типология систем расселения;

• графический анализ карт для выявления пространственных закономерностей изменения социально-экономических явлений и процессов;

• статистический анализ карт, используемый для сопоставле­ния природных и социально-экономических явлений;

• преобразование карт для лучшего отображения тех или иных явлений и процессов действительности;

• математико-статистический анализ карт для выявления коли­чественных зависимостей и взаимосвязей социально-экономиче­ских и туристских систем.

В туристском ресурсоведении широкое применение находят количественные методы, с помощью которых можно: давать коли­чественную характеристику изучаемых явлений; анализировать природные и социально-экономические факторы дифференциа­ции территории; выявлять статистические взаимосвязи между объектами и явлениями; изучать динамику систем туризма на раз­ных исторических этапах их развития; разрабатывать обобщающие показатели функционирования туристской сферы и основные методы и приемы классификации и типологии; выявлять простран­ственно-временные закономерности; научно обосновывать вари­анты развития туризма и др.

Для выявления и количественной оценки статистических зави­симостей применяются следующие методы статистического ана­лиза:

• дисперсионный - выявление влияния одного или несколь­ких факторных признаков на результативный признак при неболь­шом числе наблюдений;

• корреляционный - выяснение формы и степени взаимосвязи между признаками изучаемого объекта;

• регрессионный - определение степени раздельного и совмест­ного влияния факторов на основной признак и количественной оценки этого влияния на основе различных критериев;

• ковариационный - включает элементы дисперсионного и рег­рессионного анализа и используется для изучения линейной свя­зи двух переменных и более по отдельным группам данных и оценки значимости различий между ними внутри этих групп.

Балансовый метод является одной из основных разновидностей количественных методов и представляет собой совокупность ма­тематических приемов, позволяющих исследовать процессы функ­ционирования и развития сложных туристских систем. Этот метод основан на количественном сопоставлении взаимосвязанных по­казателей социально-экономической и туристской деятельности, прежде всего производства и потребления. Наиболее часто встре­чаются балансы трудовых ресурсов, доходов и расходов населе­ния, туристский, топливно-энергетический, межотраслевой и межрайонный.

Методы системного анализа получили широкое распростране­ние в последнее время, что в значительной степени обусловлено развитием информационных технологий, обеспечивающих быст­рое решение и анализ сложных математических задач. Под систем­ным анализом понимают совокупность приемов и методов для изучения сложных систем, представляющих собой совокупность взаимодействующих между собой элементов. Взаимодействие эле­ментов системы характеризуется прямыми и обратными связями. Сущность системного анализа состоит в том, чтобы выявить эти связи и установить их влияние на поведение всей системы в це­лом.

Именно системный анализ служит основой для интегральной оценки туристского потенциала территорий.

Особого внимания заслуживает метод моделирования. Модель представляет собой точную материальную копию исследуемого объекта, которая в процессе исследования замещает объект-ориги­нал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об

исследуемом объекте. В соответствии с данным определением моде­лирование представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей. Следовательно, процесс моделирования вклю­чает в себя три элемента: субъект (исследователь), объект исследо­вания и модель, опосредующая отношения субъекта и объекта.

Математика-географическое моделирование - метод формали­зации географических представлений на основе создания логико-математических моделей, отражающих количественные отноше­ния реальных географических объектов.

Модели выполняют следующие функции: психологическую (возможность изучения тех явлений, которые трудно исследовать иными методами), собирательную (определение необходимой информации, ее сбор и систематизация), логическую (выявление и объяснение механизма развития конкретного явления), систе­матизирующую (рассмотрение действительности как совокупнос­ти взаимосвязанных систем), конструктивную (создание теорий и познание законов), познавательную (содействие в распростране­нии научных идей).

Несмотря на ценность метода моделирования, возможности его применения в туристском ресурсоведении пока весьма ограниче­ны, что объясняется, в первую очередь, динамичностью и неося­заемостью туристских явлений и процессов, а также сложностью моделирования туристских ресурсов и систем.

 

1.5. Туризм и рекреация

 

Понятие о туризме. Федеральный закон № 12-ФЗ от 05.02.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах тури­стской деятельности в Российской Федерации" определяет тер­мин «туризм» как временные выезды (путешествия) граждан Рос­сийской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в другие регионы и страны в ле­чебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получени­ем дохода от разных источников в стране (месте) временного пре­бывания.

В «Энциклопедии туризма» [32] приводятся следующие опре­деления туризма и туристской деятельности:

1) временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессио­нально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;

2) деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение

периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих;

3) особая форма передвижения людей по маршруту в целях посещения конкретных объектов или удовлетворения специали­зированного интереса;

4) вид путешествия, совершаемого для отдыха, образователь­ных, деловых, любительских или специализированных целей;

5) движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса;

6) форма умственного и физического воспитания, реализуе­мая через социально-гуманитарные функции туризма: воспита­тельную, образовательную, оздоровительную и спортивную;

7) популярная форма организации отдыха, проведения досуга;

8) отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туропе-раторам;

9) совокупность всех видов научно-практической деятельнос­ти по организации и осуществлению туристско-экскурсионного, курортного и гостиничного дела.

Одно из первых и наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета В.Хунзикером и К. Крапфом, которые определяют туризм как ряд явлений и взаимоотношений, воз­никающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: