ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ 11 глава




Научно-просветительская деятельность в усадьбе может вклю­чать, помимо создания музеев, организацию лицеев, постоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества вы­дающихся деятелей истории и культуры, с именами которых свя­заны конкретные усадьбы.

Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как мест­ное население, так и туристов. Возможно создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, про­ведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадь­бе, сопровождающийся встречами с местным населением и тури­стами.

Хозяйственная деятельность в усадьбе должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления:

1) возрождение художественных промыслов и ремесел;

2) сельскохозяйственное производство.

Первое направление сводится к воссозданию художественных школ и народного творчества, знакомству местного населения и туристов с различными формами традиционного производства об­разцов художественных ремесел и обучению старинным техноло­гиям; второе - определяется созданием сельскохозяйственных ком­плексов по производству экологически чистых продуктов на ос­нове традиционных и новейших технологий.

Дворянский особняк или дворцовый ансамбль целесообразно использовать только как «живой» музей с широкой культурной

программой, являющийся местом общения интеллигенции. Все старые хозяйственные постройки усадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческим об­ликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном архитектурном единстве с усадебным ансамблем. Особое значение имеет восстановление исторического природно­го ландшафта.

Монастырские комплексы включают в себя сооружения монас­тыря и прилегающие окрестности, непосредственно входящие в границы уникальной исторической территории. В большинстве монастырских комплексов возрождается традиционное монастыр­ское хозяйство.

Монастыри остаются уникальными памятниками истории и культуры, поэтому они привлекают паломников и любителей по­знавательного туризма. Основная деятельность монастырей долж­на быть направлена на возрождение духовно-нравственной куль­туры народа.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1) любая территория обладает историко-культурным наследием;

2) сохранение культурного наследия способствует лучшему пониманию современниками тех условии, в которых жили пре­дыдущие поколения;

3) культурное наследие территории часто претерпевает изме­нения, так как изменяются природные и антропогенные факторы.

Туризм можно рассматривать как эффективный фактор, спо­собствующий ознакомлению с культурным наследием. Наиболь­шее предпочтение для туристских поездок получили объекты и явления, входящие в так называемый Список Всемирного насле­дия ЮНЕСКО.

 

5.4. Памятники, входящие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Значение Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель - привлечь силы мирового сообщества для сохранения уни­кальных объектов культуры и природы. В 1976 г. были образованы Комитет и Фонд Всемирного наследия, а спустя два года (в 1978 г.) первые культурные и природные объекты были включены в Список Всемирного наследия - своеобразный фонд Выдающихся памятников культуры и природы.

К началу 2007 г. Список Всемирного наследия включал 830 объектов, из которых 162 - природных, 644 - культурных и 24 -

природно-культурных. Наибольшее количество культурных объек­тов, включенных в Список, расположено в Италии и Испании (более 30 каждая), а природных - в Америке и Австралии. Еже­годно Список Всемирного наследия пополняется примерно на 30...40 объектов.

К культурным относятся памятники: составляющие уникаль­ный ансамбль; оказавшие в свое время значительное влияние на жизнь страны; служащие свидетельством исчезнувшей цивилиза­ции; иллюстрирующие определенный важный период в истории государства; представляющие уникальный пример традиционно­го образа жизни; связанные с идеями или верованиями, имею­щими всемирное значение.

К природным относятся памятники, представляющие собой природные зоны, имеющие эстетическое и научное значение: горы, вулканы, озера, реки, морские заливы, рифы, берега, ос­трова, леса, пещеры.

Каждый природный объект, представленный для включения в Список Всемирного наследия, должен:

1) представлять собой выдающийся пример одного из этапов развития Земли, включая период зарождения жизни и основные геологические процессы формирования ландшафта, или демон­стрировать важнейшие геоморфологические или физиографиче­ские признаки;

2) представлять собой выдающийся пример развития какого-либо текущего экологического или биологического процесса, вклю­чая материковые, пресноводные, побережные и морские экосис­темы, а также колонии бактерий и стада животных;

3) демонстрировать интереснейшие природные явления или места исключительной природной красоты, имеющие эстетичес­кое значение;

4) содержать наиболее важные и существенные (с точки зре­ния науки и биологического воспроизводства) природные ареалы, приспособленные для плодотворного биологического обмена, включая ареалы, имеющие общемировое значение и находящие­ся под угрозой уничтожения.

Памятники на территории РФ и стран СНГ. Первые попытки включить природные памятники России в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО* были предприняты в начале 1990-х гг. В 1994 г. были подготовлены необходимые документы для включения в Список природного комплекса, получившего название «Девствен­ные леса Коми». В декабре 1995 г. он первым в России получил статус Всемирного наследия. К концу 1996 г. природоохранная тер­ритория России в 6,5 млн. га получила статус Всемирного насле­дия. В Список были включены такие объекты, как озеро Байкал и

вулканы Камчатки. В 1998 г. в Список был включен российский природный комплекс «Алтай - Золотые горы», в декабре 1999 г. на XXIII сессии Комитета Всемирного наследия - объект под названием «Западный Кавказ», в 2001 г. - два объекта под назва­нием «Куршская коса» и «Центральный Сихотэ-Алинь», в 2003 г. - природный объект «Убсунурская котловина», в 2004 г. - после­дний природный объект - «Остров Врангеля».

В настоящее время на рассмотрении Комитета находятся доку­менты по следующим объектам: «Башкирский Урал», «Дельта Лены», «Зеленый пояс Фенноскандии», «Курильские острова», «Магаданский заповедник», «Степи Даурии», «Командорские ост­рова», «Валдай - великий водораздел», «Плато Путорана».

Из более чем 830 объектов Списка на территории России нахо­дятся всего 27, что не соответствует ее огромной площади, разно­образию природной среды и древней истории. При этом природ­ные объекты Всемирного наследия располагаются в основном в азиатской части страны, а культурные - в европейской.

К наиболее известным культурным памятникам Всемирного наследия, находящимся на территории России, относятся: исто­рический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамб­ли его окрестностей, Кижи, Московский Кремль и Красная пло­щадь, исторические памятники Великого Новгорода и его окрест­ностей, историко-культурный ансамбль «Соловецкие острова», памятники Владимира и Суздаля (например, церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша Владимирской области), Троице-Сергие-вая Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенс­ком, исторический и архитектурный комплекс Кремля в Казани, ансамбль Феропонтова монастыря в Вологодской области, кре­пость Дербента, исторический центр Ярославля и др

На территории Украины располагаются два памятника Всемир­ного наследия. Это собор Святой Софии и Киево-Печерская лавра в Киеве.

Четыре объекта Всемирного наследия расположены в Белорус­сии: архитектурно-культурный комплекс Радзивиллов в г Несвиж Минской области, Мирский замок в Минской области, Беловеж­ская пуща на территории Брестской и Гродненской областей и пункты градусных измерений «Дуги Струве» в Ивановском райо­не Брестской области.

Три объекта расположены в Грузии (комплекс монастыря Сам-тавро в Мцхете, кафедральный собор в Баграти и Гелатский мо­настырь) и один в Армении (монастырь в Ахпате).

Два выдающихся памятника культуры мирового значения нахо­дятся в Узбекистане. Это исторические части городов Бухара и Хива.

Памятники Европы. Более половины всех памятников в Списке объектов Всемирного наследия размещается в Европе. Эти памят­ники относятся к разным эпохам, начиная с первобытного строя.

К выдающимся памятникам этого периода относятся древние на­скальные рисунки. Самые яркие образцы находятся в пещерах Южной Франции и Северной Испании.

К первобытному периоду относятся мегалитические построй­ки - гигантские каменные сооружения различной формы. В ос­новном эти постройки служили для погребений. В списке объек­тов Всемирного наследия представлены мегалиты Ирландии, Южной Англии и Мальты.

Памятниками античности являются объекты, расположенные на территории Греции (Афинский Акрополь, Дельфы, Вергина, Олимпия, Эпидавр, Бассай), в Италии (например, памятники Древнего Рима) и других европейских стран.

Больше всего памятников относится к Средневековью - набе­режные Сены в Париже, собор в Шартре (к юго-западу от Пари­жа), кафедральный собор в Бурже, исторические центры Авинь­она и Страсбурга, собор в Трире, Кельнский собор, Вестминстер в Великобритании, Лондонский Тауэр, исторические центры Тал­лина, Риги, Вильнюса, Варшавы, Кракова, Праги, Флоренции, владения Ватикана, старая часть Валетты, старинные кварталы Дубровника, Соборная площадь в Пизе и др.

Несколько десятков объектов относится к эпохе нового време­ни - это светские резиденции, монастыри и церкви, объекты инженерного искусства, мемориальные места и садово-парковые ансамбли.

К природным памятникам относятся заливы Джиролате и Порто на Корсике (Франция), Мессельский карьер в Германии, пеще­ры Скокьяна в Словении, пещеры Аггтелекского карста в Венг­рии, Словацкий карст в Словакии, «Заповедник дикой природы остров Гоф» в Великобритании, Плитвичские озера в Хорватии.

Памятники зарубежной Азии. Примерно четверть памятников культуры располагается в Азии. Среди них находятся памятники первобытного времени на территории Китая и острове Ява (сто­янки первобытного человека) и памятники древних цивилиза­ций, представленные такими объектами, как старая часть Иеру­салима, Лумбини (родина Будды), Великая Китайская стена, храм и захоронение Конфуция в г. Цюйфу.

Значительное число памятников культуры в Азии относится к архитектурному наследию средних веков. Это старые кварталы Стамбула, древняя часть Дамаска и Халеба в Сирии, средневеко­вая часть Иерусалима, пещерные и храмовые комплексы в Ин­дии, Красный Форт и мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия), свя­щенный город Канди (Шри-Ланка), храмовые комплексы и ис­торические города в Юго-Восточной Азии, пещерные, храмовые и архитектурные памятники на территории Китая (император­ский дворец династий Мин и Цин в Пекине, старый город Лиц-зян, дворец Потала в Лхасе), Республики Кореи, Японии.

В Азии есть только один памятник Всемирного наследия, отно­сящийся к XX в. Пользующийся всемирной известностью, он сви­детельствует об одной из мрачных страниц истории - Второй ми­ровой войне. Это Мемориал Мира в Хиросиме - японском горо­де, на который в 1945 г. США сбросили первую атомную бомбу.

К природным памятникам относятся гора Сагарматха (или Эве­рест) в Непале, залив Хо Лонг во Вьетнаме, «Заповедник дикой фауны Манас» в Индии, «Лесной резерват Синхараджа» в Шри-Ланке, «Лес острова Яку» в Японии и др.

Памятники Африки. В Африке выделяются памятники культу­ры, относящиеся к периодам древнейшей, древней и средневеко­вой истории континента. Наибольшей известностью пользуется наследие Древнего Египта и античное наследие Северной Афри­ки. Среди культурного наследия Африки к югу от Сахары выделя­ются памятники Мали (старая часть городов Дженне и Томбук-ту), Бенина, Ганы, Сенегала, памятник Великий Зимбабве в меж­дуречье Замбези и Лимпопо, руины Килва-Кисивани и Сонга-Манара у побережья Танзании, остров Мозамбик.

К природным памятникам относятся гора Килиманджаро в Тан­зании, гора Рувензори в Уганде, «Национальный птичий запо­ведник Джудж» в Сенегале, «Охотничий заповедник Селус» в Тан­зании, «Фаунистический заповедник Окани» в Демократической Республике Конго, озеро Малави в Восточной Африке.

Памятники Америки. В Северной Америке памятники культуры наследия подразделяются на памятники, возникшие до завоева­ния этой территории европейцами, и памятники, связанные с европейской колонизацией. Это национальный культурно-исто­рический парк Чако в штате Нью-Мексико, индейское поселе­ние Пуэбло-де-Таос в верховьях р. Рио-Гранде, исторический район Квебека, историческая часть г Сан-Хуан на о. Пуэрто-Рико, Индепенденс-холл в г. Филадельфия, статуя Свободы в Нью-Йорке и др.

В Латинской Америке культурным наследием является город Бразилиа - выдающийся памятник современного зодчества.

К природным памятникам относятся Гавайские вулканы в Цен­тральной Америке, парки Канадских скалистых гор в Северной Америке, озеро Кокос в Коста-Рике, «Китовый заповедник Эль Вискаино» в Мексике, «Лесные заповедники Юго-Восточной Ат­лантики» в Бразилии, национальный парк «Карлсбадские пеще­ры в США.

Памятники Австралии. В Списке Всемирного наследия Австра­лия представлена следующими природными памятниками: «Край больших Голубых гор и Священная гора», «Озерный край Вил-ландра», представляющий собой окаменевшие 40 тыс лет назад озера, острова Лорд Хау, Фрейзер, Херд, Макдоналд и Маккуо-ри, «Большой Барьерный риф» и др.

Больше всего в Список Всемирного наследия внесено нацио­нальных парков - природных объектов, содержащих экосисте­мы, не подвергшиеся значительным изменениям в результате де­ятельности человека. Более 40 государств внесли в Список около 80 национальных парков на всех континентах. По семь нацио­нальных парков внесли Канада и США, по четыре - Индия и Конго, по три - Индонезия, Коста-Рика и Перу, по два - Испа­ния, Малайзия, Непал, Танзания, ЮАР.

Одной из важнейших составных частей Всемирного наследия являются геологические памятники - различного рода геологи­ческие образования, запечатлевшие в том или ином виде разви­тие Земли.

В Списке нематериального наследия человечества пока фигу­рирует чуть более 50 памятников, расположенных в 42 странах мира. Это устное, художественное и музыкальное народное твор­чество, обряды, танцы, карнавалы, театр и др. В Российской Фе­дерации представлен только один памятник духовного наследия человечества - «Семейские» в Забайкалье, характеризующий куль­туру старообрядцев.

 

5.5. Культурный ландшафт как объект природного и культурного наследия

 

Определение и типология культурного ландшафта. Согласно од­ному из руководящих документов ЮНЕСКО - Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия - куль­турный ландшафт представляет собой совместное творение чело­века и природы.

Культурный ландшафт представляет собой целостность истори-ко-культурных и природных территориальных комплексов, вклю­чающих в себя комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти и свя­занные с местами, которые хранят в себе материальные и немате­риальные свидетельства исторической памяти: памятники архитек­туры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиогра­фические источники, разнообразные объекты и предметы - при­родные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с ис­торическими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае культурный ландшафт становится объектом наследия.

Таким образом, культурные ландшафты являются территори­альными образованиями, интегрирующими все проявления куль­турной жизни.

В середине 90-х гг. XX в. специалистами ЮНЕСКО была разра­ботана первая и пока единственная типология культурных ланд­шафтов, которая является основой для номинирования/реноми-нирования территорий по категории «культурный ландшафт». Со­гласно принятой типологии все культурные ландшафты подраз­деляются на три основные категории: целенаправленно создан­ные, естественно развившиеся, среди которых выделяются субка­тегории реликтовых и развивающихся ландшафтов и, наконец, ассоциативные ландшафты.

В основе приведенной типологии лежат две характеристики куль­турных ландшафтов: во-первых, степень преобразования и куль­турного освоения исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциа­тивные); во-вторых, жизнеспособность сформировавшегося ланд­шафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающие­ся). Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способом их создания, а вторая - свидетельствует о степени уязвимости ландшафта.

К целенаправленно созданным (рукотворным) ландшафтам отно­сятся объекты ландшафтной архитектуры - парки и сады, кото­рые создаются по замыслу художника. Их характерной особеннос­тью является определенная планировочная композиция. В своем развитии данные объекты подчинены целеполагающей деятель­ности человека, в связи с чем представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте.

Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта садов и парков всегда сообразуется с их эстетическими качествами.

В естественно развившихся ландшафтах природные процессы в результате длительных и целенаправленных воздействий претер­певают определенные изменения. Природные компоненты ланд­шафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего фор­мируется ландшафтный комплекс, где сложным образом пере­плетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности человека. К такому типу ландшафтов можно отнести многие сельские и исторически индустриальные ландшафты. Раз­личают три субкатегории таких ландшафтов:

1) ископаемые ландшафты, которые, как правило, включают в себя памятники археологического или палеонтологического наследия. Это могут быть остатки древних городов, курганные ком­плексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя куль­турной традиции;

2) реликтовые ландшафты, которые в отличие от ископаемых ландшафтов продолжают жить и развиваться, но время их расцве-

та уже осталось в прошлом. В основном это «угасающие» ландшаф­ты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители куль­туры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах усилиями представителей дру­гой культуры, использующих его для своих собственных целей;

3) развивающиеся ландшафты могут быть связаны с географи­чески детерминированными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, се­верных евразийских народов. Эти культуры являются уязвимыми в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, поэто­му его сохранение - важнейшее условие их существования.

К ассоциативным ландшафтам относятся ландшафты, вызыва­ющие сильные религиозные, художественные и культурные ассо­циации, а также мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты, нашед­шие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, и сакральные ландшафты.

Особенности культурного ландшафта. Как объект природного и культурного наследия культурный ландшафт должен обладать тремя важными свойствами, о чем зафиксировано в документах ЮНЕСКО: универсальностью, целостностью и аутентичностью.

Первое свойство - универсальность ландшафта - наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трех кон­текстах - географическом (приспособление к местным экологи­ческим условиям), историческом (исторические изменения харак­тера природопользования) и культурном (проявление духовного отношения человека к природе).

Второе свойство - целостность ландшафта - отражает завер­шенность, единство, гармоничность и сохранность всех его со­ставляющих: материальных объектов, ментальных свойств, тра­диций природопользования.

Третье свойство аутентичность ландшафта - характеризует его подлинность, достоверность. Это свойство неразрывно связано со свойством целостности.

Некоторые международные эксперты оценивают культурные ландшафты как объекты культурного наследия, исходя из следу­ющих требований к ним: а) должны быть шедевром того или ино­го вида творческой деятельности; б) являться наиболее репрезен­тативным примером и свидетельством конкретного проявления культуры; в) обладать особой ассоциативной ценностью (мемо­риальной, сакральной, художественной).

Обобщенная система критериев ценности природного и культурно­го наследия. В системе критериев ЮНЕСКО по культурному насле­дию выделяются шедевры творчества, а по природному наследию - феномены исключительной красоты и эстетической ценности.

Рассмотрим эти критерии. % 1. Общественное признание объекта шедевром творения.

2. Исключительная наглядность эволюционных процессов, на­блюдаемых как ряд последовательно изменяющихся во времени и пространстве качественных состояний природных или культурных комплексов и их компонентов. Этот критерий учитывается как по отношению к культурному, так и природному наследию.

3. Исключительная выраженность, репрезентативность (полно­та представленное™) природного либо культурного объекта или явления.

Этот критерий непосредственно учитывается при оценке куль­турного наследия, а именно: культурной традиции, технологии, типа застройки, форм землепользования. В отношении к природ­ному наследию этот критерий учитывается лишь косвенно, через иллюстрацию основных этапов истории Земли и важных экологи­ческих и биологических процессов. Использование этого критерия как самостоятельного применительно к любым формам наследия. Для культурного ландшафта критерий может применяться в от­ношении к его планировке, пропорциям, компонентному соста­ву, технологиям освоения территории.

4. Историческая феноменальность, или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, собы­тие или явление.

Этот критерий фигурирует при оценке и культурного природ­ного наследия.

5. Наличие условий и местообитаний, имеющих ключевое зна­чение для сохранения природного и культурного разнообразия, в том числе особо ценных природных и культурных феноменов, находящихся под угрозой исчезновения.

Данный критерий применяется только для оценки природного наследия и ориентирован на биоразнообразие. Для культурного ландшафта это критерий особенно значим, так как последний зачастую представляет собой уникальные «места обитания» ка­кой-либо культурной традиции и является средоточием различ­ных типов культуры.

6. Таксономическая уникальность, т. е. исключительная редкость определенного типа или класса объектов.

Уникальность может быть обусловлена изменением или нару­шением условий окружающей среды вплоть до уничтожения мес­тообитаний либо присущей объекту уязвимостью, либо разруша­ющим действием времени. К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты, включая реликто­вые культурные ландшафты.

Уникальность всегда предполагает высокую научную и инфор­мативную ценность.

Данный критерий однозначно выделяется как самостоятель­ный только для культурного наследия. В применении к природно­му наследию он используется в скрытой форме по всей системе критериев, то есть его заменяют понятия «выдающийся», «пре­восходный», «исключительный», «универсальный», что содержит указание на редкость явления.

7. Ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными тра­дициями.

Этот критерий используется для оценки только объектов куль­турного наследия и только в качестве дополнения к другим кри­териям.

Оценка культурных ландшафтов. При оценке культурных ланд­шафтов следует использовать сокращенный вариант описания куль­турного ландшафта, разработанного специалистами РосНИИ при­родного и культурного наследия (г. Москва). Это описание вклю­чает следующие позиции:

• наименование и основные географические параметры ланд­шафта;

• типологические характеристики ландшафта; основные свой­ства, определяющие ценность того или иного ландшафта; при­родных и культурных объектов слагающих ландшафта; состояние ландшафта; планировочные особенности ландшафтных компонен­тов;

• задачи сохранения и восстановления ландшафта, проблемы организации мониторинга;

• статус, правовое положение ландшафта, уровень его охраны, владение землей и недвижимостью, основные правоустанавлива-ющие документы;

• наличие фотодокументации, различная картографическая ин­формация, библиография.

Полное описание включает около 150 позиций. Этот расши­ренный вариант предполагает подробную информацию о куль­турном ландшафте.

Сокращенный вариант позволяет получить общие сведения о культурном наследии (памятниках архитектуры, археологии, дви­жимых памятниках культуры).

В заключение следует сказать, что одним из основных направ­лений использования культурных ландшафтов является эколого-культурный туризм, способствующий, с одной стороны, успеш­ному и экологически невредному развитию территории, а с дру­гой - оказывающий непосредственное влияние на формирова­ние экологической культуры и экологического сознания как у на­селения данного региона, так и у туристов, избравших данный резерват местом своего отдыха.

> Контрольные вопросы и задания

1. Какую роль играют различные элементы культуры в формировании туристского интереса?

2. Какие элементы русской культуры способны привлечь в нашу стра­ну иностранных туристов? Приведите примеры их использования в прак­тике деятельности турфирм.

3. Какова сущность культурно-исторических ресурсов туризма?

4. Какие виды памятников истории и культуры вы знаете?

5. С помощью каких методов проводится оценка культурно-истори­ческих ресурсов туризма?

6. Перечислите особенности и критерии комплексной оценки исто-рико-культурного и природного наследия.

7. Какие вы можете назвать способы включения культурного наследия в практику туристской деятельности?

8. Перечислите основные способы повышения эффективности куль­турного наследия.

9. Перечислите основные направления культурного туризма.

10. Назовите основные точки зрения на понятие «культурный ланд­шафт». Какая позиция вам наиболее близка?

11. Назовите основные составляющие культурного ландшафта.

12. В чем заключаются сложности оценки культурного ландшафта?

13. Перечислите основные виды и характеристики культурных ланд­шафтов.

14. В чем сущность методики оценки культурных ландшафтов, разра­ботанной учеными НИИ природного и культурного наследия.

15. Выделите и охарактеризуйте основные элементы культуры вашего региона, которые являются объектами туристского интереса в настоя­щее время или могли бы стать таковыми в перспективе. Как они исполь­зуются в практике деятельности турфирм региона?

16. Разработайте трехдневный культурно-познавательны и тур по тер­ритории вашего региона. При разработке маршрута упор следует делать на проведении оценки и выявлении основных форм использования куль­турно-исторических ресурсов региона в рамках труда.

17. Охарактеризуйте один из наиболее посещаемых туристами куль­турно-исторических памятников вашего региона по следующему плану: а) тип; б) местоположение; в) доступность; г) аттрактивность; д) ос­новные свойства; е) степень сохранности; ж) туристская значимость; з) пропускная способность; и) безопасность.

 

6 Глава

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫТУРИЗМА И ИХ ОЦЕНКА

 

6.1. Определение и классификация социально-, экономических ресурсов туризма

 

Социально-экономические ресурсы туризма определяются как совокупность объектов и явлений антропогенного характера, ко­торые необходимы для наиболее эффективного развития индуст­рии туризма в стране или регионе. При этом социально-экономи­ческие объекты и явления в процессе организации отдыха высту­пают то как условия, то как ресурсы. Например, часть населения курортной местности, не вовлеченная в туристскую деятельность, выступает как условие этой деятельности, а часть населения, ко­торая может быть занята в туристских учреждениях, выступает в качестве трудовых ресурсов туристского хозяйства.

Социально-экономические ресурсы туризма подразделяются на шесть основных блоков:

1) информационные ресурсы;

2) трудовые и образовательные ресурсы;. 3) финансовые ресурсы; г 4) материальные ресурсы; 1 5) управленческие ресурсы; 6) инфраструктура туризма. Кратко охарактеризуем каждый из блоков. 1 Информационные ресурсы туризма образует информация раз­личного рода, которую турист получает в разное время: а) в процессе подготовки к туристской поезде, используя для этого путеводители, справочники, материалы периодической печати, советы друзей, знакомых и родственников; б) в ходе реализации туристской поездки с помощью наблюдений, рассказов экскур­соводов; знакомства с буклетами, картами, путеводителями на месте; в) по окончании туристской поездки с целью углубить и закрепить представления и впечатления от поездки и посещен­ной стране.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: