Интонационные импровизации




Музыкальная творческая деятельность дошкольников

 

Детское музыкальное творчество - способность самовыражения во всех видах музыкальной деятельности, в том числе и в продуктивной, она развиваема. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает его переживания.

У дошкольников рано и ярко проявляются музыкально-творческие способности. Наблюдая за ними, можно убедиться, что дети по собственной инициативе импровизируют простейшие попевки, песенки, танцуют, играют на ДМИ. Но музыкальное творчество детей ярче проявляется, если над его развитием работают с самого раннего возраста, прививая различные умения и навыки, знания в игровых ситуациях.

Задачи:

• развитие творческого воображения при восприятии музыки;

• способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно постав­ленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

• развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровиза­ции на инструментах.

 

Условия для творчества:

· Полноценное творчество ребенка возможно только в том случае, если его жизненный и музыкальный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается,

· Если творческие задания даются систематически и регулярно.

· Если музыкальные занятия проводятся в спокойной, непринуждённой и доброжелательной атмосфере.

· Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье (создана развивающая среда) всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Психологические особенности ребёнка – сочинителя

Каждый педагог мо­жет выделить из числа своих воспитанников так называемых детей-сочинителей. Кто же они такие, маленькие волшебники-творцы, чья деятельность становится деятельностью порождения?

Какие же психологические особенности отличают ребенка-сочинителя?

· высокая познавательная активность, эрудиция, высоразвитый интеллект;

· хорошо развитые память, творческое воображение, фантазия;

· визуальность детского мышления, ассоциативность как спо­собность легко и быстро воспринимать музыкальные образы, пе­рерабатывать их и переводить в новый план (игровой, изобразительный, танцевальный, в песню, ме­лодию и пр.);

· развитая интуиция (интуитивное мышление);

· импровизационность в любом виде художественной деятельности;

· целеустремленность, позволяющая ребенку осуществлять целостность творческого процесса — от замысла к конечному ре­зультату.

Музыкальное творчество проявляется в различных видах музыкальной деятельности дошкольников:

Песенное творчество

Музыкально-игровое, танцевальное творчество

Импровизация на ДМИ

Во всех видах деятельности дети могут сочинять оригинальные импровизации. Сами попытки ребёнка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество.

К продуктам детского музыкального творчества можно отнести попытки создания оригинальных мелодий и пластических перевоплощений, интерпретаций муз. образа, представленного в песне, танце и игре.

 

1. Песенное творчество

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определённые чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Большинство овладевают ими к старшему возрасту. Тем не менее, песенное творчество важно формировать начиная с младшего возраста, используя посильные творческие задания. Этот вид творчества состоит из 2х этапов:

1) подготовительный этап для накопления слухового опыта:

а) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию («Дед Мороз», «Петушок»…)

б) подстраивание к звукам: игра «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций. (ку-ку, мяу, ку-ка-ре-ку)

в) различение мажора и минора.. («Весёлый и грустный колокольчик»)

2) специальные творческие задания:

1) Импровизация имён, звукоподражаний, мелодий без слов (ля-ля, та-та). Важна точная эмоциональная окраска: задорная, робкая, испуганная или весёлая.

2) Импровизация музыкальных вопросов и ответов на предложенный текст или сочинённый.

3) Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определённом жанре.

 

* Покачать зайчонка и спеть ему колыбельную.

* На слоги тра-та-та сочинить марш. На ля-ля-ля – вальс.

* Пусть волк споёт нам свою песню на звук У. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. А теперь пусть он покачает своих волчат и споёт им спокойную и ласковую песню.

* «Пропой свое имя» (музыкальный работник поёт имя ребенка на какую-либо мелодию, а потом ребенок повторяет или придумываем свою мел о дию)

* «Вопрос-ответ » на имя: «Галенька, где ты?» - «Я здесь!»

* «Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи?

Жу-жу, жу-жу я на дереве сижу….

я летаю и жужжу….

а я с мухами дружу….

* Звукоподражательные упражнения «Играй сверчок »

(сб. «Муз.в детском саду № 6»)

«Возьми-ка скрипку и смычок,

Сыграй нам полечку, сверчок

Ля-ля, ля-ля-ля (сочиняют дети сами)»

* «Вопрос-ответ» в диалоге (6 – 7 лет):

М.р.: Что ты хочешь, кошечка?

(дети сочиняют свою мелодию на слова)

Дети: Молочка немножечко!

М.р.: Что ты стала грустная?

Дети: Молочко невкусное!

М.р.: Что ты хочешь, кошечка?

Дети: Сливочек немножечко!

М.р.: что ты нос повесила?

Дети: И от них невесело! и т.д.

С детьми можно сочинить целую музыкальную сказку.

 

* Сочинение контрастных по характеру мелодии:

«Осень»: Улетают птицы в даль, расставаться с ними жаль.

«Весна»: Весенний день звенит. Встречай, скворец летит!

2. Музыкально-игровое и танцевальное творчество.

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать свой муз.-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим образом способствует творческому развитию детей.

 

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я.Дубравина; смелые кавалеристы, зайчата; танцы веселых лягушат, музыка Е.Тиличеевой и т. д.).

«Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть,

Отгадайте-ка ребята, постарайтесь их назвать»

(домашние животные, лесные жители, музыканты, профессии, цирк…)

 

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня, обр. А.Полонского; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

Наша задача побуждать детей к поискам выразительных движений. Ребёнок должен свободно выражать своё настроение в движениях под музыку.

«Я кошка – хвост пушистый, мяу, мяу,

Люблю я бегать быстро, мяу, мяу,

Люблю поспать на крыше, мяу, мяу,

Меня бояться мыши, мяу, мяу…»

(диск «Аэробика для малышей»: «Мамины помощники»)

 

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь и взаимодействие нескольких персонажей в инсценировке музыкальных образов ("Котик и козлик", музыка Е.Тиличеевой; "К нам в гости пришли", музыка Ан.Александрова; "Умедведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.). (сб. «Музыка в детском саду № 6»).

Наша задача: формировать способы выражения между отдельными персонажами в музыкальной игре, развивать чувство партнёра..

(«Охотники и зайцы» стр.29, «Котик и козлик» стр.69, «Вышел зайчик погулять» стр.71)

«Там котик усатый по садику ходит (характерные движения котика),

А козлик рогатый за козликом бродит (движения козлика)

И лапочкой козлик помадит свой ротик

А козлик седою трясет бородою.

Перед детьми возникает задача – искать такие выразительные движения, которые подчеркнули бы контрастные, типичные черты характера каждого персонажа: отметить мягкие вкрадчивые движения котика или резкие, угловатые движения козла.

 

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филиппенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой, «Две тетери»и т.д.).

(Сб. «Музыка и чудеса», программа «Ладушки»)

Действия детей рождаются под влиянием музыкальных образов, тематики

программного произведения, содержания песни. Эти творческие задания требуют

от детей коллективных усилий, совместных действий. Дети обсуждают и распределяют роли, думают об обстановке игры и её последовательности. Некоторые эпизоды могут вызвать затруднение, тогда педагог заранее даёт небольшие творческие задания (этюды).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений. соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот" (в обработке В.Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценироватьее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

3. Импровизация на ДМИ

На музыкальных занятиях предлагается детям индивидуальные задания.

* Проведение игр: «Повтори ритм», «Угадай ритм», «Придумай ритм».

Дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

«Сыграй своё имя». Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия.

* Уражнение «Музыкальная загадка». Что хочется делать под эту музыку?
«Сочини свой вальс, польку, марш, колыбельную…»

К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

* Игра “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

* Импровизация на металлофоне, ударных. шумовых инструментах (в различных игровых ситуациях).

“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

* Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Для развития музыкального восприятия применяют прием оркестровки музыкальных произведений. Этот прием используется не столько для обучения детей навыком игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение - значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Подобная деятельность может содействовать творческим стремлениям детей.

 

Интонационные импровизации

на несложный текст (загадки, пословицы, стихи):

 

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик, (f)

Тише Танечка не плач,

Не утонет в речке мяч. (p)

Бу-бу, я рогатый, бу-бу, я хвостатый, (грозно)

Бу-бу, я ушастый, бу-бу, очень страшный,

Бу-бу, испугаю, бу-бу, забодаю.

Улетают птицы в даль, (грустно, печально)

Расставаться с ними жаль.

Мороз и солнце, день чудесный …(светло, радостно)

Кап-кап-кап, звеня запели,

Капли мартовской капели. (легко, весело)

Колокольчик звонкий, голосочек

Позвони скорее, да повеселее!

 

 

Библиография:

1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей - Л., 2002 г.

2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в д/с» -Москва «Просвещение»1981

3. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в д/с». Москва «Просвещение» 1989 г.

4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. -М., 1986. - 21-57 с.

5. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь» - Москва: «Музыка» 2002 г.

6. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль «Академия развития» 1997 г.

7. Джерзинская И.Л. «Формирование музыкально-сенсорных способностей детей в детском саду» - М.,2005 г.

8. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.//программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. - 96 с.

9. «Колокольчик» /журнал для музыкальных руководителей/ Санкт-Петербург.

10. «Музыкальная палитра» /журнал для музыкальных руководителей.

11. «Музыкальный руководитель» /Методический журнал для музыкальных

руководителей/ ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

12. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов, муз.рук…- М.: Просвещение: Владос, 1994.- 223с.

13. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально - творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится:/ - М.: Аквариум, 1997, - 272 с.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: