Общение чрезвычайно многогранно и может быть различных видов.




Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и Организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией, а деловое — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение — исторически первая форма общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникли различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).
Общение может различаться и по его формам.

ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ — это, прежде всего, диалог собеседников, в ходе которого выявляются личные психологические проблемы. При таком общении можно разрешить возникшие неразрешимые вопросы. При положительном взаимодействии собеседников, устанавливается контакт и обе стороны готовы к приему и передаче накопленной информации. Информация может содержать различные аспекты жизнедеятельности личности – это могут быть разнородные сообщения личного характера, могут быть собственные мнения и суждения, замыслы и решения. При личностном общении может существовать и побудительный мотив собеседников, который должен стимулировать партнеров на совершение каких-либо действий или наоборот удерживать от каких-то поступков.

В личностном общении чаще всего присутствует экспрессивная функция общения. Эта функция может как усиливать, так и ослаблять стиль общения. При таком общении партнеры раскрывают свои личностные качества. Посредством эмоциональных переживаний и возбуждений достигается наивысшая точка взаимопонимания и сопереживания. Особое влияние экспрессивность имеет на творческих людей. Люди, создающие произведения искусства, передают в них свои внутренние переживания, свое мировоззрение и, соответственно, ждут от окружающих поддержки и одобрения их творческих успехов или неудач. Человек оценивает себя и свои поступки глазами других людей. Чем доверительнее отношения между партнерами по общению, тем больше положительных эмоций получает человек. Но чем больше круг общения человека, тем богаче сведения личности о себе, тем самым человек может адекватно оценивать свои поступки, разрешать безболезненно для самого себя проблемы и тем меньше доставлять неприятностей себе.

Для личностного общения нет инструкции. Но есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться для получения более эффективного взаимодействия. Трудно придерживаться ограничений в общении, но необходимо учитывать и уважать личностные качества другого человека. При общении мы должны принимать личность такой, какая она есть на самом деле. Бывают ситуации, когда человека невозможно, даже собственным усилием воли, заставить общаться с другим человеком. Тогда говорят, что человек не готов к психологическому общению и ему необходимо работать над собой.

При личностном общении необходимо проявлять терпимость по отношению к другому человеку, нужно дать выговориться собеседнику, так как если он этого не сделает, нет гарантий, что он будет слушать вас или, что он сможет понять вашу информацию. Если вы выслушиваете говорящего человека, необходимо полностью исключить внутренний монолог, иначе вы не услышите человека.

Каждый из собеседников четко представляет, что он ждет от общения. В - первых, это возможность высказаться, во - вторых, получить совет или информацию, необходимую для решения возникшего вопроса. И, конечно, необходимо следить за своим эмоциональным состоянием, для того, чтобы общение было адекватным и полноценным. Только при доверительных и доброжелательных отношениях у человека есть возможность раскрыться и получить достаточно информации для реализации себя во внешнем мире.

Межгрупповое общение – это общение между социумами группы. Каждая такая группа имеет свои статусно - ролевые отношения. Она характеризуется профессиональными качествами. Любая группа имеет поло – возрастную структуру. Психологическая атмосфера социальной группы характеризуется представлениями о статусно – ролевых отношениях, существующих в группе, претензиями и ожиданиями членов группы. В действующем рабочем коллективе происходит объединение всех членов в группы. После согласования личностных черт с общественными претензиями, определения общих правил - в социальной группе происходит распределение ролей внутри группы. Каждый член группы имеет свою роль, предъявляет требования к ролевым представлениям других. Также в групповом сообществе возникают спорные вопросы, при которых начинаются дискуссии и определяется желаемый результат, который занимает свое место в нише сообщества. Роли распределяются согласно личностным качествам человека и одобрения всей группы. Каждый член группы выполняет роль, наделенную ему группой. Кто-то занимает «должность» эмоционального центра, и все члены социальной группы исповедуются ему, кто-то взял на себя роль лидера и организует всех членов коллектива по разным организационным вопросам. Независимо от собственного желания, коллектив может негласно (формально) избрать индивидуальности для выполнения определенных групповых ролей. В связи с такими выборами в группе формируется своя структура, определенные правила деятельности и функционирования группы. Если в группе существуют согласованные действия, понимание, взаимовыручка, согласие в трудовой деятельности то о таком коллективе говорят, что это команда. Гармоничные отношения в коллективе создают комфортные условия для эффективной деятельности. В таком коллективе каждый член группы удовлетворен своим положением и при взаимодействии с другими членами коллектива возникают эмоционально привлекательные отношения, которые базируются на сходстве интересов, сплоченности и удовлетворительным ожиданием конечного результата совместной деятельности. Большое значение имеет авторитет лидера группы. За ним остается право принимать решение в экстремальных для группы ситуациях. Лидеру необходимо владеть основными чертами, значимыми для группы – коммуникативностью и информативностью. Но даже эти функции в группе могут выполнять и другие члены. Существование группы и взаимодействие с другими коллективами будет определяться, если группа развивается в своем дальнейшем процветании. Привитые членам группы ритуалы, упрощают рассогласованность и недопонимание. Знание всех значимых для группы знаков, этикета, правил и т.д. создает для каждого члена особое отношение принадлежности к обществу. Принадлежность к данной группе дает человеку уверенность в себе. Признание способностей и умений каждого члена коллектива окрыляет человека и дает ему новые пути для самореализации. Умело направленные совместные действия на достижение высоких показателей в работе, спаянный коллектив в своих взаимоотношениях, дает великолепные результаты.Такой коллектив будет успешен и долговечен.

 

Функции общения.

Можно выделить ряд, ролевых функций общения

Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

Общение есть способ самовыражения человеческого Я: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

Общение — основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и, тем самым, осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

 

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах: как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых и личных результатов; как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности. Проблема гендерной стереотипизации является одной из тех, которая в значительной степени стимулировала развитие женских, а затем и гендерных исследований. Обосновывая положение о патриархатном характере общества и дискриминации женщин, поборники женского равноправия оказываются перед необходимостью ответить на вопрос, почему же данный вид несправедливости не вызывает протеста, в том числе у большинcтва самих женщин. Объяснение этого парадокса включило в феминистский дискурс такие концепты, как предрассудки, предубеждения, стереотипы

27.Психология проф. деятельности

Большинство людей включены в определенную профессиональную деятельность, которую они выбирают по разным причинам: одни по призванию, другие по стечению обстоятельств или советам близких. Но в любом случае каждому человеку надо знать и психологических особенностях своей профессиональной деятельности.

Психология труда - область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе труда, профессиональной деятельности. В психологии труда рассматриваются вопросы профессиональной пригодности, психологическая готовность к профессиональной деятельности, ее психологическая характеристика.

Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессиии.

В психологии труда рассматривают возникновения той или иной профессии, предмет деятельности, средства, результат деятельности и структуру профессии.

В данной статье рассматривается профессиограмма практического психолога, а точнее педагога-психолога.

Основным результатом труда практического психолога считается все реальное, что получено в процессе решения психологической проблемы. Это и материалы психодиагностики, и результаты проведения развивающей и коррекционной работы, проведенных консультаций и просветительской деятельности. В результаты труда психолога можно включить рост его профессиональной компетенции, оптимизацию его труда и многое другое.

Деятельностный цикл практического психолога может быть представлен следующим образом. Получив заказ, он изучает объект труда, определяет цель и принимает решение о выполнения определенного вида работ. При этом устанавливается характер взаимоотношений и связей, определяются роли участников работы и условия для получения намеченного результата. Все эти вопросы обсуждаются и решение фиксируется. Затем психолог выбирает оптимальную модель, алгоритм и технологию практической деятельности.

К основным направлениям деятельности психолога можно отнести: организационно-методическую, диагностико-аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветительскую работу, а также совершенствование профессиональной компетенции и условий труда.

Организационно-методическая работа включает в себя все уровни планирования сврей деятельности, а также подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения. Педагог-психолог имеет дело с сопровождением учебно-воспитательного процесса. В рамках этого же направления осуществляется работа по обучению руководителей использованию знаний из области психологии.

Диагностико-аналитическая работа предусматривает предусматривает разработку концептуальных подходов к изучению психологических явлений, аналитическую работу с получаемой информацией, адаптацию психодиагностических методик к условиям реальной практики. Кроме этого психолог занимается поиском закономерностей в существующих психологических явлениях.

Коррекционно-развивающее направление предполагает целенаправленное воздействие на клиента с целью изменения необходимых свойств и качеств.

Психологическое консультирование – это работа психолога, носящая рекомендательный характер, базирующаяся на совместном с клиентом выяснении причин и недостатков существующих состояний.

Психологическое просвещение направлено на повышение психологической культуры клиентов и реализуется как в контексте повседневной жизнедеятельности, так и в виде целевых мероприятий.

Совершенствование профессиональной компетенции - это самостоятельная работа психолога по продвижению к вершинам мастерства.

Для реализации данных направлений практический психолог во всех структурах, где он выполняет свои функции, получает нормативно закрепленный статус. Госкомитет по народному образованию определил, что статус психолга образовательных учреждений утверждается региональным городским или районным центром психологической службы в соответствующем положении, в котором четко сфорулированы задачи, права и обязанности практических психологов.

Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те психологи, которые уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Под рабочим местом понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права.

Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как:

Рабочий кабинет с сейфом для хранения материалов.

Комната психологической разгрузки (для проведения релаксации, снятия напряжения, индивидуальной и групповой работы, для работы телефона доверия)

Материальная база психотерапевтического воздействия (аудиотехника, аудиокассеты, специальная светотехническая система).

Материальная база психодиагностики (канцелярские принадлежности, специальные методики, специальные бланки, персональный компьютер).

Материальная база психологического просвещения (учебно-методическая литература, наглядные пособия).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: