Органы управления финансами и экономикой как субъекты правовых отношений.
В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы гос власти, органы местного самоуправления.
Управление финансами на федеральном уровне.
Депутаты обеих палат Фед Собрания РФ, рассматривающие и утверждающие проект закона о фед бюджете и отчете о его исполнении, др финансовые и связанные с ними законодательные акты, правительственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство.
Гос Дума заслушивает отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. Гос Дума и Совет Фед формируют Счетную палату РФ — орган гос финансового контроля законодательной власти РФ.
Участие Президента РФ в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением гос финансового контроля.
Правительство РФ, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение фед бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства РФ, по управлению финансами.
Мин финансов - специальный орган, ответственный за разработку финансовой стратегии и тактики.
В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб.
Основными задачами Минфина России являются выработка единой гос финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать:
· разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
· разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;
· разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
· координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;
· управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
· разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Управление финансами на региональном уровне.
Высшие органы законодательной власти субъектов РФ утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законодательством РФ, о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о мерах гос финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.). Кроме того, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы и по фед законам, в том числе в области финансов.
Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выработку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему региональных органов гос власти на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством.
В составе администраций субъектов РФ создаются специализированные финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов субъектов РФ. К основным функциям относятся: разработка региональной финансовой политики, непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения, разработка программ гос финансовой поддержки отдельных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимствований субъектов РФ.
Финансовые органы субъектов РФ в отличие от фин. органов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министерству финансов России; тем не менее они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России, в координации с последним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.