Конституционно-правовой статус субъектов РФ




Субъекты РФ – территориальные единицы, находящиеся в составе РФ и обладающие определённой государственной самостоятельностью. Они не наделены государственным суверенитетом и не имеют права на односторонний выход из состава РФ (право сецессии).

В составе РФ находятся субъекты 5 видов: республики, автономная области, автономные округа, города федерального значения, края, области.

Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ, но только республики характеризуются в качестве государств (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), остальные субъекты РФ оцениваются как государственно-территориальные образования.

Государственная самостоятельность субъектов РФ основывается на принципах:

1. равноправия субъектов;

2. государственной целостности РФ;

3. единства системы государственной власти;

4. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

5. равноправия и самоопределения народов в РФ;

6. верховенства Конституции и законов на всей территории РФ;

Признаки государственной самостоятельности субъектов РФ:

1. Невозможность изменения статуса субъекта РФ без его согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);

2. самостоятельное принятие субъектами РФ собственных учредительных актов и обычных законов;

3. субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют собственное наименование;

4. субъекты РФ обладают собственной территорией (однако не включает внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство – ч. 1 ст. 67 Конституции РФ);

5. субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью (осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств и т.д.);

6. согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

7. субъекты РФ обладают экономической самостоятельностью, основу которой составляют имущество, средства бюджета и внебюджетных фондов, имущественные права субъекта.

Президент РФ

Президент РФ (гл. 4 Конституции), является главой государства, избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ в международных отношениях, является Верховным Главнокомандующим и обладает неприкосновенностью.

Компетенция:

1. представляет Гос. Думе кандидатуру Председателя ЦБ РФ;

2. назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ;

3. назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

4. формирует и распускает федеральные органы исполнительной власти;

5. утверждает, подписывает, опубликовывает и приостанавливает действие нормативно-правовых актов (вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, ведёт переговоры и подписывает международные договоры, издаёт указы и распоряжения, решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища и т.д.);

Прекращение полномочий:

1. окончание срока полномочий;

2. по состоянию здоровья;

3. отрешение от должности.

Временно исполнять полномочия Президента вправе Председатель Правительства.

Правительство РФ

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ, является коллегиальным органом, действует на принципах народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность регламентирована ст. 112 Конституции, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов государственной власти».

Правительство состоит из председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Правительство руководит работой федеральных министерств, служб, агентств и контролирует их деятельность. Необходимо иметь ввиду, что некоторые федеральные органы подчинены непосредственно Президенту (МИД, МВД, Минюст, МЧС, ФСБ, СВР и др.).

Компетенцию правительства составляют его общие полномочия, и также полномочия в сферах:

1. экономики;

2. бюджета и финансов;

3. социальной сфере;

4. в сфере науки, культуры и образования;

5. в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

6. в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

7. в сфере обороны и государственной безопасности;

8. в сфере внешней политики и международных отношений.

Актами Правительства являются Постановления и Распоряжения.

Федеральные органы исполнительной власти

В ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов исполнительной власти (п. "г" ст. 71 Конституции РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. систему федеральных органов исполнительной власти сейчас составляют министерства, федеральные службы, федеральные агентства. Они различаются по сферам деятельности (например, экономика, культура, оборона), организационно-правовым формам и содержанию выполняемых функций (например, правовое регулирование, надзор (контроль), управление государственным имуществом).

1. Федеральные министерства (министерства РФ) - основное звено системы федеральных органов исполнительной власти (естественно, после Правительства РФ).

Федеральные министерства призваны осуществлять следующие функции: вырабатывать и проводить (реализовывать) государственную политику и осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, координировать и контролировать деятельность в этой сфере находящихся в их ведении федеральных служб и агентств, а также координировать деятельность государственных внебюджетных фондов.

Установлено, что федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр). Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

2. Федеральные службы. Федеральной службой считается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, а федеральная служба по надзору также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

В пределах своей компетенции федеральная служба, например, осуществляя лицензионные или юрисдикционные полномочия, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.

3. Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Главное здесь - финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.

Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства. Оно в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты, как федеральная служба.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание – Парламент РФ, высший законодательный и представительный орган в стране, действующей на постоянной профессиональной основе.

Федеральное Собрание включает две палаты – Совет Федерации и Государственную Думу. В Государственную Думу входят 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (один избирается законодательным органом субъекта РФ, другой назначается главой исполнительной власти субъекта РФ), (п. 2 ст. 95 Конституции РФ).

Государственная Дума избирается на срок 5 лет, но полномочия могут быть прекращены в случае роспуска Президентом (ст. 111, 117 Конституции РФ). Совет Федерации обновляется индивидуально.

Совет Федерации

обеспечивает представительство субъектов РФ в законодательном органе государства. Членом Совета Федерации может быть выбран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным.

Порядок формирования и осуществления полномочий определяется Регламентом Совета Федерации.

Совет Федерации действует на постоянной основе, его деятельность основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто. Органами Совета Федерации являются Совет палаты, комитеты, комиссии.

К ведению Совета Федерации относится:

1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2. утверждение Указа Президента о введении военного, чрезвычайного положения;

3. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

4. назначение выборов Президента РФ и решение вопроса об отрешении его от должности.


7).Конституционные основы судебной системы России.

Судебная власть

Судебная власть – ветвь государственной власти в России, основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Правосудие – деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства дел, правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

Основная нормативно-правовая база: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Принципы осуществления судебной власти заложены в гл. 7 Конституции:

1. законность;

2. самостоятельность;

3. независимость, несменяемость и неприкосновенность судей;

4. равенство всех перед законом и судом;

5. состязательность и равноправие сторон во время судопроизводства;

6. участия граждан в отправлении правосудия;

7. гласность.

Судебную систему составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

К федеральным судам относятся: 1. Конституционный Суд РФ, 2. Верховный Суд РФ, Верховные (у нас областной) Суды субъектов РФ, районные, военные и специализированные суды, 3. Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: