Примеры взаимодействия язычества и христианства




Автор древнейшей русской летописи, «Повести временных лет» (Нестор), рассказывая о крещении Руси, писал, что киевляне плакали, когда по приказу князя Владимира статую Перуна стали спускать по реке. Стоит отметить то, что крещение часто проходило насильственно. Причиной тому была почти полная неподготовленность основной массы населения к истинам христианства. Это как раз и говорит о том, что изначально люди не понимали и отчасти не принимали христианство. Русское язычество имело достаточно длительную историю, но все-таки не было изжито к моменту, когда князь Владимир решал вопрос о выборе веры. Принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обосновании, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами мира. Интересно, что переход к новой вере был осуществлен князем после его неудачной попытки реформировать язычество. Реформа заключалась в преобразовании пантеона (храма) многочисленных племенных славянских богов в строгую иерархическую систему.
Однако реформа не увенчалась успехом, и именно после этого встал вопрос о новой вере. К тому времени молодое Русское государство вышло на международную арену, поэтому с ним должны были считаться авторитетные державы такие, как Арабский халифат и Византия. Интересен тот факт, что выбор религии был связан с выбором политической ориентации, однако сыграли свою роль и духовные запросы. В «Повести временных лет» дается очень характерный рассказ о том впечатлении, которое произвело на русских, побывавших в Византии, богослужение в христианской церкви: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба там лучше, чем в других странах». Богослужение, которое давало возможность вырваться из рамок земного мира, вскоре займет центральное место в религиозной и духовной жизни Руси. Но вопрос заключается в том, насколько сильна была потребность в смене религии у разных слоев общества. Христианизация Киевской Руси была проведена сверху, как впоследствии и многие другие реформы. Сначала после принятия христианства существовало двоеверие — система религиозных представлений, в которой языческие и христианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг в друга. Двоеверием были охвачены абсолютно разные круги русского общества. И это несмотря на то, что эти две религии имели разное отношение к миру.

Так, безымянный автор «Слова о полку Игореве», рассказывает, что его герой едет поклониться храму Пресвятой Богородицы в Киеве — в благодарность за чудесное избавление от плена, но одновременно упоминаются и древние языческие боги, которые тоже покровительствуют князю Игорю. Бесспорно, автор является и язычником, и христианином одновременно и не воспринимает разницы между теми и другими религиозными представлениями, так как видит это как единое целое. Конечно, постепенно, христианство все глубже проникало в умы, так как церковь укрепляла свои позиции, и представления о полном единстве христианства и язычества начали разрушаться.


В заключение хочется сказать, что несмотря на то, что представление о единстве двух религий разрушались, многие традиции и праздники двух вероисповеданий совместились. Христиане молились в церквах, однако и в дни от Рождества до Крещения справляли праздники Коляды, также праздновалась Масленица. Библейский Илья Пророк напоминал людям Перуна. Примечательно то, что двоеверие, по существу, сохранилось и до наших дней.

 

Бесспорно, что такой вопрос не оставил многих историков, критиков и философов равнодушными. Ниже приводятся некоторые мнения известных учёных.

1. Основательно эту проблему исследовал А.П.Щапов. Он показал, что народное сознание, не разрушаясь, адаптировалось к церковности, преобразуя собственное и церковное мировоззрение в синтетическую систему двоеверия.
Причину влияния мифологии на христианское народное мировоззрение исследователь видит в том, что «не мог же вдруг весь народ, тотчас после крещения, познать все христианское учение. Простая, младенческая вера, без знания, и доныне еще составляет господствующую, отличительную черту религиозного сознания нашего простого народа». Как было сказано ранее, язычество и христианство имело некоторые различия. Так, например, в язычестве природа занимала одно из почётных мест, а христианство, подчёркивает философ, популяризировало представления о том, что над каждым явлением природы Бог поставил особых духов, ангелов.

2. Для Г.Г.Филиппова не становится догмой мнение Щапова, потому что он находит в нём для себя недостаток. Филиппов не согласен с оценкой Щапова, ведь он, описывая действительные, реальные процессы, видит их как свидетельства неразвитости, косности народного сознания.

3. Также по данному вопросу высказался критик Е.В. Аничков. Он выдвинул идею о том, что христианизация была достаточно длительным процессом, продолжавшимся в русской деревне вплоть до XV-XVI века. По мнению ученого, проблема двоеверия не сводилась лишь к двоемышлению; двоеверие выражалось и в том, что под влиянием неурожая, голода и других бедствий целые области возвращались к язычеству.

4. А вот известный учёный Н.М. Гальковский выдвигает иное мнение. Он считает, что сразу после крещения Руси славянское язычество стало быстро забываться, что под влиянием христианства вера в старых языческих богов у наших предков потемнела, что сам смысл древнего язычества скоро был забыт. Также он считает, что состояние двоеверия в древнерусском обществе продолжалось не вследствие упорного нежелания людей жить по-христиански, а только из-за плохого знания христианского вероучения. "Нет никаких свидетельств того, чтобы на Руси пытались сравнить старую веру с новой, как и не наблюдалось попыток сознательного предпочтения язычества христианству", - говорит учёный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: